logo
Вос славяне

Религия и верования

Русские, украинцы и белорусы, начиная с конца X в. н.э., исповедуют христианство православного толка; часть населения Западной Белоруссии исповедуют католицизм, а Западной Украины - униатство. Кроме того, большое распространение в России в прошлом имели некоторые оппозиционные официальной церкви религиозные движения - старообрядчество (раскол) и сектантство.

Старообрядцы, или "староверы", делились на имевших священников "поповцев" (большинство), не имевших их "беглопоповцев" и "беспоповцев" ("поморское согласие", федосеевцы, спасовцы, филипповцы и др.). Среди сектантов представлены немногочисленные группы "духовных христиан" (духоборов) - религиозного течения, сильно отличавшегося от православия и старообрядчества. Помимо них следует также назвать секты субботников, молокан, хлыстов и др. Среди части русских, украинцев и белорусов имеет распространение сектантский протестантизм - баптизм, пятидесятничество, адвентизм седьмого дня и др. Особенностью русского быта стала еще одна специфическая полурелигиозная категория "странников" и "странниц" (богомолов), юродивых и кликуш, живущих подаянием. Это были чаще всего "калики перехожие" - старики и старухи, совершавшие хождения к "святым местам" и рассказывавшие об этом за хлеб и ночлег.

Если старообрядчество (будучи одной из форм социального протеста в религиозной форме) возникло во второй половине XVII в. (как реакция на церковную реформу патриарха Никона) и распространилось среди городского и сельского населения страны, то российское сектантство появилось позднее, в XVIII-Х1Х вв. Большие группы старообрядцев, уходя от преследований царской администрации, долгое время жили на севере России, в Заволжье и Предуралье, "в лесах" и "на горах", постепенно переселяясь за Камень (Урал), в Сибирь, на Алтай и в Забайкалье.

У русских староверов всегда была выражена обрядовая сторона религии, отмечалось строгое соблюдение религиозных требований и запретов (например, запрет бритья бороды и усов, курения табака и питья спиртных напитков, общения с иноверцами и православными-никонианами, для которых наиболее ортодоксальные последователи старой веры держали в доме отдельную посуду и т.д.). Если основной "ересью" с точки зрения православного вероучения у русского населения всегда являлось старообрядчество различных течений со своими "толками", то на юге России, в Белоруссии и на Украине, как правило, преобладало не признававшее церковный обрядности сектанство (в том числе и наиболее известные из мистических сект, порой изуверского характера, - "трясуны", "хлысты", "скопцы" и др.).

Для середины — второй половины XIX в. характерно было нарастающее мнение на инаковерующих - старообрядцев и сектантов. Царская администрация строго следила за "раскольниками" и сектантами, деятельностью их священников и “уставников", религиозной агитацией и "совращением" православных, передвижениями по стране. В это время правительством был издан ряд указов и циркуляров о староверах и сектантах (например, о запрещении строительства молельных домов и старообрядческих часовен и скитов).

Пестрая палитра религиозных толков и вероучений во всех слоях дореволюционного населения России дополнялась рядом элементов архаических, дохристианских воззрений и суеверий, входивших органической частью в бытовое народное православие (например, древняя вера в колдовство, "порчу", "сглаз", "наговор" и т.п.). Это накладывало специфический отпечаток на многие стороны жизни и быта не только "российской глубинки", но и многих крупных и провинциальных городов страны, особенно торгово-купеческих и кустарно-промышленных.

Примечательно, что отдельных христианских "святых" народ наделял чертами своих старых языческих богов: например, Илья-Пророк "ведал" громами и молниями, как архаический Перун, Георгий-Победоносец и св. Власий почитались покровителями скота и пастухов, как древний славянский Велес, Николай Угодник помогал ремесленникам, морякам, путникам и купцам, Парáскева Пятница считалась заступницей и покровительницей женщин и женских занятий, как языческая Мокошь и т.д.

В повседневном быту русских, украинцев и белорусов, кроме того, продолжали сохраняться и следы былого почитания языческих божеств низшего ранга - домовых (дедко, батюшка и др.), леших, русалок, водяных, упырей, кикимор и т.п., а также почитания животных (медведя, волка, курицы и петуха, вороны, голубя и др.). При этом в некоторые церковные обряды вошли отдельные элементы древнего язычества, например, ритуал обведения коней вокруг церкви в праздник святых Флора и Лавра или обряд "угощения медведя" в медовый спас, "кутья" (сладкая каша) на христианских поминках и др.

Широко и своеобразно отмечались и прошлом в селах, деревнях и станицах храмовые (престольные) праздники - дни святого патрона-покровителя церкви и селения, в честь которого была воздвигнута та или иная приходская церковь. В такой день на праздник съезжались родственники и друзья, просто жители соседних сел и деревень, проводился торжественный молебен, свершалась общественная трапеза, происходило народное гулянье. В казачьих станицах все это сопровождалось к тому же еще и джигитовкой.

Значительное место в крестьянском быту занимали народные обычаи, связанные с традиционной календарной обрядностью: рождество, масленица, пасха, троица, праздник Ивана Купалы, яблочный и медовый спасы и др. В их проведении, в традиционных народных ритуалах и гуляньях особенно заметны многие рудименты старой языческой аграрной обрядности, существовавшей у восточных славян в течение веков. Как известно, православная церковь лишь вписала в этот цикл христианские праздники, слившиеся в единый комплекс восточнославянской религиозной обрядности, пронизанной древними языческими чертами.

В последнее время повсеместно наблюдается не только интерес к православной религии, но и тенденция к возрождению многих традиционных обычаев и обрядов русских, украинцев и белорусов в виде проведения встреч и проводов "русской зимы", празднования масленицы, "березки" "праздников урожая и т.д., продолжающих культурные традиции восточнославянских народов.