Сивка-Бурка
Волшебный конь, встречающийся в русских народных сказках.
Сивка-Бурка появляется, когда герой сказки — Иван находится на могиле отца и справляет по нему тризну. В качестве вознаграждения отец передает Ивану право владения волшебным конем.
Оказавшись в затруднительном положении, Иван произносит заклинание: «Сивка-Бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой». Услышав слова хозяина, конь сразу же появляется перед ним. Его бег сопровождается особыми знамениями: «Конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит».
Войдя в правое ухо коня и выйдя в левое, герой преображается и становится богатырем. Потом он садится на коня, совершает богатырские подвиги или отправляется на войну. После победы герой вновь возвращается домой и принимает свой обычный вид.
Сивка-Бурка представлен и в волшебных сказках где с ним связан традиционный мотив добывания коня. Достав волшебного коня, герой преображается: принимает вид богатыря и отправляется на подвиги. В богатырских сказках конь — помощник героя, поскольку в них герой всегда на первом месте. В сказке о гонимом герое Сивка-Бурка выступает как самостоятельный персонаж, верно служит герою даже тогда, когда достается ему в награду за какой-либо подвиг.
Сирин
Образ мифологической птицы-девы, чаще встречающийся в русских духовных стихах.
Как считают исследователи, образ Сирина восходит к древнегреческим сиренам. В духовных стихах рассказывается, что Сирины обитают в раю, откуда спускаются на землю. Они могут зачаровывать людей своим пением. Сирин часто упоминается вместе с другой мифической птицей — Алконостом, но никогда не выступает как прорицатель будущего.
В западноевропейских легендах говорится, что Сирин является носителем души человека, не принятого в рай. Вероятно, потому Сирин всегда поет печальные песни.
Сирин и Алконост часто изображаются на лубочных картинках как олицетворение печали и радости. Подобное представление нашло отражение в картине А. М. Васнецова «Песни радости и печали», где изображены обе птицы.
Смерть
Мифологический образ, действующий в сказках, сказаниях, духовных стихах и былинках.
В славянском фольклоре Смерть предстает в виде костлявой и безобразной старухи с косой. Согласно древним представлениям, Смерть приходит к человеку в момент перехода из мира людей на «тот свет», потусторонний мир.
Появление Смерти сопровождается знамениями: собачьим воем, пением петуха, кукованием кукушки, карканьем вороны, треском стен, воем в трубе. В момент кончины человека и расставания души с телом Смерть забирает душу и доставляет ее на суд к Богу. Он определяет дальнейшую судьбу души. Чтобы облегчить путь души, умирающего необходимо исповедать, надеть ему на грудь крест, дать в руку заранее освященную свечу. С этой же целью в доме раскрывали окна, двери и печную трубу. Следовало также переложить умирающего на пол, укрыть его белым или черным платком.
Смерть является действующим лицом многих народных рассказов и быличек. Основным ее противником в бытовых сказках выступает солдат. Смышленый герой чаще всего обманывает Смерть и продлевает себе срок жизни. Иногда вместо солдата действует старуха или кузнец. В сюжете «Солдат и Смерть» солдат обманывает Смерть и сажает ее в табакерку; в другой сказке кузнец вывешивает на своем доме надпись: «Приходи завтра». В некоторых сюжетах Смерть связана с образом Горя (герой загоняет ее в «ось тележную» или в гроб, а затем бросает в реку или в «пучину морскую»).
Под влиянием христианства образ Смерти изменился, и она стала выступать как воплощение воли Господа. В духовном стихе об Анике герой гибнет, ибо вознамерился победить Смерть. В апокрифической традиции этот образ постепенно отодвигался на второй план, за душу умирающего борются ангел и черт. Победитель должен забрать душу с собой. Известны и многочисленные рассказы о том, что ангелы уносят по небу душу умершего к Солнцу. Иногда образ Смерти замещается образом архангела Михаила, который приходит за душой умирающего. В отличие от Смерти он невидим.
- Славянский календарь. Славянские праздники.
- Обряды и праздники
- Свадебный обряд
- Мать сыра земля
- Домовой
- Дворовой
- Овинник (Гуменник)
- Полевой
- Кикимора
- Ведьмак
- Водяной
- Русалки
- Огненный змей
- Трясовицы
- Алконост
- Василиск
- Верлиока
- Волкодлак
- Змей Горыныч
- Кощей Бессмертный
- Китоврас
- Кот Баюн
- Лихо одноглазое
- Папоротник
- Покойник
- Привидения
- Сивка-Бурка
- Финист – Ясный сокол
- Чудо-юдо