logo
Вос славяне

Поселения

С эпохи древнерусского государства у восточных славян стали формироваться сельские и городские поселения. Древнейшим видом поселений у восточных славян дофеодального времени принято считать села с принадлежавшими им угодьями и веси, а также на севере погосты как ранние административные центры сельских общин, близ которых в земледельческой округе размещались "гнезда" (группы) поселений. Возможно, гнезда поселений, открытые археологами, на самом деле - одно и то же поселение в разные эпохи. Подсечно-огневой способ землепользования вынуждал общинников часто переходить с одного места жительства на другое, расположенное ближе к новому полю. Позднее, в ХVIII-Х1Х вв., селами обычно называли сельские поселения с административными функциями либо с помещичьей усадьбой и церковью. Некоторые села и погосты становились зародышами будущих городов, например "Погост на Вышнем Волочке" - будущий Вышний Волочек или "Погост на Волоке Ламском" — будущий Волоколамск и др.

Уже во время ранних контактов с восточными славянами древние скандинавы (варяги) называли Русь "Страной городов". Однако часто "городами" называли все укрепленные стенами, рвом и валом селения, в том числе и просто усадьбы феодалов.

Среди наиболее древних по их планировке типов поселений исследователями - единодушно отмечаются круговой, кучевой и рядовой, еще и поныне встречаемые в некоторых районах Русского Севера, Карпат, Белорусского и Украинского Полесья. В ходе исторического развития сложились поселения с новой - улично-рядовой (вдоль рек, дорог, берега озера) или улично-квартальной (городской) планировкой, полнее отвечавшей изменившимся социально-экономическим условиям жизни общества. Поэтапный процесс внутренних миграций и освоения новых территорий (примерно с XIV в.) привел к сложению на Руси разнообразных форм поземельных отношений, соответствовавших им форм социальной организации и типов сельских поселений - займищ, деревень и др. Появились и другие типы поселений, такие, например, как "починки" ("почин" - начало освоения земли), 'выселки" или "приселки" (отделение из села или деревни), "слободы" (от "свободы"), казачьи "станицы" на Дону, Яике и Тереке, "хутора" (тип однодворного или малодворного крестьянского поселения в период возникновения в деревне капиталистических отношений).

В Белоруссии и на Украине складывались характерные для них формы землепользования и типы поселений. Наиболее массовыми типами поселений белорусов следует считать вески (ср.: древнерус. весь - село, деревня), аналогичные русским деревням, а кроме того, выселки или приселки, однодворные "застенки" (от стенка - белорус, межа) и др. Для украинцев были типичны села, слободы, хутора. В XIX в. на Украине и юге России селения часто были уже многодворными.

Переходными от сельских поселений к городским типам на Руси являлись неукрепленные ряды или рядки, торгово-промышленные посады, характерные также для Украины и для Белоруссии. Аналогичны им средневековые белорусские "местечки" (белорус. - място - город) с их торгово-промышленным населением (ср. мещане). С развитием капитализма в России некоторые из таких селений превращались в фабричные или заводские поселки; последние, впрочем, возникали и самостоятельно при фабриках и заводах, горных разработках еще с конца XVIII и в XIX в. в Приуралье, на Урале, в Донбассе (чему способствовала приписка деревень государственных крестьян к солеварным, горным, металлургическим и прочим заводам и промыслам). После 1917 г. процесс образования переходных форм поселений продолжался, получив свое выражение, в частности, в возникновении рабочих поселков 20-30-х годов или поселков городского типа нашего времени, по характеру благоустройства ориентирующихся на город с населением, преимущественно занимающимся индустриальным трудом. Интенсивный рост городов и относительное сокращение сельских поселений - типичные черты эволюции поселений у восточных славян в конце XIX и XX вв.

Жилище

Характер и планировка сельских и городских поселений у восточных славян на протяжении столетий отражали не только род занятий и социальную организацию населения, но сказывались и на типах жилища. Последние испытывали на себе действие природных и социально-экономических факторов, а также влияние разнообразных строительных традиций. В частности, этнологами выявлены зональные различия планировки восточнославянского жилища, которые связаны, например, с разным местоположением печи, направлением ее устья и т.п.

