Традиционный быт удмуртской семьи
Жилище. Одним из основных элементов культуры является жилище. В развитии его конструктивных особенностей определяющим является рост производительных сил. Как известно, среди удмуртов достаточно широко феодальные отношения стали развиваться еще в XIV-XVI вв., когда территория их расселения попала под влияние Булгарского государства земледелие заняло главное место в хозяйстве края.
Это неизбежно повлекло и изменения в других сферах жизнедеятельности победа зернового хозяйства привела к изменениям в структуре питания, что повлекло за собой перемены и в жилищном комплексе. К этому периоду (XIV-XVI вв.) относится появление краеглинобитной печи для выпечки хлеба. Появление ее стало толчком для дальнейшего развития жилища.
С развитием хозяйства стали строится отдельные строения, в которых функционировала хлебопекарная печь, впоследствии эти постройки приобрели черты жилища типа "изба". Taким образом, с XV в. удмуртское жилище, состоявшее ранее из комплекса "куа + клеть", приобрело вид "изба + клеть + куа", в котором куа сохранила роль летнего жилья и места отправления семейного культа. Оформился традиционный набор построек на усадьбе, сохранившийся до XXв.
С развитием хозяйства и ростом значения избы в жилищном комплексе происходило параллельное ослабление хозяйственной значимости куа - происходило ее функциональное истощение, улучшились конструктивные особенности. Регресс куа связан и с тем, что религия удмуртов преследовалась властями, что затруднял ее дальнейшее конструктивное и архитектурное видоизменение. К избе перешли и некоторые сакральные свойства, ранее ей не приписываемые.
Крайне мало материалов, характеризующих внутреннее убранство жилищ удмуртов XVII-XVIIIвв. Но несомненно, что уровень домостроительства, основанный на древних традициях, был достаточно высоким. По мнению ученых, в этот период для всех финно-угорских народов был характерен потолочный дымоволок, круглая дымница, печь, обращенная устьем к боковой стене избы или к двери и отсутствие окон.
Большинство исследователей говорят о том, что практически все избы были курные. Так описывает удмуртскую усадьбу в своей работе Шкляев Г.К.: «Высота помещения достигала 3-5 метров, дым выходил в помещение и держался выше головы взрослого человека, не мешая ему находиться в помещении. Стены и бревенчатый потолок не имели никакой отделки. Пол настилался из бревен, отесанных наполовину. В противоположном от печи углу стоял стол. Вдоль стен устраивались массивные широкие лавки, а также полки. По углам, кроме переднего, строились нapы; у южных удмуртов под влиянием соседнего татарского населения нары сооружались вдоль всей передней стены. Подвижной мебели было очень мало: стол, стул, редко шкаф для посуды. Посуда и инвентарь, употребляемые в хозяйстве, изготовлялись из липы, березы, лыка и бересты самими крестьянами. Использовались гончарные изделия. Стеклянная посуда получила распространение после строительства в 1845г. Сюгинского стеклозавода
Крестьянские жилища были очень тесны. Изба служила также и мастерской, где изготовляли и ремонтировали сельскохозяйственный инвентарь. Зимой в избе содержались мелкий скот и домашняя птица».
Важную функцию в жилом комплексе выполняла клеть. Обычно они были двухэтажными; первый этаж использовался для хранения продуктов, второй служил летним жильем. Здесь же хранились одежда и инвентарь, связанный с женским трудом. Женщины здесь были полновластными хозяйками. Весьма вероятно, что двухэтажные клети удмурты строили уже в IX в; их конструктивные и функциональные особенности очень близки с аналогичными постройками древних финно-угорских народов, а также скандинавов. Это дает некоторое основание предполагать определенное скандинавское влияние (через посредство прибалтийско-финских народов) на развитие этих построек у восточных финнов, в том числе и удмуртов.
Одежда. С развитием производства изменениям подвергается и одежда. Исследователи народной одежды удмуртов отмечают, что в традиционном костюме удмуртов выявляются северный и южный комплекты. Атаманов И.Г. и Лебедева С.Х. пишут о типах одежды удмуртов: «Наиболее древним типом, сохранившим черты древнейших типов одежды пермских народов, был северный. Основу его составляла рубаха из белого домотканого холста туникообразного покроя, богато украшенная вышивкой. Рубаха такого покроя бытовала у всех северных удмуртов. Обычно ее носили в паре с распашным кафтаном, кроившимся также как и рубаха, но с отложным воротником и рукавами, имевшими продольный разрез на плече, через который продевался вышитый рукав рубахи. Полы, воротник кафтана богато украшались вышивкой, иногда к ним пришивали бусы, мелкие монеты, раковины каури. Кафтан данного типа имеет большое сходcтвo со свободным кафтаном завятских удмуртов (крайняя южная группа удмуртов); короткие рукава - рудимент длинных ложных рукавов. Родство в одежде южных и северных удмуртов объясняется их единой этнической основой, восходящей к ананьинскому населению. Неотъемлемой частью женского наряда были нагрудники, сплошь вышитые шелком, закрывавшие грудной разрез у замужних женщин, а также передники. Большим разнообразием отличались женские головные уборы. Самым распространенным у девушек была холщовая шапочка, обшитая кумачом и монетами. Замужние женщины носили так называемые головные полотенца, концы которых украшались вышивкой и которые надевались поверх платка. В праздничный наряд женщин входило значительное количество украшений из бус, бисера, раковин каури; монет и т. д. Наиболее распространенной обувью были лапти».
