logo
Рыжкова_УМП ИПО_2011

Литература

Основная:

  1. Вишняцкий, Л. Б. Информационный взрыв и изобразительная деятельность / Л. Б. Вишняцкий // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2005. – № 1(21). – С. 51– 54

  2. Дэвлет, Е. Г. Альтамира: у истоков искусства / Е. Г. Дэвлет. – М. : «Алетейа», 2004. – с.

  3. Лбова, Л. В., Табарев А. В. Культура, искусство, ритуал. Происхождение и ранние этапы : Учебное пособие / Л. Б. Лбова, А. В. Табарев. – Новосибирск : Новосиб. Гос. ун-т, 2009. – 142 с. , цв. илл.

  4. Ляхницкий, Ю. С. Сокровище палеолита / Ю. С. Ляхницкий. – Уфа : Китап, 2008. – 188 с., ил.

  5. Столяр, А. Д. Происхождение изобразительного искусства / А. Д. Столяр. – М. : Искусство, 1985. – 300 с.

  6. Филиппов, А. К. Происхождение изобразительного искусства / А. К. Филиппов. – СПб., 1997.

  7. Филиппов, А. К. Хаос и гармония в искусстве палеолита / А. К. Филиппов. СПб. : ЛООО « Сохранение природы и культурного наследия», 2004. – 224 с., илл.

  8. Художественная культура первобытного общества: Хрестоматия / Под ред. М. С. Кагана, сост. И. А. Химик. – СПб. : Славия, 1994. – 416 с.

  9. Шер, Я. А. Первобытное искусство: факты, гипотезы, методы, теория / Я. А. Шер // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2002. – № 2. – С. –

  10. Шер, Я. А. Происхождение искусства: одна из возможных гипотез / Я. А. Шер // ВДИ. – 1997– № 1. – С. 3–14.

  11. Шер, Я. А., Происхождение знакового поведения / Я. А. Шер, Л. Б. Вишняцкий, Н. С. Бледнова. – М. : Научный мир, 2004.– 280 с.

Дополнительная:

  1. Абрамова, З. А. Два вида палеолитического искусства Евразии. Сравнительный анализ / З. А. Абрамова // Международная конференция по первобытному искусству. Том 1. Кемерово, 1999.

  2. Антропоморфные изображения. Первобытное искусство. – Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1987. – 224 с.

  3. Звери в камне (Первобытное искусство). – Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1979. – 256 с.

  4. Окладников, А. П. Утро искусства / А. П. Окладников. – Л.: 1967. – с.

  5. Проблемы первобытной культуры: Сборник статей. – Уфа, 2001. – 216 с.

  6. Семантика древних образов. Первобытное искусство. – Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1990. – 160 с.

  7. У истоков творчества. – Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1978. – 160 с.

Литература для школьников:

Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. / глав. ред. М. Д. Аксенова. М. : Аванта +, 1997. С. 9–19.

Ведущие современные специалисты

отечественные:

Абрамова З. А., Вишняцкий Л. Б., Окладников А. П., Столяр А. Д., Филиппов А. К., Шер Я. А.

зарубежные:

Брейль А., Леруа-Гуран А. Льюис-Вильямс Д., Клотт Ж., Ожула Н.

Понятия

Анималистический жанр, анимизм, антропоморфный, зооморфный, культ, магия, мустье, ориньяк, палеолит, первопредок, ритуал, святилище, семантика, синкретизм, стиль, тотем, тотемизм.

Занятие 2. Происхождение и ранние формы религиозных верований

Цель: рассмотреть природу, генезис, специфику и эволюцию ранних форм религиозных верований.

Вопросы для обсуждения

  1. Проблема происхождения религии, ее взаимодействие с другими категориями культуры.

  2. Ранние формы религиозных верований: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия, культы, шаманизм и др.

  3. Реконструкция древних верований по археологическим источникам.

  4. Функции религии в первобытном обществе.

  5. Пережитки ранних форм религиозных верований в современном мире.

Методические рекомендации

Происхождение и ранние формы религиозных верований – сложная философская и мировоззренческая проблема. Накопленные наукой антропологические, археологические данные позволяют предполагать наличие идеологических представлений уже у неандертальцев.

Отвечая на первый вопрос семинарского занятия, студент должен дать определение таких понятий, как «религия», «религиозные верования», выяснить соотношение религии и искусства, религии и науки, религии и мифа в архаичной и современной культурах; объяснить причины происхождения религии, привести свидетельства о деятельности и представлениях идеологического порядка у неандертальцев.

Характеризовать ранние формы религиозных верований студенты могут по этнографическим источникам, используя групповой метод работы (см. предисловие).

Для ответа на третий вопрос необходимо подготовить справку об одном из культовых памятников и проанализировать, какие ранние формы религиозных верований удалось реконструировать археологам на материалах этого памятника.

В заключение семинарского занятия студенты должны высказать свое мнение о причинах сохранения религии в современном мире.