Происхождение и этническая история
Изучение разнообразных источников (археологических, лингвистических, письменных памятников, антропологических и других материалов) позволяет утверждать, что восточнославянские народы по своему происхождению имеют тесную связь с южными и западными славянами, а общей областью их формирования следует считать обширную территорию Центральной и Восточной Европы. Дифференциация славян на западных, южных и восточных с достаточной вероятностью датируется серединой и второй половиной I тысячелетия н.э., когда группа восточнославянских племен была известна готским и византийским источникам под именем антов. В1V-V1 вв. н.э. анты образовали крупный союз племен, имели сильную военную организацию, вели упорную борьбу с готами и Византийской империей. В VII в. имя антов перестало употребляться, а в местах их прежнего расселения сложилось новое этнополитическое образование - Русь, этническим базисом которого стала древнерусская феодальная народность. Этнические компоненты, на которых она сложилась, описаны в "Повести временных лет" и изучены археологически: новгородские словене, киевские поляне, кривичи, вятичи, дреговичи, радимичи, древляне, северяне и др. Эти "племена" (скорее всего крупные союзы племен, а может быть, и более сложные этнические общности) внесли в древнерусскую феодальную народность свои черты и особенности, которые, видимо, сохранялись в качестве региональных проявлений, сказавшихся на последующей этнической эволюции восточных славян.
Тенденции к этническому разделению древнерусской народности, можно думать, возникли еще на этапе феодальной раздробленности Киевской Руси. Тому же способствовали и внешнеполитические факторы, прежде всего древнемонгольские завоевания XIII в., разгром многих древнерусских княжеств и установление на Руси грабительского ордынского режима. Целые области обезлюдели. Уцелевшее население из лесостепных и степных районов бежало главным образом в северо-восточные русские лесные земли. Именно этот регион стал в Х1V-ХV вв. областью формирования русской (великорусской) феодальной народности.
Значительные части древнерусских земель (Галиция, Закарпатье, Буковина) оказались в разное время отторгнуты от Руси и развивались в составе соседних государств. В этнокультурном отношении жители этих регионов тяготели к бассейну Среднего Днепра, где местное и пришлое население (в том числе казачество, образовавшееся из крестьян и других социальных слоев, бежавших от феодальной эксплуатации) к XVI-ХVII вв. складывалось в украинскую народность. Примерно в ту же эпоху протекало образование белорусской народности - сначала в составе Литовского, а позднее Польского феодальных государств. В ходе этнополитической истории восточные славяне были объединены в составе России, а позднее - Советского Союза. В начале 90-х годов возобладала тенденция к этнополитическому разъединению, в результате чего образовались три суверенных восточнославянских государства.
Восточнославянские этносы складывались на обширных пространствах и во взаимодействии с другими этническими образованиями - западнославянскими, летто-литовскими, тюркскими, финно-угорскими и др. Такие взаимодействия бывали мирными и остроконфликтными, очень длительными и относительно кратковременными, глубокими и поверхностными. Они имели неодинаковые этнические последствия. В одних случаях взаимодействие сводилось к более или менее отчетливому славянскому культурному влиянию (например, на народы Прибалтики); в других можно говорить, о процессах аккультуризации (например, карелы, вепсы, коми, народы Урало-Поволжья в ряде случаев восприняли немало элементов русской народной культуры). Кроме того, в процессе своего этнического формирования русские, украинцы и белорусы ассимилировали отдельные группы иноэтничного и иноязычного населения (мерю, мурому, мещеру, отдельные тюркские и иные этнические группы).
Экономика и социальная жизнь восточнославянских народов развивались по мере прогресса производительных сил. Складывание внутреннего рынка имело тесную связь с развитием городов и городского образа жизни, с ростом ремесла, позднее промышленности, торговли и иных способов обмена деятельностью. Усложнялся социальный (классовый, сословный) состав русских, украинцев, белорусов. Ремесленники и купцы, подьячие и казаки, беглые крестьяне и ямщики, калики перехожие и трактирщики, коробейники-офени и скоморохи, бурлаки и извозчики-чумаки, солдаты и крестьяне, отправлявшиеся на отхожие промыслы, - вот та подвижная часть народа, которая обеспечивала движение товаров и известий, связывала воедино края и регионы, из относительно разрозненного населения начинала формировать современные нации. Можно полагать, что процесс складывания русской и украинской наций приходится на XVII - вторую половину XIX вв.; складывание белорусской нации заняло также начало XX в.
