Учебный план группы рт – 5 на 9 семестр 2012 – 2013 уч. Года
Дисциплина | Преподаватель | Зачетная точка | Контрольная работа |
История искусств | Быкова Е.В. | Экзамен |
|
История религии | Быкова Е.В. | Зачет |
|
Педагогика НХТ | Александрова Н. С. | Лекции | Есть! |
Культурное наследие Вятского края | Тимкин Ю. Н. | Зачет |
|
Драматургия литературных сюжетов в театральном искусстве | Валова О.М. | Зачет |
|
Музыкальное оформление спектакля | Колыванова Е. В. | Зачет |
|
Режиссура | Злобин В. В. | Экзамен | Есть! |
Актерское мастерство | Злобин В. В. | Экзамен |
|
Театральная педагогика | Ильев В.А. | лекции |
|
МХК | Быкова Е.В. | зачет | Есть! |
Речь в спектакле | Злобин В. В. | Зачет |
|
Сценография и костюм | Быкова Е.В. | Лекции и практика |
|
История театров Вятского края | Валова О.М. | Лекции и семинары |
|
Основы режиссуры эстрады | Гужова Л.В. | Лекции и семинары |
|
Экономика | Беляев И.В. | Установка |
|
Политология | Тимкин Ю. Н. | Установка |
|
Организация руководства НХК | Гужова Л. В. | Установка |
|
Теория и методика ЭХО | Александрова Н. С. | Установка |
|
Литературный театр | Валова О.М. | Установка |
|
СРОК СДАЧИ ВСЕХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ – ПЕРВЫЙ ДЕНЬ СЕССИИ!!!
В противном случае вы не будете допущены до сдачи зачетов и экзаменов
МХК
(задание на зачет и контрольную работу)
КУЛЬТУРА ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ
Прочитайте документы и ответьте на вопросы
Документ 1 1
И когда Философ радовался о Боге, вновь приспело иное дело и труд не меньше прежних.
Ибо Ростислав, моравский князь, наставляемый Богом, посоветовавшись с князьями и мораванами, послал к цесарю Михаилу сказать: «Люди наши отвергли язычество и последовали христианскому учению, но мы не имеем такого учителя, который бы нам на нашем языке объяснил христианскую веру, чтобы и другие страны, видя это, уподобились нам. Пошли нам, владыка, епископа и учителя такого. Ведь от вас во все страны всегда добрый закон исходит».
Собрал цесарь совет, призвал Константина u1060 Философа и дал ему выслушать эти слова. И сказал: «Философ, знаю, что ты утомлен, но подобает тебе идти туда. Ведь этого дела никто другой не может исполнить так, как ты». Отвечал Философ: «И усталый телом и больной с радостью пойду туда, если они имеют письмена для своего языка». Сказал ему цесарь: «Дед мой и отец мой и другие многие пытались найти их, но не нашли. Так как же я могу найти это?» И сказал Философ: «Кто может на воде записать беседу или захочет приобрести прозвище еретика?» Отвечал ему вновь цесарь, и с Вардою, дядей
своим: «Если ты захочешь, то может Бог дать тебе то, что дает всем, просящим, без сомнения, и отворяет всем стучащимся».
Пошел Философ, и по прежнему своему обычаю обратился к молитве вместе с другими помощниками. И вскоре явился ему Бог, внимающий молитвам рабов своих. И тогда он составил письмена и начал писать евангельские слова: «В начале было слово, и слово было у Бога, и Бог был слово» и прочее.
Какое историческое событие нашло отражение в приведенном выше отрывке из «Жития Константина – Кирилла»?
Какое значение оно имело для культуры Руси?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Д о к у м е н т 2
В год 6497. После этого жил Владимир в христианском законе, и задумал создать церковь пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами, и поручил ее Анастасу Корсунянину, и поставил служить в ней корсунских священников, дав ей все, что взял перед этим в Корсуни: иконы, сосуды и кресты.
<…> В год 6504. Увидел Владимир, что церковь построена, вошел в нее и помолился Богу, говоря так: «Господи Боже! Взгляни с неба и воззри. И посети сад свой. И сверши то, что насадила десница твоя, – новых людей этих, сердце которых ты обратил к истине познать тебя, Бога истинного. Взгляни на церковь твою, которую создал я, недостойный раб твой, во имя родившей тебя матери приснодевы Богородицы. Если кто будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, ради молитвы пречистой Богородицы». И, помолившись Богу, сказал он так: «Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов». И уставил так, написав заклятие в церкви этой, сказав: «Если кто отменит это, – да будет
проклят». И дал десятую часть Анастасу Корсунянину. И устроил в тот день праздник великий боярам и старцам градским, а бедным роздал много богатства.