Древние формы восточнославянского жилища представлены наземными (срубными) постройками, а также землянками и полуземлянками: срубные жилища бытовали преимущественно в лесной и лесостепной зоне, землянки и полуземлянки, частично углубленные в землю, - в центральных и южных районах страны.

Эволюция этих двух основных форм древнего восточнославянского жилища, в конечном счете, привела к тому, что к XIX в. сложились комплексы крестьянских жилищ, характерные для разных географических зон севера, центра и юга. Так, для русского, белорусского и отчасти североукраинского жилища издавна было типично использование в качестве строительного материала дерева и срубной техники строительства. Для южнорусского и украинского сельского жилища характерно сочетание дерева и глины, а именно использование деревянного каркаса и возведение стен из сырцового или обожженного кирпича, самана (саман — высушенный на воздухе необожженный кирпич, изготовленный из глины с добавлением соломенной резки или других волокнистых материалов) и т.п., а также применение турлучной техники ("турлук" - плетень с двух сторон обмазанный глиной).

С развитием капитализма на территориях России повсеместно стало развиваться "гродское" кирпичное строительство (при этом в большинстве случаев сохранялись традиционные формы, материалы и типы построек), применение черепицы и жести на покрытие домов и хозяйственных строений (взамен соломы, дранки и пр.).

Большим своеобразием отличаются старые русские постройки в северных районах (Новгородская, Вологодская, Архангельская и другие области, а также Карелия), где использование дерева и развитие срубной техники достигли высокого уровня. Это крупные жилые и хозяйственные комплексы, образующие дома-дворы, собранные под одной крышей, бани, амбары, риги и другие постройки в противопожарных и практических целях ставились отдельно - ближе к реке или озеру-

Рубленые и украшенные резьбой северорусские избы нередко возводились на высоких (полутора-двухметровых) подклетах над уровнем земли. Сами же дворы строились часто двухэтажными: в нижнем этаже устраивали помещения для скота, а на втором — на повети (повити) - размещали запасы сена, соломы, сельскохозяйственный инвентарь. На верхнюю часть вел особый взъезд, по которому въезжали груженые подводы. Ко двору примыкала жилая часть всей постройки, которая состояла из сеней, избы, горницы и т.п. Композиция и состав жилых помещений сильно варьировали.

В среднерусских и большей части белорусских районов предпочтительным строительным материалом также являлось дерево; техника возведения построек - срубная. Характер народной архитектуры близок к северорусской; усадьбы и жилища меньше по размерам, а также отличаются другими региональными особенностями. Так, в Тверской, Ярославской и других областях Верхнего Поволжья постройки для скота (дворы) возводились позади жилища; в центральных же районах двор обычно устраивался сзади и сбоку от жилища, примыкая к нему. В стороне располагались амбары, овины, гумна и бани.

Избы ставили (отчасти и теперь ставят) на относительно высоких подклетах, хотя и не столь высоких, как на Севере. Полы, как и в более северных областях, деревянные; крыши двухскатные, крытые дранью иди кровельным тесом, а в прошлом - нередко соломой.

Другая линия в развитии восточнославянского жилища прослеживается в южных районах Восточной Европы - у южных великорусов, большинства украинцев и части белорусов. Здесь жилые и хозяйственные постройки, как уже отмечалось, возводились из разных материалов. Срубные, каркасные и плетневые остовы построек сочетались с использованием саманного или глиняного заполнителя, сырцового или обожженного кирпича с последующей обязательной обмазкой стен глиняным раствором и, наконец, побелкой.

Южнорусские и украинские "малеванные" росписью хаты обычно покрывали соломой или камышом. Крыши были двухскатными (преимущественно в лесостепной зоне) или четырехскатными "круглыми" в степных районах. Пол чаще всего устраивали земляной, регулярно подновляемый глиняным раствором, и несколько углубленный в землю. Жилища в плане имели два-три помещения: хата + сени или хата + сени + камора и др. Такие дома украинцев и части белорусов сохраняли ориентировку фасадов на юг (у южных русских обычно параллельно улице).

