Общественно-политическая и религиозная мысль в Древней Руси.
В настоящее время, мы вновь обращаемся к своей истории, пытаемся больше узнать о своих корнях. Очень важно сейчас обратиться к проблемам, которые стояли перед средневековым обществом, чтобы понять и лучше разобраться в современных. Ведь это неоценимый опыт, накопленный веками. Он может послужить для нас примером и показать пути решения наших проблем. А ведь многие актуальны и сейчас. Например, вопрос о единстве славян. Среди многочисленных проблем – раздробленность, междуусобные войны, монголо-татарское нашествие – четко слышен призыв к объединению практически во всех произведениях, написанных в то время.
В то время, в период Киевской Руси, было мало людей грамотных, образованных. Но были и такие, слава о которых шла далеко за пределы славянских государств. Так, например, можно сказать о «втором Златоусте» Кирилле Туровском. Конечно, не все дошло до наших времен, но то, что мы имеем, его произведения, поражают своим красноречием, богатством воображения, простотой и актуальностью. Кирилл Туровский имел высокий сан и, будучи приближен к государственным делам, свои мысли по поводу происходящего «доверял бумаге». Благодаря его многочисленным «Поучениям», «Притчам», «Словам» можно судить о настроениях общества древней Руси. Он затрагивает политические, экономические, социальные, религиозные, культурные аспекты общественной жизни. Многие высказывания можно применить и в современной жизни. Отрицательной чертой, которая характерна для всего средневековья, является рьяная религиозная направленность. Она присутствует в каждом произведении любого общественного деятеля и средневекового мыслителя.
Это и не удивительно. Образование и грамотность могли получить люди, приближенные к власти либо к церкви. Поэтому расцвет письменности приходит на Древнюю Русь лишь с принятием христианства и базируется на церкви и монастырях. Но и здесь видны очевидные плюс: люди могли изучать древнюю литературу, произведения византийских авторов и многое другое. На культурной почве происходил обмен информацией, идеями, мыслями. Конечно, древнерусские авторы многое заимствовали у Византии. Однако они проложили дорогу и дали толчок развитию своей, славянской, письменности, литературе и общественной мысли.
-
Содержание
- Основные направления западной философии хх в.
- Философские концепции техники. Наука и техника как факторы развития цивилизации. Технические революции.
- Философия Платона. Учение Платона об идеях.
- Детерминизм и индетерминизм как философские методологии. Динамические и статистические закономерности.
- Диалектический и исторический материализм к. Маркса и ф. Энгельса.
- Сознание, самосознание и личность, действительность, мышление, логика и язык.
- Синергетическая парадигма в постнеклассической философии.
- Проблема антропосоциогенеза: основные концепции.
- Русская религиозная философия сер. XIX – нач. XX вв.
- Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия и философия.
- Общественно-политическая и религиозная мысль в Древней Руси.
- Проблема смысла жизни человека в истории философских и религиозных учений.
- Неклассическая философия и ее роль в культуре хiх – хх веков.
- Человек в информационно-техническом мире.