Преобладающую часть (более 90%) населения среди белорусов, украинцев и русских в то время составляли крестьяне, и можно сказать, что эти народы первоначально сложились как "крестьянские" нации. Тем не менее, влияние города, городской культуры и городских форм быта на сельское население было очень существенным (и в средние века, и в новое время). Вся материальная культура индустриального и значительная часть ремесленного производства, вся духовная культура, созданная профессиональными писателями, художниками, музыкантами, артистами и другими специалистами, рождалась в городах и уже потом распространялась в пределах расселения наций, а часто и за эти пределы - по всей стране. Именно в городах возникали и функционировали те культурные институты, которые способствовали становлению национальных литератур, литературных языков, украинских и белорусских школ и других сторон культуры.
Конечно, в условиях социально стратифицированного общества культура восточнославянских наций несла на себе отпечаток социальных антагонизмов, свойственных соответствующим эпохам. Кроме того, царская администрация всячески препятствовала развитию культуры украинцев и белорусов, стараясь насаждать среди них консервативные и реакционные элементы великорусской культуры, русский язык и официальную идеологию. Правительство и его органы не признавали украинцев и белорусов особыми народами (нациями) и считали их лишь "ответвлениями" "русского племени". Это была националистическая, великодержавно-имперская позиция, которой соответствовала официальная политика.
Формированием наций не завершились этнические процессы у восточных славян. В 1922 г. Россия, Украина и Белоруссия были в числе республик, участвовавших в создании СССР. В условиях общего государства процессы внутриэтнической консолидации (в особенности на Украине и в Белоруссии) приобретали устойчивый характер. Кроме того, имели место и межэтнические интегративные процессы — культурное сближение всех трех народов, региональные взаимные культурные диффузии (например, в русско-украинском этническом пограничье). Общая борьба с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны также способствовала как оживлению национальных чувств, так и общеславянскому сближению. Наряду с этим прослеживается и другая этноисторическая тенденция: консолидационные и интеграционные процессы сопряжены с возникновением новых локальных субэтнических групп. В результате и этническое самосознание восточнославянских народов остается многослойным, иерархическим (например, донской казак - русский - славянин и т.п.).
Новейшие тенденции в области внутриэтнического развития и межэтнических отношений у восточных славян проявились в ходе 80-90-х годов. Были вскрыты промахи и даже преступные действия сталинского и брежневского руководства в области национальной политики. В составе наций сформировались движения, общества и политические партии с резко различным пониманием национальных интересов — от тех, кто вполне разумно отстаивает культурные и языковые интересы своего этноса (например, белорусские "Дзяды"), до откровенно националистических и сепаратистских. В этих условиях происходят оживление и активизация некоторых субэтнических общностей (например, донского казачества) или даже попытки представить тот или иной субэтнос в качестве обособленной этнической общности (например, группу полещуков на Украине и в Белоруссии).
Восточнославянские народы не представляют собой этнических монолитов. В результате расселения на огромных пространствах с различными природно-географическими условиями складывалась определенная специфика хозяйства и быта у некоторых групп русского, украинского и белорусского населения. Помимо этого на их своеобразие значительное влияние оказали факторы исторического и социально-экономического характера, а также давние этнокультурные контакты и связи с аборигенным населением того или иного края.
Причины возникновения субэтнических групп восточнославянского населения разнообразны. В первую очередь, это антифеодальный протест и как следствие его - бегство крестьян и других групп зависимого населения на окраины Русского государства. Это и раскол православной церкви в середине XVII в. и преследование администрацией старообрядцев; это и переселения "служилых людей" на охрану границ государства; наконец, имели значение переселения правительством различных социальных групп с целью хозяйственного освоения окраинных территорий Российской империи, а также спонтанные миграции и т.п.
