logo search
Bilet

Синергетическая парадигма в постнеклассической философии.

В 70-х годах XX в. возникает новое направление в развитии науки - синергетика (от лат. "sinergeia" - сотрудничество, кооперация, содружество), которое новое системное видение мира поднимает на новый уровень - динамического подхода к структурированным целостностям. Основатель синергетики Г. Хакен рассматривал ее как междисциплинарную область исследования кооперативных процессов самоорганизации в системах разной природы. Другой подход, но к тому же явлению - самоорганизации - осуществляет брюссельская школа во главе с И. Пригожиным.

Общую теорию систем (ОТС) рассматривают если не как непосредственную предшественницу синергетики, то как одну из областей знания, подготовивших проблематику самоорганизации. Объекты ОТС и синергетики всегда системны. Системный подход как действующая методология привел к формированию общей теории систем - метатеории, предметом которой является класс специальных теорий систем и различные формы системных построений.

Что касается синергетики, то здесь речь уже идет не о системах как таковых, а о процессе структурирования. Ядром рассмотрения является самоорганизация. Можно сказать, что произошел переход от статики систем к динамике. Статус и место синергетики не определены столь четко, как в случае ОТС. Г. Хакен видел в синергетике универсальный формальный язык, позволяющий описать разнообразные процессы самоорганизации. Прослеживая становление синергетики в контексте междисциплинарного знания, отметим, что синергетика явилась преемницей некоторых аспектов ОТС, кибернетики и физики, точнее, термодинамики. Процессы самоорганизации традиционно числились по ведомству кибернетики, но объектами последней выступали лишь искусственные и живые системы, в то время как в синергетике процессы самоорганизации распространяются на неживую природу. Область явлений, находящаяся в поле внимания синергетики, - это так называемые диссипативные структуры, которые возникают при определенных условиях в нелинейных системах.

Явления такого рода не были открытием последних лет. В физике к нелинейным процессам обратились в связи с созданием электронных ламп. Затем нелинейные процессы были реализованы в лазерах, которые хотя и были искусственными устройствами, но вскоре лазерную генерацию обнаружили и в космическом пространстве. Стало очевидным, что нелинейные процессы имеют естественный, объективный характер. Они были выявлены и химиками. Это открытие было сделано в 1951 году в СССР Б. П. Белоусовым. Однако экспериментальное исследование и теоретическое объяснение оно получило позднее. Речь идет об автоколебательных реакциях Белоусова-Жаботинского. В качестве диссипативных структур рассматриваются многие физические явления: автоволновые процессы, пространственно неоднородные структуры Тьюринга и др. Пытаются распространить модели самоорганизации и на область биологических, экономических, социальных систем. Таким образом, синергетика изучает процессы самоорганизации не только в различных средах жизни, но и в неживой природе и в обществе.

Методологически важно обратить внимание на то, что синергетика, приняв от ОТС, от кибернетики эстафету развития системных идей, передает ее дальше, наполнив новым содержанием. На этапе синергетики удалось преодолеть жесткое разграничение явлений и закономерностей живой природы и искусственной, с одной стороны, и живой и неживой - с другой.

Теоретическое обоснование получила идея неспецифичности процессов самоорганизации, показана их относительная независимость от формы движения материи: самоорганизация возникает на всех уровнях при необходимом сочетании внешних и внутренних факторов и условий. В результате синергетика подготовила основание для нового подхода к изучению динамики природных систем - глобального подхода к эволюции, в центре которого - идея глобального эволюционизма. Итак, от статического аспекта в изучении систем (ОТС) - через динамику систем (синергетика) - к динамике процесса (глобальный эволюционизм), такова история и логика развития идеи глобального эволюционизма в контексте междисциплинарного знания.

На вопрос о том, как возникает организация, логически и исторически было два ответа, точнее, два убеждения. Первое - материалистическое - заключается в том, что организация возникает в процессе самоорганизации материи, так как "нет ничего, кроме движущейся материи". Второе - идеалистическое мировоззрение, предполагает существование внешней организующей силы: Бога в религиозной доктрине, цели - в теологической, формы у Аристотеля и др. До исследования ОТС и синергетики конкретная наука ничего не говорила о том, как возможно возникновение жизни и других антиэтропийных явлений в энтропийной среде.