Квазидетская литература (на примере романа н. Г. Чернышевского «что делать?»)
В статье изучается конгруэнтность романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» детскому восприятию Предметом анализа являются сказочные элементы, представленные в «Первом сне Веры Павловны».
Квазидетская литература, модальность, Н.Г. Чернышевский.
Детство считается основным периодом становления личности, так как именно в эту пору формируется мировоззрение, которое станет определяющим в последующей жизни человека. Несомненно, ключевая ответственность в воспитании ребенка закреплена за родителями. Однако не стоит забывать о существовании социальных институтов, с которыми ежеминутно происходит взаимодействие, а также о литературе, в частности, детской, которая оказывает влияние на формирование личности.
Роман «Что делать?» можно отнести к т.н. квазидетской литературе. Квази – приставка, имеющая значение «мнимый», «ложный»; следовательно, рассматриваемое литературное явление мы определяем как «несоответствующее данной возрастной категории». Еще В.Г. Белинский утверждал: «Есть чтение, которое адекватно детскому возрасту, и есть такое, которое считается вредным». О «вредности» романа «Что делать?» в детском развитии свидетельствуют статьи А.В. Круглова, осуждающего тех, «…кто дает в руки 15-летнему юноше «Что делать?».
Сюжет романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» демонстрирует отсутствие художественной целостности и эстетической завершенности. С одной стороны, реализм XIX века объединяется с революционной романтикой, способствуя утверждению идеалов будущего социалистического общества; с другой – история жизни Веры Лопуховой, более характерная для женского романа. Многие эпизоды романа свидетельствуют об определенной инфантильности повествователя и героев произведения. В то же время, преобразования эмпирической действительности, события семейной и общественной революции часто носят здесь условный сказочный характер.
Эпизод, имеющий непосредственное отношение к детской литературе, представляет первый сон героини – Веры Павловны Лопуховой. Эта глава построена на ряде значимых противопоставлений: темное и узкое пространство подвала противопоставляется широкому, светлому полю, паралич – свободе движений. Во всех противопоставлениях реализуется своеобразная антитеза двух миров: Добра (нового социалистического общества) и Зла (старого «буржуазного» мира). Особо значимым в данном фрагменте романа становится слово, исцеляющее заключенных в подвале девушек. Их мгновенное исцеление можно назвать чудом, что является характерной чертой сказочных произведений.
«Первый сон Веры Павловны» находит многочисленные отражения в сюжете произведения, представляя своеобразный «пунктир» четвертого сна героини.
Освоение романа в подростковом возрасте не должно быть самостоятельным: участие наставника и комментатора может помочь юному читателю прояснить двусмысленные и неправдоподобные детали произведения.
Таким образом, при подборе литературы для детей необходимо учитывать их возрастные особенности.
Научный руководитель – ст. преп.
А. Е. Козлов
УДК 821.161.1
- Требования к оформлению тезисов
- С.Н. Воробьева
- Влияние сказок екатерины II на становление детской русской литературы
- А. Е. Евтушенко, и. Е. Евтушенко
- Признаки детской литературы в романе н. Г. Чернышевского «что делать?»
- Н. И. Манькова
- Квазидетская литература (на примере романа н. Г. Чернышевского «что делать?»)
- Е. К. Постоногова
- Сказки а.С. Пушкина в детском чтении
- Проблемы определения понятия «детский фольклор»