11. Ореховый Спас
К третьему Спасу -- 10 августа/29 августа -- обычно созревают орехи, поэтому он и называется ореховым. Другое его название -- Спожинки. К этому дню, по народной традиции, полагалось успеть дожать последний сноп в озимом поле. Потому, наверное, и называется он еще Спожинками-дожинками (Спожинать -- кончать жатву, дожинать хлеб). Другой вариант -- Госпожинки (от слова Госпожи, то есть Владычицы). 27 августа праздновали овсяницу -- по случаю окончания уборки овса. Косари подносили хозяину овсяный сноп в виде чучела и получали подарки и угощение.
К концу августа жатва заканчивалась. Последний сноп -- так же, как и первый -- считался магическим, его сохраняли до Нового года, он символизировал благополучие дома. На Третий Спас существовало обыкновение загадывать о посеве. Из последнего снопа брали три колоска и зарывали в землю в укромном месте. Если раньше и лучше всех взойдут зерна первого колоса -- значит, лучший урожай даст в будущем году ранний сев; если зерна второго -- средний, третьего -- поздний.
В эту пору земля бывает именинницей. Нельзя ни копать, ни рыть ямы, ни пахать. Делается это для того, чтобы не обидеть кормилицу-землю, чтобы не осерчала она, и без того своенравная, тугая на подъем, скупая на милости. Люди задабривают ласковым словом и подношениями землю и те силы, которые ей служат: полевиков, полудницу.
- Тема 2. Календарные обряды и поэзия
- Вопрос № 3. Календарные праздники и обряды.
- 3. Календарные праздники и обряды
- Обряды и праздники
- 19. Праздники и календарные обряды Чувашей
- 1.4. Весенние праздники
- 2.1. Сезонные циклы календарных земледельческих обрядов и праздников Удмуртии.
- Тема 15. Традиционные русские народные праздники и обряды (календарные и семейно-бытовые)