Огненный змей
О нем до сих пор рассказывают во многих деревнях России. Именно в образе этого духа, как ни в одном другом, слились загадочные явления природы и переживания человека. Об Огненном Змее известно, что это злой дух, который обычно прилетает к молодым вдовам вскоре после смерти мужа.
Он похож на сноп, пучок, веник, огненный шар или змею с хвостом золотых искр. Чаще всего его видят вылетающим из трубы или влетающим в трубу. Но вот в доме он сразу же превращается в человека, о котором тосковала хозяйка. Потом он проходит в горницу, обнимает, целует заждавшуюся женщину, ложится с нею в кровать, угощает пряниками. По поверьям, от таких визитов женщина начинает чахнуть и умирает.
По этой причине за одинокими женщинами соседи присматривали, и когда замечали, что молодая вдова говорит сама с собой, заговаривается, то считали, что к ней прилетает Огненный Змей. Тогда соседки начинали спасать женщину, ведь все знали: если этого не сделать, то она вскоре умрет.
Был способ, по которому женщина могла определить, на самом деле вернулся ее муж или это Огненный Змей. Нужно было нащупать у него на спине позвоночник: если он есть, то это муж, если нет, то Огненный Змей.
Во многих местах до сих пор рождение внебрачных детей объясняют визитами Огненного Змея. Есть поверье, что от этой связи рождались дети черные, глупые и злые, которые жили недолго, так что их даже никто не видел.
Быличка об Огненном Змее
Овдовела молодуха и начала тосковать. Куда ни пойдет, особенно к вечеру, прикочнется ли в клетку или выйдет во двор, а ее уже покойный муж там ждет и все ее научает: «Не говори нашим, молчи».
Баба по ночам стала с кем-то шептаться. Слышит свекор, спрашивает, с кем она разговаривает, а та отмалчивается. Пойдет баба во двор и долго там остается. Выходит раз свекровь с огнем и видит, что та обнимает столб (а бабе кажется, что она обнимается с мужем). Спрашивает ее, что делает, молодуха хитрит, сказывает, что голова закружилась, и оперлась на столб. Раз ночью слезает с печки и начинает
ставить у печки самовар. Старуха ей не дает, та идет на мост (площадка в двухэтажном крытом дворе, где одна лестница ведет вниз, во двор и хлев, а вторая наверх, на сеновал) и хочет ставить самовар там. «Да что ты, матушка, разве не видишь, Ваня (это ее умерший муж) пришел»,— говорит она свекрови.
Перестали класть бабу спать одну, подкладывают ей ребенка. Ребенка она откидывает, не принимает. Окуривали ладаном, но ничего не помогает: баба все худеет и хиреет. Пошла раз во двор обирать яйца, да что-то долго не идет. Смотрят, она под мостом скорчилась, посинела и не дышит. Так и задушил ее шут. Сама виновата, что привадила.
Навии
В славянской мифологии собирательный образ умерших предков. Вероятно, первоначально навиями называли умерших, плывших в царство мертвых на погребальной ладье.
Навии невидимы и всегда враждебны человеку. Так, в «Повести временных лет» рассказывается о том, как полчища невидимых навий напали на Полоцк, и там разыгралась эпидемия, унесшая множество жизней.
Связанный с навиями праздник, называвшийся Навский велик, отмечался в четверг во время пасхальной недели, а также в начале осени. Считалось,
что в этот день навии выходят из могил и отправляются к своим потомкам на поминальную трапезу. Для навий готовили специальное угощение, ставили его на стол в комнате и открывали окна. Чтобы не мешать навиям, категорически запрещалось выходить на улицу после захода солнца.
Против навий использовались особые оберегательные обряды. Если навии приносили вред, следовало разрыть могилу усопшего и вынуть из нее «навью косточку» — единственную не разложившуюся от времени кость усопшего. Ее полагалось сжечь и пепел бросить обратно в могилу. Тогда навия исчезнет и перестанет беспокоить живых.
Южные и западные славяне полагали, что навии могут определить судьбу ребенка. Считалось, что невидимые навии собираются у постели роженицы и решают, будет ребенок жить или умрет.
Обреченному на смерть навии ставили невидимый навий знак.
С течением времени культ навий связывался с почитанием рода, и сам праздник получил название Радуницы. Образ навий широко использовался в русской литературе, например в романе Ф. Сологуба «Капли крови» (первоначальное название «Навьи чары») и некоторых рассказах о детях.
- Славянский календарь. Славянские праздники.
- Обряды и праздники
- Свадебный обряд
- Мать сыра земля
- Домовой
- Дворовой
- Овинник (Гуменник)
- Полевой
- Кикимора
- Ведьмак
- Водяной
- Русалки
- Огненный змей
- Трясовицы
- Алконост
- Василиск
- Верлиока
- Волкодлак
- Змей Горыныч
- Кощей Бессмертный
- Китоврас
- Кот Баюн
- Лихо одноглазое
- Папоротник
- Покойник
- Привидения
- Сивка-Бурка
- Финист – Ясный сокол
- Чудо-юдо