Проблемы определения понятия «детский фольклор»
Предметом анализа является игровой детский фольклор. Исследователь отвечает на вопросы, что следует понимать под термином «детский фольклор» и какое содержание имеет данный термин.
Детский фольклор, детская литература, фольклористика.
В литературоведении нет единой точки зрения на феномен детского фольклора. Так, например, В. П. Аникин к детскому фольклору относит «творчество взрослых для детей, творчество взрослых, ставшее со временем детским, и детское творчество в собственном смысле слова». Это мнение разделяют Э. В. Померанцева, В. А. Василенко, М. Н. Мельников. Упомянутые исследователи, как правило, начинают характеристику детского фольклора с рассмотрения произведений, созданных взрослыми и исполняемых ими для детей (колыбельные песни, потешки и т.д.). Изучение детского фольклора начинается в середине XIX в. и идет в различных направлениях. Так, сторонник мифологической теории В. А. Попов стремился отыскать следы мифологии в детском фольклоре, историк Н. И. Костомаров привлекал произведения детского фольклора для характеристики древнего быта русского народа.
Другие ученые к детскому фольклору относят только те произведения, которые созданы и исполняются самими детьми. Известный исследователь детского фольклора Г. С. Виноградов писал: «Детский фольклор составляют произведения, которые не включает репертуар взрослых; это совокупность произведений, исполнителями и слушателями которых являются сами дети». Таким образом, условимся называть детским фольклором произведения, созданные и исполняемые самими детьми.
Вместе с тем следует отметить, что в детский фольклор проникают и произведения взрослых. Дети почти всегда присутствуют при исполнении устных произведений взрослыми, нередко усваивают отдельные элементы их исполнения. На определенной стадии некоторые традиционные жанры угасают, исчезают в фольклоре взрослых; переходят к детям, живут как органическая составная часть детского фольклорного репертуара. Видоизменяясь, эти произведения приобретают признаки детского фольклора и становятся органической частью детского фольклорного репертуара.
До середины XIX века детский фольклор не выделялся в особый раздел народной поэзии, публикации детского фольклора были случайными и малочисленными. В 50-60-е годы XIX в. в связи с повышенным интересом к народному творчеству обращает на себя внимание и детский фольклор. Произведения детского фольклора записывают В.И. Даль, П.В. Шейн, П.А. Бессонов и другие фольклористы. В последней трети XIX – начале XX в. детский фольклор собирают А. В. Марков, А. И. Соболев, В. Н. Харузина и др. Записи произведений детского фольклора публикуются в журналах «Живая старина», «Этнографическое обозрение» и различных «Губернских ведомостях». В XX веке советскими фольклористами собран довольно значительный материал, в полной мере он становится систематизированным сегодня благодаря исследованиям ведущих ученых ИМЛИ РАН.
В заключение следует сказать, что к детскому фольклору относятся произведения, во-первых, созданные самими детьми, во-вторых, заимствованные детьми у взрослых, но переработанные в соответствии с психологией и потребностями детского возраста. Работа по поиску новых произведений детского фольклора должна быть продолжена. И не последнюю роль в этом деле могут сыграть ежегодно проводимая фольклорная практика студентов, студенческие фольклорные экспедиции.
Научный руководитель – ст. преп.
А. Е. Козлов
- Требования к оформлению тезисов
- С.Н. Воробьева
- Влияние сказок екатерины II на становление детской русской литературы
- А. Е. Евтушенко, и. Е. Евтушенко
- Признаки детской литературы в романе н. Г. Чернышевского «что делать?»
- Н. И. Манькова
- Квазидетская литература (на примере романа н. Г. Чернышевского «что делать?»)
- Е. К. Постоногова
- Сказки а.С. Пушкина в детском чтении
- Проблемы определения понятия «детский фольклор»