На территории расселения русских можно выделить две основные группы: северных и южных великороссов. Отличие их друг от друга прослеживается в языке, материальной и духовной культуре при сохранении общей восточнославянской основы.
Существует также переходная среднерусская зона, занимающая главным образом междуречье Оки и Волги. На этой территории в послемонгольское время сложилась русская (великорусская) государственность, сформировалось ядро великорусской народности. Материальная и духовная культура этой части восточнославянского населения представляет собой сочетание тех или иных северо- и южнорусских черт. В процессе длительного исторического развития культура населения среднерусской зоны приобрела общерусское значение. В эпоху формирования Русского государства с центром в Москве здесь постепенно складывался общерусский литературный язык, сыгравший большую роль в национальной консолидации и в развитии этнической культуры русских.
На окраинах России, в районах дальнейшей восточнославянской миграции, образовались разные по величине субэтнические группы русского населения с рядом своих культурных особенностей. Так, на западе, на коренной древнерусской территории (в основном Смоленская и Псковская области) специалисты выделяют своеобразные по культуре группы населения, имеющие некоторое сходство с культурой белорусов.
Русское население Среднего Поволжья, формирование которого относится преимущественно к ХV1-Х1Х вв., имело много общих черт в жилище, одежде, устройстве сельскохозяйственных орудий с местными финно-угорскими и тюркскими народами Урало-Поволжья.
Достаточно вариативна и культура русских северо-восточного региона европейской части страны (Приуралье). В ней прослеживаются элементы, присущие и севернорусской группе (например, "окающий" диалект языка), и жителям среднерусской полосы (в типах жилища, одежды и др.). Это можно объяснить сложными миграционными движениями населения в эти районы - из области Русского Севера, из центральных регионов страны и из Поволжья. В северной лесной части Рязанской области расселена так называемая мещера (население Мещерской стороны). Сложение этой группы русского населения исследователи связывают с ассимиляцией славянами местного неславянского населения. В ее культуре заметны связи с культурой народов Поволжья.
Сложна этническая история некоторых областных групп южновеликорусского населения. Так, в западной части южнорусской полосы (Калужско-Орловско-Брянское Полесье) рассеяны так называемые полехи. Возможно, часть из них является потомками древних дославянских жителей этих мест. В их традиционной культуре сохранялось много архаических черт, но вместе с тем прослеживается и связь с культурой белорусов и литовцев. Интересна группа так называемых однодворцев, состав которой сложен по происхождению. Это в большинстве своем потомки служилого населения, главным образом выходцы из севернорусских и среднерусских областей. В ХУ1-ХУII вв. власти селили их на степной окраине Русского государства для защиты от набегов кочевников. Затем в состав "однодворцев" вошли потомки и более поздних переселенцев из различных категорий крестьян России. В целом же "однодворцы" занимали как бы промежуточное положение между крестьянами и мелкими помещиками. Они жили обособленно, что способствовало длительному сохранению своеобразных черт в их материальной и духовной культуре специфический тип поселений и жилых построек с дворами-крепостями, некоторые особенности женского костюма и др.
Северные великорусы в силу несколько меньшей подвижности были более монолитны по составу; среди них прослеживается меньшее число областных групп. В самоназваниях этих групп доминируют географические термины (от мест поселения), например, "поозеры" (т.е. живущие по берегам озера Ильмень или в "Поозерье"), "пошехонцы" (от Пошехонья), "каргопольщина" (от г. Каргополя), "белозеры" (от Белого озера) и др. Возможно, что часть их — потомки древних новгородцев-переселенцев. На Севере европейской части страны можно выделить группу "поморов", живущих по берегам Белого и части Баренцева моря. Они считаются потомками новгородских переселенцев XII в., а также выходцев из центральнорусских областей страны. В новых районах обитания поморы освоили рыболовство и промысел морского зверя, создав своеобразный и несвойственный славянам культурно-хозяйственный тип. И хотя в их укладе жизни преобладали северные великорусские черты, существовал и целый ряд особенностей. Кроме того, среди поморов выделялись свои локальные группы - "усть-цилёмы" (от Усть-Цильмы - селения в устье р. Цильмы), и "пустозеры" (на Печоре) и др.
