logo
Вос славяне

Социальные структуры и институты. Общественный быт

Социальная стратификация русского, украинского и белорусского общества в разные исторические эпохи выглядела неодинаково. Она накладывала заметный отпечаток на повседневную жизнь, поведение, весь характер жизни отдельных социальных слоев. Все население делилось на сословия, из которых два - дворянское и духовное (священники и члены церковного причта, т.е. так называемое белое духовенство, а также черное духовенство, т.е. монахи) - обладали важной привилегией: они были неподатными сословиями (не платили государству податей, налогов и не были обязаны служить государству). Другие три сословия -купеческое, мещанское и крестьянское - таких привилегий не имели. Сословное деление выступало как один из существенных пережитков феодализма. Высшие и средние государственные и общественные должности, а также должности в церковной иерархии, как правило, занимали дворяне. Правда, в XVIII и XIX вв. имела место межсословная социальная мобильность (характерными примерами могут служить судьбы и карьеры Меньшиковых, Орловых, Разумовских, русских академиков, межсословные браки, предоставление "вольных грамот" крепостным и т.п.), однако такого рода социальные перемещения происходили не так уж и часто. Правда, в соответствии с "Табелью о рангах" (1752 г.) и последующим законодательством, лица, дослужившиеся на гражданской и военной службе до определенного чина, приобретали личное или потомственное дворянство. Тем не менее "малороссийская" (т.е. украинская) старшина, белорусское шляхетство и русское дворянство крепко держались за свои сословные привилегии.

Классовый состав русских, украинцев и белорусов за последние два столетия претерпел существенные изменения. Помимо феодальных классов (крестьян и помещиков) в XIX в. сложились два новых - пролетариат и буржуазия. Следует, однако, помнить, что любая социальная группа в том или ином отношении (включая классы) гетерогенна. Среди крестьян, например, отчетливо различались помещичьи, монастырские и государственные крестьяне, образ жизни которых имел существенные различия. Среди помещиков также выделялись очень отличавшиеся группы (столичное и уездное барство, воронежские однодворцы, сходные по укладу жизни с крестьянами, и высококультурная интеллигенция, давшая России декабристов, а также заметную часть писателей, деятелей культуры и ученых).

Внутриклассовая дифференциация буржуазии создала весьма неодинаковые социальные типы - сельского кулака (результат имущественной и социальной дифференциации крестьянства), классическое патриархальное купечество (описанное в драматургии А.Н.Островского), промышленную буржуазию и т.п., но помимо них еще и ту интеллигентную часть русской буржуазии, из которой вышли создатель знаменитой картинной галереи П.М.Третьяков; основатель Художественного театра К.С.Станиславский (Алексеев); революционер-большевик Н.П.Шмит; издатель-просветитель И.Д.Сытин и др.

Весьма неодинаковы были бытовые, культурные и иные характеристики в разных слоях пролетариата; уральские и олонецкие (например, нижнетагильские и петрозаводские) рабочие казенных заводов имели усадьбы, небольшие земельные участки, скот, сезонные перерывы в работе на производстве для сенокоса, уборки урожая и т.п.; индустриальные рабочие Петербурга, Москвы и Донецко-Криворожского региона отличались своими культурно-бытовыми особенностями; рабочие разных отраслей промышленности также вырабатывали неодинаковые формы быта.

Социальные классы, сословия и другие слои русского, украинского и белорусского общества по-разному воспринимали включение в свой состав иноэтничных элементов. Так, ряд дворянских фамилий (Мусины, Муратовы, Карамзины, Корсаковы, Тенишевы, Тургеневы, Сабуровы, Салтыковы, Шереметевы, Юсуповы и многие др.) происходят от ассимилированных тюрко-татарских групп Поволжья. Среди белорусского дворянства встречались не только белорусы, но и русские, поляки, татары. Представители нерусских этносов, становившиеся предпринимателями-капиталистами, очень часто ассимилировались в составе русской буржуазии. Особенно интенсивно ассимилятивные процессы совершались в пролетарской среде и, прежде всего в крупных индустриальных центрах. В крестьянской среде ассимилятивные тенденции выражены гораздо слабее.