Хозяйственные постройки свободно и разбросанно размещались по площади двора (украинский открытый незамкнутый двор), либо по его четырехугольному периметру, образуя внутри открытое пространство - открытый замкнутый двор, распространенный также у южных великорусов.

Восточнославянские жилища имеют общие для них элементы внутренней планировки. В одном из углов жилища обычно располагается духовая печь, рядом с нею полати, на которых спали. В русских северных жилищах они были высокими (выше роста человека над уровнем деревянного пола), у русских южных районов несколько ниже, а у украинцев - просто настил из обструганных досок над земляным полом. У стен жилища обычно ставились тяжелые лавки. Против печи, по диагонали от нее, находился почетный ("святой", "божий", красный) угол, где вешали икону.

С развитием капитализма в городе и проникновением капиталистических отношений в деревню здесь стали использоваться новые строительные приемы и материалы (кирпич, черепица, кровельное железо, цемент и др.), появились новые типы "городских" жилищ, в том числе многокомнатные дома из кирпича и дерева (пятистенки, "крестовики", избы-двойни и др.), окруженные большим количеством подсобных и хозяйственных построек, включая сараи с плугами, молотилкой и другим инвентарем.

В первой четверти XX в. произошли определенные модификации в характере и планировке жилищ за счет их упрощения. Изменился характер обустройства интерьеров, усилилось влияние городских стандартов (однообразная мебель, посуда индустриального производства и пр.).

В 50-80-е годы все более усиливался процесс урбанизации, который сказался на строительстве в сельских районах домов городского облика (как индивидуальных, так и многоквартирных со всеми видами коммунальных удобств) по типовым проектам. В интерьерах таких жилищ - чаще всего более или менее стандартные наборы мебели, ковров, посуды, радиоаппаратуры, телевизоров и т.п.

Впрочем, в последние десятилетия в отдельных регионах расселения восточных славян наблюдается тенденция к возрождению национальных традиций.

Одежда

Народный костюм русских, украинцев и белорусов отразил многообразие их исторического развития, сложные межэтнические процессы.

Некоторые элементы восточнославянской одежды, уходящие своими корнями в глубину веков, являются общими для всех трех народов: женская туникообразная рубаха, некоторые формы набедренной одежды, полотенчатый головной убор, плетеная обувь (лапти) и другие, в которой отчетливо прослеживаются многие локальные варианты. В классической этнографии за традиционный "национальный" костюм обычно принималась крестьянская одежда. Так, в одежде русских можно выделить севернорусский, южнорусский и среднерусский комплексы, соответствующие трем основным субэтническим подразделениям русского народа. Для севернорусского женского комплекса одежды характерны рубахи с прямыми поликами (плечевыми вставками), сарафаны различных фасонов, в том числе так называемые косоклинные, и душегрейки. Женские головные уборы были разнообразны и сложны: кокошники, покрытые сверху платками и расшитыми покрывалами, собственно платки и т.д. Девичий летний головной убор у всех восточнославянских народов отличался от головного убора замужней женщины тем, что он не закрывал темени и волос (лента, очелок, венец, перевязка и т.п.). Женские и девичьи праздничные головные уборы вышивались (в том числе бисером, речным жемчугом) серебряным или золотым шитьем.

Южнорусский женский комплекс одежды состоял из длинной рубахи с косыми поликами (на плечах вшивался клин острием книзу), паневы (несшитой набедренной одежды, образующей нечто вроде юбки, чаще всего из клетчатой ткани), имевшей много разновидностей. В некоторых районах, кроме паневы, были известны сарафан или полосатая юбка. Поверх паневы и рубахи женщины надевали фартук (занавеска, запан). Кроме того, в южнорусских районах бытовали холщевая юбка (подол), нагрудник (навершник, шушун). В среде южнорусского населения были распространены различные типы кичкообразных (на твердой основе, изготовлявшиеся из проклеенного холста) головных уборов, состоящих из нескольких частей, в том числе надеваемого сверху покрывала ("сороки"), или завязанного особым способом полотенца. Встречались даже и "рогатые" головные уборы, прототипы которых, как полагают, восходят к эпохе Киевской Руси.