О каком церковном сооружении ведется речь в отрывке из «Повести временных лет»? Когда его строительство было начато и завершено?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Документ 3
В год 6544. <…> Когда Ярослав был в Новгороде, пришла к нему весть, что печенеги осадили Киев. Ярослав собрал воинов многих, варягов и словен, пришел к Киеву и вошел в город свой. А было печенегов без числа. Ярослав выступил из города, и исполчил дружину, и поставил варягов посредине, а на правой стороне – киевлян, а на левом крыле – новгородцев; и стал пред градом. <…> И была сеча жестокая, и едва к вечеру одолел Ярослав. И побежали печенеги врассыпную, и не знали, куда бежать, одни, убегая, тонули в Сетомли, иные же в других реках, а остаток их бегает где-то и до сего дня.
Прочитав отрывок из «Повести временных лет», ответьте на вопрос: к каким изменениям в культурной
жизни Руси привело это событие?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Д о к у м е н т 4
В год 6559. <…> Боголюбивый князь Ярослав любил село Берестовое и церковь, которая была там, святых апостолов и помогал попам многим, среди которых был пресвитер, именем Иларион, муж благостный, книжный и постник. <…>
Выкопал он пещерку малую, двухсаженную, и, приходя из Берестового, пел там церковные часы и молился Богу втайне. Затем Бог положил князю мысль на сердце поставить его митрополитом в святой Софии, а пещерка эта так и возникла. И немного дней спустя оказался некий человек, мирянин из города Любеча, и положил ему Бог мысль на сердце идти странничать. И направился он на Святую Гору, и увидел там монастыри, и обошел их, полюбив монашество, и пришел в один монастырь, и умолил игумена, чтобы постриг его в монахи. Тот послушал, постриг его, дал ____ему имя Антоний, наставив и научив,
как жить по-чернечески, и сказал ему: «Иди снова на Русь, и да будет на тебе благословение Святой Горы, ибо от тебя многие станут чернецами». <…> Антоний же пришел в Киев и стал думать, где бы поселиться; и ходил по монастырям, и не возлюбил их, так как Бог не хотел того. <…> И пришел на холм, где Иларион выкопал пещерку, и возлюбил место то, и поселился в ней… И стал жить тут, молясь Богу, питаясь хлебом сухим, и то через день, и воды испивая в меру, копая пещеру и не давая себе покоя днем и ночью, пребывая в трудах, в бдении и в молитвах. <…> И ведом стал всем великий Антоний и чтим всеми, и стала приходить к нему братия, и начал он принимать и постригать их, и собралось к нему братии числом 12, и ископали пещеру великую, и церковь, и кельи, которые и до сего дня еще существуют в пещере под старым монастырем.
Создание какого церковного сооружения описывается в приведенном выше отрывке из «Повести временных лет»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Д о к у м е н т 5
В год 6683.
Убит был великий князь Андрей Суздальский, сын Юрия, внук Владимира Мономаха июня месяца в 28-й день, в канун праздника святых апостолов. И была тогда суббота. Создал же он себе городок каменный, под названием Боголюбово, столь же далеко Боголюбово от Владимира, как и Вышгород от Киева. Благоверный и христолюбивый князь Андрей с юных лет Христа возлюбил и пречистую его мать; знанье же отринув и рассужденья, и, как хоромы чудесные, душу украсив всеми благими желаньями, уподобился царю Соломону, когда, храм господу богу и церковь преславную Рождества святой богородицы посреди Боголюбова в камне создав, разукрасил ее больше всех церквей: подобна она той Святая Святых, которую
царь Соломон премудрый создал; так и этот князь, благоверный Андрей, создал церковь такую на память о себе, и украсил ее драгоценными иконами, золотом и дорогими каменьями, и жемчугом крупным бесценным, и снабдил украшеньями разными, и украсил плитами из яшмы, и всяким узорным литьем, – блеском осыпав ее так, что больно смотреть, ибо вся она в золоте стала. И украсил ее, и осыпал утварью золотой, драгоценной, всем входящим на удивленье, так, что всякий, видевший это, не может выразить словом невероятной ее красоты; золотом и эмалью, и всякими драгоценностями, и церковным имуществом украшена, и всякой церковной утварью – золотая дарохранительница u1089 с дорогими каменьями, с опахалами ценными и кадилами разными, и снаружи от верха до пола по стенам и столбам тоже золотом крыто, и двери, и своды у церкви также золотом крыты, и купол златом украшен от верха до деисуса, и разным церковным добром переполнена, украшена всяким художеством!
