Этногенез.
Исследование процессов рождения этносов и их превращения в суперэтносы, развития, рост могущества этих суперэтносов и их вырождение (или гибель) предмет этнической истории, которая в свою очередь «...является функцией природного процесса этногенеза и изучает естественно сложившиеся несоциальные коллективы людей – различные народы, этносы...» (5). Читателю может показаться, что определение замкнулось на себя. Но это не так: этническая история отличается от истории социальных структур дискретностью процессов, поскольку этногенез конечен и связан с энергией живого вещества биосферы. Этногенез лежит на грани, где историческая наука из гуманитарной переходит в естественную, т.е. на стыке классической истории, географии (ландшафтоведения), биологии (генетики) и экологии. Действительно, если этнические явления лежат в сфере природы и представляют собой часть явлений биоценоза, управляемого изменениями ландшафтов, то, при возникновении, этнос вместе с породившим его ландшафтом составляют биохор (биоценоз + ландшафт). С другой стороны, события политической истории прямо (например, разгром Болгарии Византией) или косвенно (навязывание колониальной формы хлопководства – усыхание Арала – вымирание каракалпаков) вмешивается в процессы этногенеза, нарушая непрерывный характер этногенетической функции, если за аналитический вид таковой принять кривую этногенеза, предложенную школой Л.Н. Гумилева (4, 15 и др.). Итак, этногенез – явление биосферное и «работает» на биохимической энергии живого вещества. Но каков канал передачи этой энергии в человеческих сообществах, в форме какого этногенетического «двигателя» она реализуется?