logo
3

19. Осенний период

а) Знать осенние месяцы. Знакомить детей с приметами осени. Ранняя осень («Золотая осень»). Красота осенней природы. Наблюдения детей. Характерные признаки ранней осени: день становится короче, а ночь длиннее; солнце греет меньше, изменения погоды — похолодание, дожди, туманы. Листопад — изменение окраски листьев, пожелтение и увядание трав, цветов. Созревание плодов и семян. Уметь различать некоторые деревья (5-6), кустарники 4-5), садовые цветущие растения, лесные травы по листьям, цветам, плодам. Уметь отличать дерево от кустарника. Знать строение дерева (корень, ствол, ветки, листья, плоды).

б) Поздняя осень. Признаки поздней осени: день продолжает укорачиваться, постепенно становится холоднее, дуют холодные ветры, первый снег, заморозки, деревья сбросили листья. Перелетные птицы улетают в теплые края, насекомые исчезают. Связывать изменения в живой природе с изменениями внешних условий: постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием, отлет птиц связан с исчезновением насекомых и замерзанием водоемов.

в) Животный мир. Закрепление и расширение полученных ранее знаний о диких животных. Внешний вид животных, части тела. Описания животных. Учить выделять признаки приспособления животных к среде обитания в строении их тела, в поведении. Длинные сильные ноги дают возможность быстро бегать. Если задние ноги длиннее передних (заяц, белка), то животные передвигаются большими прыжками. Острые загнутые когти помогают лазить по деревьям (белка). Многие животные имеют ярко выраженные приспособительные особенности в покрове тела: маскировочную окраску (заяц, белка, еж, черепаха и др.), иглы (еж), твердое покрытие (черепаха), которые помогают в защите от врагов.

г) Подготовка животных к зиме: изменение окраски, запасы на зиму (белка, заяц). Знать названия детенышей наиболее распространенных животных. Закреплять обобщающее понятие — дикие животные.

Примерный словарь: осень, месяц, сентябрь, октябрь, ноябрь, погода, тучи, облака, листопад, семена, плоды; названия наиболее распространенных животных, перелетных птиц. Наблюдать, светить, греть, наступать (осень, вечер), становиться (дни стали короче), опадать, желтеть, пожелтеть, покраснеть, сохнуть, засыхать, высыхать, вянуть, летать, улетать, прилетать, перелетать, мерзнуть, замерзать. Слабый, сильный, длинный-длиннее, короткий, короче, пасмурный-пасмурно, солнечный-солнечно, дождливый-дождливо, ясный-ясно, темный-темно-темнее, сырой-сыро, холодный-холодно-холоднее, высокий – выше - высоко, низкий – ниже - низко, яркий – ярче - ярко, береза - березовый, тополь - тополиный и др.

д) Осенние работы людей

Плодовый сад. Знать названия плодовых деревьев (яблоня, груша, вишня, слива); ягод (смородина, крыжовник, малина, клубника). Работы в саду: сбор фруктов и ягод, посадка деревьев и кустарников.

Осенние работы на огороде — сбор овощей. Распространенные виды овощей и различие их по внешнему виду, вкусу, форме, способу употребления. Закрепление обобщающих понятий: фрукты, овощи.

Работы людей в поле. Знать названия нескольких злаков (пшеница, овес, рожь). Что из них делают.

Машины, облегчающие труд людей. Привитие уважения к труду хлеборобов.

Работа людей на фермах. Закреплять и расширять знания детей о домашних животных и птицах. Знать названия детенышей. Учить детей характеризовать признаки, по которым животные относятся к домашним. Закреплять обобщающие понятия: домашние животные.

Примерный словарь: колхозник, механизатор, комбайн, трактор, косилка, птичница. Названия наиболее распространенных домашних животных. Срывать, собирать, срезать, снимать, копать, закапывать, перекапывать, рыхлить,, пахать - пашут, продавать, торговать, заготавливать. Сладкий - слаще, кислый, кисло-сладкий, сочный-сочнее, вкусный-вкуснее, спелый, оранжевый, продолговатый, крупный - мелкий, сад - садовый, огород - огородный, поле - полевой, яблоко - яблочный, слива - сливовый, морковь - морковный и др.

е) Работа детей на участке. Под руководством воспитателя работать на огороде детского сада, собирать выращенные овощи, фрукты, пересаживать цветы, сгребать сухие листья и т.п.

ж) Готовиться к зимней подкормке птиц: собирать плоды и семена различных растений. Изготавливать кормушки.

з) Работа в уголке природы. Упражнять детей в распознавании 4-6 видов комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей, знать их названия. Знать строение растений: ствол, листья, цветы, корень. Различать по окраске светолюбивые (светлая окраска) и теневыносливые (темная окраска); по толщине стеблей и листьев влаголюбивые (тонкие) и засухоустойчивые (толстые, мясистые).

и) Наблюдать за пересаженными с участка цветущими растениями.

Знакомиться с наземными обитателями уголка природы. Наблюдать особенности их внешнего вида и поведения (как и чем питается, как передвигается и т.п.).

к) Вместе с воспитателем изготавливать украшения для групповой комнаты из природного материала.