Запорожские и донские казаки
Большое место в истории русского мореходства допетровской Руси занимают походы запорожских и донских казаков в XVI – XVII веках.
Опорным пунктом запорожских казаков была знаменитая Запорожская Сечь – крепость, построенная в 1556 году на острове Хортице на Днепре. Донские казаки имели свой опорный пункт в низовьях Дона, в Черкасске, недалеко от крепости Азов.
В своих опорных пунктах казаки готовили свои походы: ремонтировали суда, вооружали их (на каждом судне было по 5 – 6 пушек), комплектовали экипажи, запасались провизией и боеприпасами. Здесь же строились новые суда, хранились боеприпасы, создавались запасы стройматериалов (дерева, пеньки, смолы). Все работы по постройке судов выполняли сами казаки. Многие суда и припасы казаки добывали в бою или выменивали на добычу.
Казаки выходили в открытое море, нападали на побережья Крыма и Турции. В период 1575 – 1637 годов казаки совершили около 20 походов по Азовскому и Черному морям, неоднократно осаждали крепость Азов, запиравшую выход из Дона в море, захватывали Кафу (Феодосию), Синоп, Трапезунд, подходили к стенам Константинополя. В 1637 году казаки взяли Азов и удерживали его в течение пяти лет, отражая приступы и атаки турок. И только в 1642 году по приказу из Москвы оставили Азов, разрушив при этом все его укрепления.
Нередко запорожские и донские казаки совершали совместные походы. Вот короткая хроника их совместных действий.
1622 год. Совместный поход запорожских и донских казаков в числе 700 человек на 25 судах под начальством запорожского атамана Шило к турецким берегам и овладение несколькими прибрежными населенными пунктами. Высланный из Константинополя отряд галерных судов нанес поражение казакам, захватив 18 судов и до 50 казаков.
1624 год. Совместный морской поход запорожцев и донских казаков на 150 чайках на Черное море и набег на побережье Турции и окрестности Босфора. Для противодействия набегу на Константинополь султаном было выслано к устью Босфора до 500 больших и малых судов и приказано протянуть через Золотой Рог железную цепь, сохранившуюся еще с тех времен, когда греки запирали залив для предотвращения прохода судов киевских князей.
1625 год. Совместный поход запорожцев и донских казаков в числе 15 000 человек на 300 чайках через Черное море на Трапезунд и Синоп. Встреченные турецким флотом в составе 43 галер под начальством капудан-паши Редшид-паши казаки после упорного боя были разбиты, потеряв 70 чаек.
1637 год. Запорожцы вместе с донцами участвовали в осаде Азова.
1638 год. Совместный морской поход запорожских и донских казаков в составе 1700 человек на 153 чайках на Черное море. Высланный против казаков значительный турецкий флот под начальством капудан-паши Раджаба нанес казакам поражение.
Известно, что в Сечи (на всех ее территориях), был курень Динский (Донской), в котором собирались выходцы с Дона. Впоследствии курень переместился на Кубань, где сейчас есть станица Динская.
Основным плавательным средством у запорожских казаков XVI – XVII веков была чайка – беспалубный плоскодонный корабль в виде огромной выдолбленной колоды, по бортам обшитой досками. Длина около 18 м, ширина и высота бортов до 4 м, осадка примерно 1,2 м. Снаружи бортов для увеличения остойчивости и плавучести крепился камышовый пояс. Чёлн имел поперечные переборки и скамьи, мачту с парусом, 10–15 пар вёсел, носовой и кормовой рули, вмещал до 70 человек. Вооружение 4–6 фальконетов (пушки калибром 30 мм). На борту имелся достаточный для длительных морских походов запас оружия и провианта. Чайки имели преимущество в скорости перед турецкими кораблями. Внешняя сторона чаек покрывалась смолой, что улучшало водонепроницаемость и понижало сопротивление трения при движении.
Для перевозки грузов казаки использовали другие лодки, как речные, так и морские – дубы (их делали из дуба) и байдаки. Дубы имели длину до 20 м, ширину до 7 м, две или три мачты с парусами. Их грузоподъемность достигала 100 тонн.
Запорожская Сечь закончила свое существование в 1775 году, когда Россия значительно продвинулась к берегам Черного моря. Примерно в это же время донское казачье войско влилось в состав русской армии, закончив свое самостоятельное существование.
- 9. Водохозяйственное строительство на руси в древние времена
- Докиевская и Киевская Русь
- Миниатюра из летописи: «Поход Олега на Царьград»
- Летописный путь «из варяг в греки»
- Способы преодоления волока (рисунки из летописей)
- Судоходство в Новгородской Руси
- Новгородская ладья
- Судоходство в Северной (Поморской) Руси
- Вот так поморские кочи выжимало льдом
- Запорожские и донские казаки
- Запорожская чайка
- Московская Русь