Методические рекомендации
Гендерные исследования – сравнительно новая отрасль обществознания, сформировавшаяся в последнее десятилетие ХХ в. Центром их внимания являются социальные роли мужчин и женщин, пол человека. Однако в противовес классической философии и феминологии гендерные исследования реализуют новый подход в понимании пола, что нашло свое отражение в формировании аналитической категории «гендер» (социальный пол).
Гендерные исследования – результат развития западной науки. Вместе с тем интерес к ним российских ученых очевиден, и он обусловлен их методологической и содержательной значимостью для понимания общества и человека. Материал по теме семинара систематизирован в учебном пособии Л. М. Управителевой (электронная версия имеется на кафедре истории, ТиМО), которое можно использовать как основу для подготовки к обсуждению предложенных вопросов.
На семинарском занятии на основе гендерного анализа предполагается рассмотреть следующие проблемы: особенности социальных групп женщин и мужчин, специфику их деятельности в материальной и духовной сферах, семейно-брачные, сексуальные, репродуктивные отношения.
В качестве объекта для подобного анализа предлагается избрать современные «примитивные общества» (по западной терминологии), которые имеют или совсем недавно имели распространение практически во всех регионах Земли: в Австралии, Африке, Северной и Южной Америке, в Северной и Юго-Восточной Азии, на Дальнем Востоке. Эти общества неоднородны по уровню своего развития. Представляется корректным обратить внимание при анализе лишь на народы, не вступившие в стадию классообразования. Это низшие и высшие охотники, собиратели и рыболовы, ранние земледельцы и скотоводы. Однако необходимо учитывать, что вопрос о возможности экстраполяции этнографических данных о современных традиционных обществах на историческое прошлое человечества в науке остается открытым.
Готовя ответы на вопросы, студенты должны из предложенных источников подобрать примеры, подтверждающие их выводы. В этом случае тоже разумно использовать групповой метод работы (см. предисловие).
В завершение изучения темы студенты должны осознать, что, начиная с первобытности, биологическое различие полов обретает социальное продолжение и закрепление. Своего максимума социальное различие женщин и мужчин достигает в сфере труда и духовной деятельности. Именно здесь поляризация полов и властная вертикаль в их отношениях выражены наиболее ярко по сравнению со сферами сексуальности и родительства, но и биологическое испытывает последствия социального существования полов, это касается, прежде всего, сферы сексуальности. Экзогамия, половые табу, регулирование рождаемости – это все механизмы трансформации природного в социальное и культурное.
Литература
Источники:
Берндт, К. Х., Берндт, Р. М. Мир первых австралийцев / К. Х Бернд, Р. М. Бернд. – М. : 1981. – с.
Брайант, А. Т. Зулусы до прихода европейцев / А. Т. Брайант. – М. : 1953. – с.
Буржуа, Р. Баньярунда и Бурунди. / Р. Буржуа. – М. : 1956. – с. .
Кларк, Дж. Доисторическая Африка / Дж. Кларк. – М. : 1974. – с. .
Локвуд, Д. Австралийское племя пинтуби / Д. Локвуд. – М. : 1984. – с. .
Локвуд, Д. Я – абориген / Д. Локвуд. – М. : 1982. – с. .
Рафси, Д. Луна и радуга / Д. Рафси. – М. : 1978. – с. .
Ревуненкова, Е. В. Народы Малайзии и Западной Индонезии / Е. В. Ревуненкова. – М. : 1980. – с. .
Роуз, Ф. Аборигены Австралии / Ф. Роуз. М., 1981.
Эванс-Притчард, Э. Нуэры / Э. Эванс-Притчард. – М. : 1992. – с. .
Эленбергер, В. Трагический конец бушменов / В. Эленбергер. – М. : 1956. – с. .
Элькин, А. Коренное население Австралии / А. Элькин. – М. : 1957. – с. .
Основная:
Бутовская, М. Л. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции / М. Л. Бутовская. – М. : 200
Управителева, Л. М. Женщина и мужчина в первобытном обществе. Опыт гендерного исследования: Учебное пособие / Л. М. Управителева. – Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2002. – 173 с.
Художественная культура первобытного общества: Хрестоматия / Сост. И. А. Химик. – СПб. : Славия, 1994. – 416 с.
Дополнительная:
Список литературы, имеющийся в фондах НБ НТГСПА по данной теме, можно найти в указанном выше пособии Л. М. Управителевой.
Жаров, Л. В. Третий пол? // Человек. –2005. – № 3. – С.
Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения / М. Мид. – М., 1988.
- История первобытного общества Учебно-методическое пособие
- Оглавление
- Предисловие
- 1. Планы, методические рекомендации и литература к практическим и семинарским занятиям
- Задания
- Методические рекомендации
- Вопросы для обсуждения
- Методические рекомендации
- Литература
- Ведущие современные специалисты
- Понятия
- Вопросы для обсуждения
- Методические рекомендации
- Литература
- Литература
- Цель: рассмотреть сущность, генезис и особенности мифологического сознания и первобытной мифологии, познакомиться с переводами древних мифов различных народов.
- Источники и литература
- Темы для докладов
- Ведущие специалисты
- Понятия
- Вопросы для обсуждения
- Методические рекомендации
- Источники и литература
- Ведущие специалисты
- Понятия
- Задания
- Глава 1. Понятие обряда и его соотношение с другими категориями культуры
- Глава 2. Обряды жизненного цикла
- Глава 3. Производственные обряды
- Глава 4. Хранящие тайну обряда.
- Семинар 3. Женщина и мужчина в первобытном обществе
- Вопросы для обсуждения
- Методические рекомендации
- Понятия
- Практическое занятие 3. Защита портфолио творческих работ по дисциплине.
- 2. Методические рекомендации к составлению портфолио
- Приложения
- Оценка учебно-исследовательской активности студента по дисциплине
- Образец оформления титульного листа портфолио
- История первобытного общества
- Образец оформления письменной аннотации статьи из научного периодического издания
- Список памятников первобытного искусства, о которых следует составить историческую справку
- Образцы оформления выписки из исторического источника
- Карточка прослушивания экскурсии
- Правила оформления визуальной презентации для научного доклада
- Вопросы к аудиосюжету о Мезинском музыкально-хореографическом комплексе (ммхк)
- Вопросы к видеосюжету о заповеднике Шульган-таш (vts 01_1)
- Вопросы к фильмам Вопросы к фильму Андрея Головнева «Боги Ямала»
- Вопросы к фильму Андрея Головнева «Пегтымель»