logo search
kultura_obshaya

14 Вопрос

Богатая и высокоразвитая культура Древнего Египта оказала огромное влияние на развитие народов Ближнего Востока и древних греков. Вплоть до настоящего времени достижения эпохи фараонов продолжают вдохновлять на создание предметов искусства, а научные открытия египтян в области математики и астрономии потрясают умы своей неожиданностью.

Древнеегипетская культура обладала рядом оригинальных черт, обусловленных как географическим положением этой страны, так и внутренними законами развития. Прежде всего, это замкнутость и самодостаточность. Изолированное положение Долины Нила затрудняло контакты с другими народами и не давало возможности узнать о достижениях соседей. Консерватизм, ориентация на традицию еще больше усиливали способность противостоять любым влияниям извне. Однако из-за этого даже предложенные самими египтянами нововведения очень плохо приживались и в искусстве, и в религии, и в жизни.

Фараон Аменхотеп IV, живший в 14 веке до н. э., из-за политических соображений решил реформировать религиозную систему, заменив многочисленных богов, чьи функции зачастую дублировали друг друга, монотеизмом — культом единого бога Атона. Атон недолго царствовал на территории Египта. Сразу же после смерти Аменхотепа новоявленный бог солнца был отменен.

В основе древнеегипетской культуры — страх человека перед неуправляемыми силами природы. В контексте такого мировосприятия фараон воспринимался как хранитель мирового порядка, сила, способная создать необходимое для жизни равновесие. Главный «герой» культуры — великая река Нил, а главная идея — вечность, выраженная, прежде всего, в архитектуре. Знаменитые пирамиды, самые известные из которых находятся в пригороде Каира Гиза, — выраженная в камне мысль о застывшем времени и пространстве.

Нильский крокодил был объектом поклонения во многих городах, в частности, в Фивах. В честь него строили храмы, в которых содержали богато украшенных животных. После смерти крокодилов хоронили с почестями в специально отведенном месте.

Письменность

Один из самых больших секретов культуры Древнего Египта — письменность, возникшая в конце 4 тысячелетия до н. э. В течение долгого времени не могли разгадать её загадку. В итоге иероглифы расшифровал в 19 веке французский ученый Ж.-Ф. Шампольон. Он взял найденный в египетском городе Розетта камень, где был вырезан один и тот же текст на разных языках, сопоставил эти варианты и получил ключ ко многим произведениям древних египтян. Рождение письменности связано с хозяйственными нуждами. Необходимость учета, делопроизводства и создало иероглифы, которые наносили сначала на камень и доски, а чуть позже — на папирус. Читали тексты справа налево.

Культы Египта

Древнеегипетская религия представляла из себя запутанную систему, с множеством богов, сложными ритуалами, целью которых было создать равновесие между противоположными началами. Четкое представление о функциях божеств получить крайне сложно, так как единого для всего Древнего Египта пантеона не было. Более того, с течением времени культы трансформировались, изменялись и роли, которые играли боги.

Богов изображали в виде людей и полулюдей-полуживотных, что не было случайным Египтяне с большим уважением относились к окружающему миру, наделяя животными элементами самое ценное в их культуре. Самой почитаемой силой природы было солнце, воплощенное в виде Ра (у этого бога были и другие имена, зависевшие от места, где ему поклонялись). Фараон как носитель божественной силы был «Сыном Солнца» или «Сыном Ра». Каждый вечер оно исчезало, попадая в невидимый, загробный мир человеком с головой птицы, откуда снова возвращалась солнечным диском. Главным богом загробного мира был Осирис, миф о котором и его супруге Исиде был центральным в древнеегипетской мифологии. Человек после смерти, подобно солнцу, попадал в загробный мир, где его встречал Анубис, бог с головой шакала, провожающий душу на суд к Осирису.

Мумифицирование всегда осуществлял жрец в маске Анубиса. Считалось, что все действия в мире людей проходят параллельно с действиями в загробном мире.

Храм, где поклонялись богам, был сосредоточием египетской жизни. Формирование египетского государства началось именно отсюда. Храм выполнял не только религиозные функции, но и был административным учреждением. Доступ в здание имели только жрецы.