Методические рекомендации
Антропогенез – становление человека как биологического вида, носителя разума и социального существа, производящего орудия, – приходится на сравнительно небольшой отрезок истории Земли, примерно от 5 до 0,04 млн. лет назад.
Антропогенезу предшествовал длительный период эволюции органического мира, на протяжении которого складывались биологические предпосылки гоминизации (очеловечивания). В. И. Вернадский указал на то, что, начиная с кембрия, эволюционный процесс идет в направлении цефализации – прогрессивного развития центральной нервной системы. Эволюция мозга гоминид была лишь его продолжением.
В верхнем палеолите антропогенез завершился и, по мнению ряда антропологов, закончилась прогрессивная морфологическая эволюция и видообразование гоминид. Сформировался уникальный тип центральной нервной системы, характерный для современного человека, став биологической основой для неограниченного социокультурного процесса и адаптации к широкому спектру изменчивых условий среды.
Развитие современной эволюционной антропологии началось с концепции антропогенеза Ч. Дарвина (1871), основанной на сформулированном им ранее законе естественного отбора. В отечественной антропологической литературе долгое время господствовала стадиальная концепция, которая в последние годы стала вытесняться моделью «сетевидной» эволюции гоминид. Понятием стадий (архантроп – палеоантроп - неоантроп) многие антропологи продолжают пользоваться исключительно ради удобства, характеризуя этапы антропогенеза. Значительное расширение источниковой базы (особенно во второй половине ХХ в.) выявило, что не все варианты классификации гоминид совмещаются со стадиальной схемой. Все более популярным становится изучение антропогенеза в контексте единого эволюционного процесса на основе экологического подхода к истории общества.
Эволюционный процесс представляет собой чередование периодов стабильности и бифуркаций. В истории человека бифуркационные точки чаще всего совпадают с экологическими кризисами. Благополучное преодоление экокризиса означает переход на новую, обычно более высокую ступень развития.
Проблема происхождения человека – одна из сложнейших и актуальнейших в современной науке. В рамках одного семинара рационально ограничиться обсуждением лишь некоторых, наиболее спорных вопросов.
При подготовке первого вопроса семинарского занятия студентам может помочь таблица «Предки человека (гоминиды)». Описывая предков человека, студенты должны знать их родовое и видовое название, хронологические рамки существования, ареал распространения, морфологические и историко-культурные характеристики.
Рассматривая второй вопрос, студенты должны понять, что в соответствии с подходами к проблеме прародины человека современного типа ученых можно разделить на моноцентристов и полицентристов. Моноцентризм базируется на идее миграционизма, а полицентризм – на принципе автохтонности. Проблема до сих пор не решена окончательно, поскольку новый фактический материал постоянно подтверждает правоту сторонников то одного, то другого направления. Острота проблемы во многом снята в связи со снижением таксономических рангов в систематике рода Homo и благодаря «сетевидной модели» эволюции человека.
Изучение факторов антропогенеза не должно ограничиваться ни рамками одного какого-то направления эволюционизма, ни числом научных дисциплин, данные которых могут быть использованы. Следует учитывать влияние нескольких групп факторов: каузальных, имевших отношение к появлению локальных вариантов гоминид и к повышению уровня их организации, а также условий природной и социокультурной среды. Систематизировать информацию о факторах антропогенеза рекомендуется в таблицу 1.
Обсуждая четвертый вопрос, студенты должны уяснить, что эволюцию человека изучают не только с целью дополнения современной картины мира, отражающей настоящее, но и с целью моделирования сбалансированного развития общества и биосферы в будущем.
- История первобытного общества Учебно-методическое пособие
- Оглавление
- Предисловие
- 1. Планы, методические рекомендации и литература к практическим и семинарским занятиям
- Задания
- Методические рекомендации
- Вопросы для обсуждения
- Методические рекомендации
- Литература
- Ведущие современные специалисты
- Понятия
- Вопросы для обсуждения
- Методические рекомендации
- Литература
- Литература
- Цель: рассмотреть сущность, генезис и особенности мифологического сознания и первобытной мифологии, познакомиться с переводами древних мифов различных народов.
- Источники и литература
- Темы для докладов
- Ведущие специалисты
- Понятия
- Вопросы для обсуждения
- Методические рекомендации
- Источники и литература
- Ведущие специалисты
- Понятия
- Задания
- Глава 1. Понятие обряда и его соотношение с другими категориями культуры
- Глава 2. Обряды жизненного цикла
- Глава 3. Производственные обряды
- Глава 4. Хранящие тайну обряда.
- Семинар 3. Женщина и мужчина в первобытном обществе
- Вопросы для обсуждения
- Методические рекомендации
- Понятия
- Практическое занятие 3. Защита портфолио творческих работ по дисциплине.
- 2. Методические рекомендации к составлению портфолио
- Приложения
- Оценка учебно-исследовательской активности студента по дисциплине
- Образец оформления титульного листа портфолио
- История первобытного общества
- Образец оформления письменной аннотации статьи из научного периодического издания
- Список памятников первобытного искусства, о которых следует составить историческую справку
- Образцы оформления выписки из исторического источника
- Карточка прослушивания экскурсии
- Правила оформления визуальной презентации для научного доклада
- Вопросы к аудиосюжету о Мезинском музыкально-хореографическом комплексе (ммхк)
- Вопросы к видеосюжету о заповеднике Шульган-таш (vts 01_1)
- Вопросы к фильмам Вопросы к фильму Андрея Головнева «Боги Ямала»
- Вопросы к фильму Андрея Головнева «Пегтымель»