Князь Андрей и город Владимир неприступным сделал, к нему он ворота золотые соорудил, а другие – серебром отделал, и создал соборную каменную церковь в честь святой Богородицы, прекрасную весьма, и разными украшеньями осыпал ее из золота и серебра, и пять куполов ее вызолотил, а все три церковные двери золотом выложил и дорогими каменьями, и жемчугом украсил ее драгоценным, и всяким узорным литьем расцветил, и обильем светильников золотых и серебряных ее осветил, и амвон из золота и серебра поставил, а служебные сосуды и опахала и другие украшения церковные – все золотом и драгоценным каменьем, и жемчугом крупным в обилье осыпал. Три же дарохранительницы, очень большие, из
чистого золота, из камней драгоценных поставил: и видом своим, и работой до удивленья подобны они Святая Святых Соломона. И в Боголюбове, и в городе Владимире купола золотые поставил, и своды позолотил, и стены внутри каменьем по злату осыпал, столбы позлатил, и снаружи ее и по сводам птиц золотых, и кубки, и паруса, из золота литые, поставил по церкви по всей и по сводам кругом.
Но, кроме того, и другие он многие церкви поставил различные в камне, и монастыри он создал, почему на весь церковный синклит и на церковников всех и обратил бог свой взор…
Прочитав отрывок из «Повести об убиении Андрея Боголюбского», перечислите те архитектурные сооружения, о которых в нем ведется речь?
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Дайте определение понятиям
Помните, что некоторые понятия имеют множество значений.
Агиография – _______________________________________________
Апсида – ___________________________________________________
Барабан – __________________________________________________
Берестяная грамота – _______________________________________
Детинец – __________________________________________________
Закомара – _________________________________________________
Зернь – ____________________________________________________
Изограф – __________________________________________________
Кириллица – _______________________________________________
Колты –____________________________________________________
Крестово-купольный храм – _________________________________
Лопатка – __________________________________________________
Летопись – _________________________________________________
Литье – ____________________________________________________
Мозаика –__________________________________________________
Нартекс – __________________________________________________
Неф – ______________________________________________________
Патерик –
Плинфа – __________________________________________________
Скань – ____________________________________________________
Смальта – __________________________________________________
Собор – ____________________________________________________
Узорочье – _________________________________________________
Фреска – ___________________________________________________
Хоры – _____________________________________________________
Цемянка – _________________________________________________
Ответьте на вопросы
1. Ежегодно 24 мая весь славянский мир празднует День славянской письменности и культуры. В Россию этот праздник пришел совсем недавно – в 1992 году, когда в Москве на Славянской площади был открыт памятник, у подножия которого зажгли неугасимую лампаду – знак вечной памяти.
Кому и почему посвящен этот памятник?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________
2. Почему принятие христианства в развитии русской культуры эпохи средневековья носило определяющий характер? В чем это проявилось?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Учебный план группы рт – 5 на 9 семестр 2012 – 2013 уч. Года
- 3. Почему именно Византия оказала такое большое влияние на культуру домонгольской Руси?
- 1. Основные памятники древнерусской культуры
- 2. Основные жанры и произведения древнерусской литературы
- 3. Основные этапы развития древнерусской культуры
- Культура России XIX века
- 1. – ___;
- 2. – ___;
- 3. – ___;
- 1. – ___;
- Темы контрольных работ .
- История искусств (экзамен) Западноевропейское искусство
- Тема 1. Русское народное дохристианское культурное наследие
- Тема 2. Вятский «колумб» к.А. Анфилатов
- Тема 3. Купцы г. Лальска
- Тема 4. Художники Виктор и Апполинарий Васнецовы. Вятское Васнецовское кольцо
- Тема 5. Вятское купечество и градостроительство.
- Тема 6. Братья Николай и Иван Чарушины
- Тема 7. Памятники истории и культуры Вятки XVIII в.