Среди социальных институтов, долгое время игравших заметную роль в жизни большинства, населения у восточнославянских народов, следует назвать соседскую крестьянскую поземельную общину. Последняя представляла собой форму объединения крестьянских хозяйств (семей) для решения поземельных вопросов (переделов земли, наделения землей, пользования угодьями и т.п.), выполнения фискальных и судебных функций, а также функций взаимопомощи и морального контроля. Русская община (мир) устойчиво бытовала в течение XIX и начала XX вв. Ее не смогла разрушить даже реформа П.А.Столыпина. Община украинцев (громада, в средние века копа или купа) сохранилась лишь в виде пережитков. Еще меньше общинные пережитки имелись в общественном быте белорусов. Высшим органом общинного самоуправления являлось собрание глав семей (дворовладельцев) - сход, выбиравший старосту, сотских, десятских и других должностных лиц. Члены общины в случае необходимости оказывали трудовую помощь (русские помочи, украинская толока, белорусская сябрына) вдовам, сиротам, а также тем общинникам, кто нуждался в единовременном коллективном груде (например, при постройке дома, обработке льна, молотьбе хлеба и т.п.).

Некоторые общинные правила и традиции как бы воспроизводились в сельских молодежных объединениях. Таковы были украинские "парубоцьки" и «дивочi» громады, устраивавшие коллективные работы - развлечения (вечорнищ, супрядки, досвiтки, русские посиделки).

Общинно-коллективистские способы организации труда проявлялись также в объединении нескольких малолошадных хозяйств для совместной обработки земли (супряга), в создании производственных групп - артелей (грузчиков, лесорубов, строительных рабочих и др.).

Общине свойственна противоречивость функций: с одной стороны, она была орудием вотчинного (помещичьего) или государственного управления крестьянами, но с другой стороны, она же и ограничивала произвол феодалов, обеспечивала крестьянское самоуправление на основе традиций обычного права. Существовали различные виды и формы общины - с большим или меньшим подчинениям традициям, государству или помещику, с той или иной мерой перехода к частному землевладению. Под влиянием товарно-денежных, капиталистических отношений общинные порядки разрушались и выборные должности сосредоточивались в руках богатого и влиятельного кулацкого слоя.

Изменения в социально-классовом составе восточнославянских наций, совершившиеся в послереволюционную эпоху, ликвидация прежней крестьянской общины в ходе коллективизации, осуществление государственно-административной, казенно-бюрократической модели социализма - все это создало условия для формирования тенденций, сильно повлиявших на характер социальной активности людей. Иной вид приобрела социальная мобильность: появление влиятельной государственно-административной системы, руководившей распределительными механизмами, обусловливало растущее стремление внедриться в ее состав, что приводило к неконтролируемому росту управленческого аппарата, к превращению его в социальный слой с некоторыми чертами социального класса и постепенно Формировавшимися особенностями быта. Вместе с тем социальная мобильность имела и другие направления. В советское время среди русских, украинцев и белорусов чрезвычайно усилился переход из крестьян в рабочий класс. Расширение системы народного образования, в том числе среднего технического и высшего, создало возможность массовых социальных перемещений в сферу медицины, науки, культуры и т.п., нуждались в кадрах также созданные по вертикальному принципу и руководимые бюрократическим аппаратом общественные организации - комсомол, профсоюзы, различные творческие союзы, общества и проч.

Ликвидация в ходе коллективизации прежней сельской общины не исключает того, что некоторые принципы общинной жизни не исчезли, а лишь переменили способы своего проявления. В качестве социальных институтов во многом стали функционировать и до сих пор функционируют производственные предприятия (и им соответствующие структуры: заводы, фабрики, колхозы и т.п.). Работник привязан к месту работы не только тем, что он здесь трудится, но и возможностью получения жилья, помещения ребенка в детский сад или летний оздоровительный лагерь, своего социального продвижения, организованного отдыха и т.п. В соответствии с этим производственный коллектив для работающего русского, украинца или белоруса стал очень существенной жизненной средой, влиятельной группой, формирующей важные элементы социальных установок и жизненных ориентации. Есть основание полагать, что трудовые коллективы (в том числе первичные трудовые коллективы) представляют собой микросоциальную среду (социальные поля общения), где транслируются, воспроизводятся и отчасти формируются также этнические ценности, стереотипы и другие формы ориентации и поведения. Межэтнические контакты, происходящие в трудовых коллективах, оказывают воздействие на поведение своих членов в других сферах и средах межэтнического общения — в семье, в общественной жизни, во взаимоотношениях с соседями или в компаниях друзей и знакомых.