Среднерусский женский комплекс одежды сочетал в себе черты северного и южнорусского типов костюма. Наличие сарафана, вытеснившего паневу, и кокошника придавали ему сходство с севернорусским женским костюмом. Впрочем, типы головных уборов, характер украшений приближают этот комплекс к южнорусскому. Для среднерусского комплекса характерно появление в XIX в. юбки и блузки, в значительной степени вытеснивших прежние традиционные элементы народного костюма.

Некоторой спецификой выделялся женский западнорусский костюм, обязательную часть которого составлял полотенчатый головной убор и особого вида панева или полосатая юбка "андарак". Интересны были также типы казачьих костюмов, на формирование которых большое влияние оказали военизированный быт казачества, культурные, экономические и семейно-родственные связи с соседними (в том числе кавказскими и другими) народами. Черты своеобразия имела также одежда русского населения Сибири. На ней сказалась конфессиональная неоднородность (значительное количество старообрядцев) и этнические особенности переселенцев из разных районов европейской части России.

Меньше вариантов имел мужской русский крестьянский костюм. Традиционный мужской костюм состоял из холщевой рубахи с прямым разрезом ворота (косоворотки - это, вероятно, относительно позднее явление), холщевых или суконных штанов с "узким шагом".

Основными материалами для мужских головных уборов служили мех (овчина), войлок, сукно и другие ткани. Часто головной убор служил признаком принадлежности к определенной социальной группе или сословию. Так, в ХV1-ХVII вв. высокие шапки были привилегией князей и бояр, более низкие (конической формы из сукна и меха) носили менее знатные слои населения. Валяные войлочные шапки ("шляпа", "кашник", "шпилек") имели очень широкое распространение в России. К мужским головным уборам, имеющим форму полушария, относились "треух" или “чебак". Цилиндрическую форму имел севернорусский "гречушник", который носили с "переломом". В XIX в. распространились картузы, вытеснившие многие летние головные уборы.

Верхняя мужская и женская одежда восточных славян в целом однотипна; она различается не столько материалом, покроем и фасоном, сколько названиями. Часто одежда одного и того же вида в разных местах имела разные названия. Это овчинные шубы и полушубки, зипуны, сермяги, чекмени и т.п. Их шили из разных тканей, и они были разного покроя: с прямой или отрезной спинкой, со сборками по спине, с клиньями, имели неодинаковую длину и фасоны воротника.

Русская крестьянская обувь также имела некоторые региональные особенности. Самой распространенной обувью были лапти, плетенные из липового лыка и бересты. На севере носили обувь из сыромятной кожи (поршни). Кожаные сапоги в крестьянском быту считались признаком известной зажиточности. В начале XIX в. в Нижегородской губернии появились высокие валяные из шерсти сапоги (валенки). До того времени валяную обувь делали в виде высоких галош из войлока ("чуни"). В конце XIX в. в русскую деревню проникла мода на обувь фабричного производства и на резиновые галоши.

Комплексы народной украинской одежды имели ряд локальных вариантов. Наиболее распространенной и типичной считают одежду населения Среднего Поднепровья. Важной частью мужского и женского костюма была рубаха трех видов туникообразная, с поликами (с "уставками") и на кокетке. Разрез на груди в мужской сорочке (пазушка) делался чаще всего прямым. Женские сорочки шили с цельнокроеными рукавами, пришитыми к станку по основе ткани, с прямыми поликами. На сорочку могла надеваться корсетка.

