12 Вопрос
Проблема Восток—Запад—Россия была впервые заявлена П.Я. Чаадаевым в «Философических письмах». В полемике западников и славянофилов была предпринята попытка «прописать» российскую историю и культуру во всемирно-историческом духовном наследстве. Первые утверждали, что принадлежит Россия европейской культурно-исторической традиции. Вторые рассматривали Россию как самобытное духовное образование, максимально подготовленное к адекватному восприятию истин христианского мировоззрения. Третьим вариантом европейско-христианской «прописки» русской истории, культуры, общества и государства явилась концепция византизма К.Н. Леонтьева.
Аспект российской самобытности в теории славянофилов был резко усилен «почвенником» Н.Я. Данилевским, отвергавшим антитезу Восток—Запад и развивавшим идею существования особых и самостоятельных культурно-исторических типов. При этом русская культура рассматривалась как основа нового, формирующегося и переходящего в стадию цивилизации славянского типа. Почти на протяжении всего XIX в. в научно-историческом изучении русской истории господствовало представление о ее глубоком, принципиальном отличий от истории западноевропейских народов.
Высказав мысль, что Россия могла бы стать мостом между Западом и Востоком, так как она имеет возможность сочетать в своей культуре оба великих начала духовной природы — разум и воображение, Чаадаев тем самым поставил вопрос о «третьей силе» во всемирной истории.
Опора на гегелевскую диалектическую триаду (Китай, Индия, Ближний Восток) и одновременно введение в мировую историю России как ее нового необходимого звена допускали чисто теоретически две возможности: 1) сохранение трех элементов, но помещение России в качестве дополнительного звена в один из них (скорее всего, в третий, христианский — по главной его характеристике; 2) сокращение прежней схемы до двух: элементов и введение в триаду нового элемента — России (заметим, что из обозначенных условий нового теоретического оформления триадической исторической схемы не вытекают «искусственная» триада типа бердяевской (Восток, Востоко-Запад, Запад) и «случайная» триада евразийцев (Европа — Евразия — Азия). Из этих теоретических возможностей вторая имеет явный теоретический приоритет. Однако идея российской самобытности, доминировавшая в русской мысли XIX в., использовала первую из них, по скольку представлялась для русских мыслителей Россия прежде всего страной христианства и христианской культуры.
Итак, вопрос о России и ее месте в истории в отношении «Восток—Запад» решается следующим образом: во-первых, указанием на христианский характер ее духовно-культурной традиции и европейскую принадлежность этноса, общества и государственности (этим она отличается от цивилизаций Востока); во-вторых, указанием на православие и совпадение государственности и цивилизации в силу геополитической специфики, что отличает Россию от стран Западной Европы. Чисто исторически Россия (вместе с Византией и Западной Европой) — это вторичная и наиболее молодая христианская цивилизация западного мира
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- 4 Вопрос
- 5 Вопрос
- 6 Вопрос
- 7 Вопрос. Социализация личности
- 8 Вопрос.
- 9 Вопрос
- 10 Вопрос
- 11 Вопрос Запал Восток.
- Север и Юг
- 12 Вопрос
- 13 Вопрос
- 14 Вопрос
- 15 Вопрос Шумеро-Аккадская культура.
- Культура Старовавилонского царства.
- Культура Ассирии.
- Заключение.
- 16 Вопрос
- 17 Вопрос
- Критская культура
- Микенская культура
- 18 Вопрос
- Классический период
- Эллинистический период
- 19 Вопрос
- 20 Вопрос
- 21 Вопрос Христианская картина мира
- Ценностные ориентации христианства
- 22 Вопрос
- 23 Вопрос Раннее средневековье
- Высокое (классическое) Средневековье (X-XIII вв.)
- Позднее Средневековье (XIV-XV вв.)
- 24 Вопрос
- Личность
- 25 Вопрос
- 26 Вопрос
- 27 Вопрос
- 28 Вопрос
- Летописание
- Устное народное творчество Руси
- Литература Руси
- Начало книгопечатания на Руси
- Общеполитическая мысль Руси 16 века.
- 29 Вопрос Культура России XVIII века
- Литература.
- Архитектура.
- Живопись.
- Русская культура первой половины XIX в.
- 30 Вопрос
- 31 Вопрос