Неклассическая философия и ее роль в культуре хiх – хх веков.
Некласси́ческая нау́ка — концепция в советской и российской школе философии науки, введённая В. С. Стёпиным, выделяющая особый тип науки эпохи кризиса классической рациональности (конец ХIХ — 60-е годы XX в.). Неклассическая наука включает в себя ряд следующих концепций: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, принцип неопределенности Гейзенберга, гипотеза Большого Взрыва, теория катастроф Рене Тома, фрактальная геометрия Мандельброта.
В конце ХIХ — начале XX в. последовал ряд открытий, которые не вписывались в существовавшую научную картину мира. Были получены новые экспериментальные данные, которые привели к созданию революционных научных теорий такими учёными, как М. Планк, Э. Резерфорд, Нильс Бор, Луи де Бройль, В. Паули, Э. Шредингер, В. Гейзенберг, А. Эйнштейн, П. Дирак, А. А. Фридман и др.
Переход от классической науки к неклассической заключался во вхождении субъекта познания в «тело» знания в качестве его необходимого компонента. Изменилось понимание предмета науки: им стала теперь не реальность «в чистом виде», а некоторый её срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств и способов её освоения субъектом.
Установление относительности объекта к научно-исследовательской деятельности привело к тому, что наука стала изучать не неизменные вещи, а вещи в конкретных условиях их существования.
Наука этого периода столкнулась с миром сложных саморегулирующихся систем (теория эволюции) и начала осваивать его. Картины мира различных наук в это время пока ещё отделены друг от друга, но они все совместно формируют общенаучную картину мира, отсутствовавшую как единое целое в классической науке. Эта картина перестаёт считаться вечной и неизменной истиной и осознаётся как последовательно развиваемое и уточняемое относительно верное знание о мире.
В неклассической науке наметилась тенденция на сближение естественных и гуманитарных направлений, что стало характерной чертой следующего — постнеклассического — этапа развития науки.
-
Содержание
- Основные направления западной философии хх в.
- Философские концепции техники. Наука и техника как факторы развития цивилизации. Технические революции.
- Философия Платона. Учение Платона об идеях.
- Детерминизм и индетерминизм как философские методологии. Динамические и статистические закономерности.
- Диалектический и исторический материализм к. Маркса и ф. Энгельса.
- Сознание, самосознание и личность, действительность, мышление, логика и язык.
- Синергетическая парадигма в постнеклассической философии.
- Проблема антропосоциогенеза: основные концепции.
- Русская религиозная философия сер. XIX – нач. XX вв.
- Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия и философия.
- Общественно-политическая и религиозная мысль в Древней Руси.
- Проблема смысла жизни человека в истории философских и религиозных учений.
- Неклассическая философия и ее роль в культуре хiх – хх веков.
- Человек в информационно-техническом мире.