logo
РИИ

Лекция 8. Иконописный образ в истории культуры русского православия

Первые сведения об иконах в древнерусской культуре. «Слово об иконе» Иосифа Волоцкого. Представление о харизматической («благодатной») силе иконы.

Древнерусские иконописцы: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. Краткая характеристика их творческих особенностей.

Иконописный «подлинник», его назначение и типы. Представление о нравственном облике иконописца.

Церковные Соборы 1551 и 1554 гг. Борьба за каноним и традиционность.

Спор «реалистов» и «символистов» (Висковатый и Макарий).

Никонианский раскол (1653) и его последствие для религиозной культуры и искусства. Изменение формы репрезентации религиозного чувства: ориентация на внешний эстетизм.

Новые тенденции: «рифмотворное богословие» Симеона Полоцкого, «живоподобная» иконопись Симона Ушакова, «Послание» Иосифа Владимирова.

Борьба за качество иконописания в петровскую и послепетровскую эпоху. Влияние «латинства» и протестантизма. Тенденция к «обмирщению» иконописи.

Различие православной и римскокатолической сакральной образности и его причины: исповедание «филиокве», интерпретация ипостасей св. Троицы.

Возрождение интереса к традиционной православной иконе в 20 веке. Западные деятели искусства о русской иконе.