Южно-удмуртские комплексы сформировались под влиянием степных скотоводческих культур. В этих типах сохранились древние элементы, берущие начало с ананьинской эпохи. В более позднее время на них отразилось влияние материальной культуры булгар, затем татар и башкир. Как и у северных удмуртов, одежда шилась туникообразного покроя из одного цельного куска белого полотна, перегнутого в плечах. К бокам пришивались два скошенных клина также из белой домотканины. Поверх рубахи надевали вышитый нагрудник прямоугольной формы, в его декоративном оформлении использовался и позумент. Поверх рубахи надевали распашной кафтан. Женские фартуки, в отличие от северно-удмуртских, шились с высокой грудкой.
Разнообразием отличались головные уборы: они состояли из налобной повязки головного полотенца, конусообразного берестяного головного убора (айшон) высотой до 35 см с платком-покрывалом. Девушки обычно носили платки и налобные повязки, сочетавшиеся с головным полотенцем. Украшения южных удмурток состояли из серебряных изделий, разнообразных жетонов, накладок, подвесок; широко были распространены шейные украшения и чересплечные повязки, браслеты, серьги, У девушек - накосники.
Мужская рубаха также шилась из белого холста, носили ее навыпуск, подпоясывая узорным плетеным поясом или кожаным ремнем. Традиционным головным убором был колпак цилиндрической формы, сшитый из домашнего сукна. В XIX в. получили распространение валяные шляпы с полями.
Одежда удмуртов, как северных, так и южных, различалась по возрасту, семейному положению, по функциональному назначению.
Пища. Особенности природно-экологической среды, хозяйственной деятельности и уровень ее развития, межэтническое взаимодействие находили отражение в народной традиционной пище. Основу традиционного питания удмуртов составляли зерновые продукты, они входили в большую часть блюд народной кухни. С вхождением в состав Русского государства главную роль среди злаковых заняла озимая рожь. Именно в это время произошел переворот в питании: пресные лепешки заменены квашеным хлебом. Хлебные изделия были очень разнообразны, к числу наиболее древних относятся печенье в форме колобков, коржей, небольших хлебцев, лепешки из кислого теста, а также хлебцы из овсяной муки. Популярны были пельмени, судя по названию имевшие общепермское происхождение.
Среди незерновых преобладала репа, бывшая полевой культурой. Широко культивировались горох, редька, капуста, морковь, лук. В пищу применяли семена масличных растений (конопля, лен). Добавлением к повседневному столу служили и дикорастущие травы, грибы, ягоды, орехи. Картофель получил распространение в Удмуртии лишь на рубеже XIX-XXвв., ранее культивировался эпизодически.
Из животноводческих продуктов использовались в основном говядина, баранина и свинина, редко конина. Однако в силу невысокой производительности хозяйств, мясные продукты занимали незначительное место в рационе. Распространенным способом заготовки мяса впрок была засолка в желудке зарезанного животного, а также в длинных холщовых чулочках. Молочные продукты также редко употреблялись в будни, из них готовилась праздничная и обрядовая пища. Большинство продуктов подвергалось тепловой обработке, однако у удмуртов отсутствовала традиция приготовления блюд посредством жарения.
Сладости в удмуртской кухне занимали незначительное место, продукты питания для них изыскивались в собственном хозяйстве: брюква, репа, конопля. Довольно широко использовался мед, ульи практически были в каждом хозяйстве, у некоторых их количество достигало более сотни. Продолжало бытовать и бортевое пчеловодство. Довольно большое место в рационе питания занимали продукты охоты и рыболовства. Мясо дичи (в основном белки, зайца) заготавливали в большом количестве, их запекали целиком, добавляли в супы и каши. Мелкую дичь и птицу сушили и размалывали в порошок.
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Семья и семейный быт
- Этнопсихологическая специфика и этапы формирования семейных отношений
- 3. Быт семьи
- Общественный и семейный быт
- Семья и семейный быт
- 11.3. Основные общности людей: классы, нации, семья.
- § 18. Семья и быт
- Семейный быт. Влияние быта на формирование личности.