Сказки а.С. Пушкина в детском чтении
Предметом анализа являются сказки А.С. Пушкина, вошедшие в круг произведений детской литературы.
Детская литература, А.С. Пушкин.
В период с 1830 – 1834 г. А.С. Пушкиным было написано пять народных сказок в стихах. Сказка «О медведихе» осталась незаконченной. В своих сказках поэт затрагивает социальную тематику («Сказка о попе»), говорит о моральных идеалах народа («Сказка о мёртвой царевне»), показывает занимательные приключения героев и любовные переживания.
Сказки, написанные Пушкиным, можно разделить на два типа: сказки, в которых поэт стремился воспроизвести не только дух, сюжеты и образы народного творчества, но и народные формы стиха («Сказка о попе», «Сказка о медведихе», «Сказка о рыбаке и рыбке»), и сказки, где используется современный поэту силлабо-тонический стих и литературные поэтические обороты и выражения, характерные для русского романтизма («Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне», «Сказка о золотом петушке»).
Сказки поэта не были адресованы детям. Однако, вошедшие в круг детского чтения, они оказывают плодотворное воспитательное воздействие на ребёнка, раскрывают явления человеческой жизни, знакомят с народным поэтическим творчеством, приобщают к богатству родного языка. А. Ахматова в статье «Пушкин и дети» пишет: «Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может быть, никогда больше не услышат и на котором не будут говорить, но который всё равно будет при них как вечная драгоценность».
Сказки Пушкина пробуждают в читателях симпатии и антипатии, формируют их активное отношение к героям, личное мнение на счёт той или иной ситуации в сказке. Его произведения привлекают читателя-ребёнка благодаря тому, что здесь собраны наиболее яркие варианты русского и зарубежного фольклора, на основе которого создавался интересный язык.
Особое значение пушкинских сказок как произведений детской литературы заключается в отсутствии явного дидактизма и назидательной интонации. Сказки поэта с характерным народным акцентом обращают внимание на такие пороки как жадность, леность, ложь, хитрость, вероломство. Противопоставленный отрицательным персонажам активно действующий положительный герой вызывает желание у читателя-ребёнка подражать ему.
Произведения Пушкина определили новый путь литературной сказки XIX века. Его произведения стали образцами детской литературы, вскрыв пустоту и надуманность книг многих второстепенных писателей.
Научный руководитель – ст. преп.
А. Е. Козлов
УДК 821.161.1
Н. В. Туркало
(студентка 1 курса, направление «Педагогическое образование», профиль «Филологическое образование», Институт филологии, массовой информации и психологии, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск)
- Требования к оформлению тезисов
- С.Н. Воробьева
- Влияние сказок екатерины II на становление детской русской литературы
- А. Е. Евтушенко, и. Е. Евтушенко
- Признаки детской литературы в романе н. Г. Чернышевского «что делать?»
- Н. И. Манькова
- Квазидетская литература (на примере романа н. Г. Чернышевского «что делать?»)
- Е. К. Постоногова
- Сказки а.С. Пушкина в детском чтении
- Проблемы определения понятия «детский фольклор»