Поясной одеждой украинок, которую носили поверх рубах, служили плахта (несшитая ткань, оборачиваемая вокруг бедер), запаска (передник, нередко два, закрепленные спереди и сзади в виде несшитой юбки), дерга (три вертикальные полотнища, закрепленные на поясе в виде юбки). Мужчины носили обычно штаны с “узким шагом", а в некоторых украинских областях (возможно под влиянием кочевников) - широкие шаровары.

Верхней мужской и женской плечевой одеждой служила суконная свита, кожухи, кобеняки, тулупы. Весьма разнообразны головные уборы украинских женщин: чепец ("очшок"), покрываемый сверху платком, полотенчатые уборы (серпанок), платки. Девушки заплетали косы, украшая их венками и лентами. Мужчины зимой носили меховые шапки конической или цилиндрической формы, а летом соломенные шляпы (бриль, капелюх).

Обувью служили лапти (личаки), постолы (мокасинообразная обувь из одного или двух кусков кожи) и пр. Зажиточная часть населения носили черевики, сапоги (чоботы).

Большим своеобразием отличался традиционный народный костюм жителей украинского Подолья, на который оказали влияние этнокультурные связи с соседними народами. Множество архаических черт сохранилось в народной одежде гуцулов, лемков и бойков.

Не менее красочна традиционная народная одежда белорусов. Мужской костюм состоял из длинной туникообразной сорочки (кашуля) с прямыми ноликами ("палек", "вустаука") и прямым разрезом на груди. Ее носили навыпуск, подвязывая поясом. В костюм входили штаны с "узким шагом" ("портю", "наговищ") и поясом. Иногда мужчины носили безрукавку. В женский традиционный костюм входила сорочка с прямыми поликами. Сорочка могла быть на кокетке или сшита из двух частей и т.п. Воротник, манжеты, полики сорочки богато вышивались.

Наиболее распространенным видом поясной одежды у белорусов были сшитая юбка ("андарак", "спадшца"). На границе с украинским и южнорусским населением встречалась панева, плахта. Непременной частью женского белорусского костюма была богато орнаментированная безрукавка, фартук и яркий пояс.

Верхней одеждой у белорусов (как мужчин, так и женщин) служила суконная свита ("сярмяга"), чаще белого или серого цвета. По покрою она близка к украинской и русской верхней одежде. В отдельных районах встречались и другие ее разновидности, в том числе изготовленные из грубого домотканого полотна. Зимой носили кожухи из овчины.

Разнообразны традиционные головные уборы белорусов. Как правило, это общеславянские полотенчатые уборы, платок (хустка) и др. Девушки носили венки, украшенные лентами и бусами. Мужские головные уборы - валяные войлочные без полей шапки (магеры), войлочные широкополые (капялюши), меховые и суконные шапки, соломенные шляпы (бриль).

Самой распространенной мужской и женской обувью у белорусских крестьян были лапти, общеславянская кожаная обувь (пасталы и др.), валенки и др. В конце XIX в. стали появляться сапоги, ботинки, башмаки.

В одежде восточных славян отразилось социальное, в том числе сословное, деление общества. Заметно выделялась одежда российского дворянства. Ее шили по западноевропейским образцам, строго следуя законам моды. Купечество, мещане и другие сословные группы населения имели свои комплексы одежды, но с конца XIX в. постепенно также все шире стремились следовать модам господствовавших слоев общества. В их быт постепенно входило ношение "городского костюма". Встречались и смешанные варианты одежды (в традиционный костюм добавлялись отдельные новые элементы).

С развитием капиталистических отношений в России и с распространением фабричных тканей, а также с проникновением в массы городских мод традиционная крестьянская (и других сословий) одежда постепенно начала исчезать из повседневного обихода. В настоящее время одежда восточнославянского городского и сельского населения мало различается. Народный костюм можно встретить чаще на национальных праздниках, фестивалях, в выступлениях фольклорных ансамблей, в музеях, чем в живом бытовании.

В наши дни, однако, растет интерес к национальным формам костюма. В частности, это находит выражение в использовании традиций народного костюма в моделировании новых образцов современной одежды.