logo
3

22. Летний период

а) Знать летние месяцы: июнь, июль, август. Наблюдать за изменениями природы летом. Устанавливается теплая погода. Идут обильные дожди, грозы. Иногда после дождя можно увидеть радугу. Цветут растения, созревают хлеба, фрукты, овощи. Появляются в лесу грибы и ягоды.

б) Показать, что летом все условия (тепло, свет, влага, питательная почва) максимально соответствуют потребностям растений, поэтому они бурно растут, цветут, зреют. Наблюдать за ростом и созреванием овощей и цветов.

в) Распознавать по листьям и цветам 6-7 травянистых растений луга и леса, 2-3 вида злаков — по высоте и форме колосьев, не менее 2 видов лесных ягод. Различать некоторые съедобные и несъедобные грибы. Закрепить представления детей о различных способах использования в пищу овощей и фруктов (в сыром, вареном и других видах), о месте прорастания растений (лес, поле, луг, парк, степь, бахча, огород, сад).

г) Распознавать животных ближайшего окружения. Знать их названия, различать по окраске, форме, размеру, издаваемым звукам, особенностям передвижения.

д) Знакомить с приспособленностью диких животных к жизни в природных условиях.

е) Расширять представления детей о росте и развитии животных. Птенцы, детеныши зверей рождаются беспомощными, маленькими, не умеют самостоятельно передвигаться и кормиться. Забота о животных и птиц о детенышах — согревают, выкармливают, охраняют от врагов, учат отыскивать корм.

ж) Формировать обобщенное представление о диких животных на основе следующих признаков: жизнь в определенных условиях природы и приспособленность к ним, умение самостоятельно добывать пищу. Учить детей распознавать диких, домашних животных. Объяснять, по каким признакам они относятся к той или другой группе.

з) Наблюдать за жизнью бабочек, насекомых, лягушек: образ жизни, питание, маскировка.

и) Ознакомление с явлениями неживой природы. Обогащать представления детей о простейших физических явлениях. Знакомить их с воздухом и некоторыми его простейшими свойствами (прозрачность, движение - ветер); особенностями солнечных лучей.

23. Школа

а) Знать, что в нашей стране учатся все дети. Для того чтобы успешно трудиться, стать в будущем образованным, умелым рабочим, колхозником, инженером, врачом, ученым, надо много знать и уметь, многому учиться. Поэтому все дети поступают в школу. В школе учиться трудно, но в то же время интересно. В школе дети узнают обо всем, что нас окружает (привести ряд примеров), учиться работать.

б) Для того чтобы хорошо учиться в школе, надо теперь научиться хорошо говорить, читать, писать, считать, решать задачи и т.п.

24. Родная страна

а) Название страны, республики. Флаг, герб, гимн нашей страны. Москва — столица нашей Родины. Кремль, Мавзолей, Красная площадь. Дружба народов нашей страны.

б) Природа родной страны: богатство, разнообразие, красота.

  1. Праздники и знаменательные даты. Праздничное оформление городов и сел. Парад, демонстрации, салют, народные гуляния.

23 Февраля — День защитника Отечества. Воины — защитники нашей страны, храбрые и смелые. В мирное время помогают рабочим и колхозникам.

8 Марта — праздник женщин. Женщины трудятся во всех областях жизни. Труд их почетен. Труд мам и бабушек.

12 апреля — День космонавтики. Ю. А. Гагарин — первый космонавт.

1 Мая — праздник дружбы трудящихся всех стран. Борьба за мир.

9 Мая — День Победы. Героизм в тылу и на фронте во время войны. Памятники погибшим воинам.

Примерный словарь: флаг, герб, гимн, Кремль, Красная площадь, Мавзолей, государство, демонстрация, парад, трудящиеся, армия, космонавт, памятник.

Развитие речи

1. Ознакомление с окружающим является важнейшим источником речевого развития детей. Процесс речевого развития осуществляется под руководством воспитателя в определенных направлениях.

2. Работа над звуковой культурой речи детей. В течение года воспитатель следит за правильностью произношения детьми звуков речи, ориентируясь на индивидуальные планы коррекционной работы с каждым ребенком; учит детей правильно, внятно произносить отдельные слова с соблюдением норм литературного языка; говорить не торопясь, умеренно громко, отчетливо, с правильным использованием интонационных средств.

3. Словарная работа. На протяжении учебного года решается задача уточнения, расширения и активизации слов-названий предметов на основе формирования у детей конкретных представлений. Уточняется понимание и употребление обобщающих слов.

  1. Дети учатся сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; словарь обогащается точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер).

5. Обогащение словаря происходит путем усвоения новых слов-названий действий и их качеств.

6. У детей развивается внимание и интерес к слову. Продолжается и расширяется начатая на логопедических занятиях работа, направленная на образование слов путем присоединения суффиксов, приставок, путем словосложения.

7. Дети учатся различать и понимать смысловые оттенки слов, знакомятся с простейшими случаями многозначности слов, с эмоционально-оценочным значением слов, со словами, близкими и противоположными по смыслу (синонимы, антонимы).

8. Формируется правильное понимание переносного смысла в пословицах и поговорках.

9. Работа над грамматическим строем речи. Внимание детей привлекается к грамматическим формам слов (продолжение логопедической работы). Осуществляется обучение детей правильному построению предложения (при ответах на вопросы, при самостоятельных высказываниях детей).

10. Работа над связной речью. В течение года дети овладевают следующими навыками:

а) описывать окружающие их предметы (цветы, деревья, птиц, зверей);

б) рассказывать по картинкам или сериям картин, не выходя за пределы изображенного; дополнять сюжет (что было раньше? Что стало потом?);

в) рассказывать небольшие тексты и сказки, прочитанные детям вслух последовательно, без пропусков, перестановок, с помощью вопросов воспитателя и самостоятельно;

г) связно, последовательно рассказывать о простых случаях из собственной жизни;

д) выразительно читать наизусть стихотворения, загадки, скороговорки.

11. Работа с детской книгой.

По данному разделу обучения в течение года решаются следующие задачи:

а) учить детей полноценному восприятию доступных их возрасту книг и произведений (в чтении воспитателя);

б) последовательно знакомить со всеми основными жанрами произведений для детей (рассказы, повести, сказки, стихи, загадки, скороговорки) и видам детских книг, формировать интерес к детским книгам;

в) учить осознанно различать книги по содержанию (книга, в которой одно произведение; книга, в которой много произведений, объем, на какую тему);

г) учить правильно называть знакомые книги; постепенно запоминать авторов, развивать читательскую память детей;

д) приучать детей постоянно обращаться к известным детям книгам с учебными целями (при наблюдении природы, при знакомстве с окружающим миром, при работе по развитию речи и т.п.);

е) приучать детей использовать детские книги как средство организации занимательного досуга;

ж) вырабатывать у каждого ребенка желание и умение самостоятельно действовать с детской книгой на доступном уровне;

з) соблюдать правила гигиены чтения и пользования книгами.