В середине XVII в. после церковной реформы патриарха Никона произошел известный раскол русской православной церкви. Противники реформ (старообрядцы, раскольники, староверы), спасаясь от преследований, селились "в лесах и на горах" по рекам Ветлуге, Керженцу и другим - так называемые заволжские старообрядцы. Их быт, оставаясь традиционно русским в части материальной культуры, отличался значительными чертами консерватизма, особенно в области духовной культуры, обрядности и т.п.
Еще большее культурно-бытовое своеобразие свойственно восточнославянскому (русскому и украинскому) казачеству. К началу XX в. в России сложилось одиннадцать групп казачьего населения на основе такого же количества "казачьих войск". Они возникали на окраинах Русского государства с конца XV - середины XVI в. и в более позднее время. Под влиянием специфических условий жизни и военизированного быта, действия различных исторических и социально-экономических факторов к XX в. казаки сформировались как особые этнографические группы русского и украинского населения.
Отличное от прочего населения социальное положение казаков, специфика воинской службы "за землю" ("налог кровью" вместо уплаты обычных налогов и податей), своеобразие быта и социально-культурных традиций, общинный характер казачьего самоуправления и многое другое - все это способствовало созданию особого жизненного уклада в их среде. А длительное проживание в иноэтничном окружении, интенсивные межэтнические (в том числе бытовые) контакты с неславянским населением различных областей Северного Кавказа, Средней Азии и Сибири усиливали своеобразие их быта и культуры. Например, на протяжении всей своей истории казачество повсеместно принимало в свои ряды выходцев из коренного населения, что также постепенно сказалось на антропологическом типе и всем жизненном укладе казаков.
Наиболее многочисленным и ранним по своему происхождению - XV—I XVI вв. - было донское казачество. Его социальный и этнический состав всегда был неоднородным, в нем преобладали бежавшие от крепостной неволи крестьяне, разорившиеся помещики, вольные "гулящие люди" и др. Донское казачество делилось на две группы - "верховое" (по Верхнему Дону) и "низовое" (по Нижнему Дону). Если в первом "войске" преобладал русский этнический элемент, то во втором - украинский. Значительную часть донского казачества (особенно у "низовиков") составляли выходцы из среды тюркских и северокавказских и других народов, заметно пополнявшие "войско" в ХV1-XVIII вв.
С конца XVI в. стало складываться уральское, или яицкое (от реки Яик) казачество. В большинстве своем это были выходцы с Дона и Волги, а также представители местных народов. Своеобразие казачьего культурно-бытового уклада, присутствие в казачьей среде значительного числа ногайцев, башкир, казахов и калмыков, с которыми у яицких казаков сложились тесные хозяйственные и культурно-бытовые связи, также отразились на специфике этой группы населения.
С XVI в. на Северном Кавказе начало формироваться гребенское (терское) казачество. Помимо донских и волжских казаков в него влились беглые русские крестьяне, многие участники народных восстаний и другие группы восточнославянских переселенцев, преимущественно из центральных и южнорусских областей, соседней Украины. Длительное проживание рядом с коренным населением Северного Кавказа, служба жителей-кавказцев в XVIII-XIX вв. в казачьих частях - все это способствовало сложению у терского казачества своеобразного культурно-этнографического "кавказского" колорита.
Проникновение русского населения в Сибирь, как известно, началось в XVI в., не считая более ранних эпизодических походов новгородцев за Камень (Уральские горы). Вначале переселения совершались главным образом из районов Русского Севера и Среднего Приуралья. Потомков ранних переселенцев в Сибирь принято называть русским старожильческим населением, а переселенцев XIX в. (преимущественно из южнорусских губерний) - "новоселами", или "российскими" (по терминологии коренных сибиряков).
Во время походов Ермака и его атаманов в Сибирь в XVI в. вместе с ними появились казачьи выходцы с Дона и Волги, "наборные" люди из вотчин купцов Строгановых и прочие, слившиеся позднее с другим пришлым русским населением (с XVII в. - староверы). К XVIII-XIX вв. относится появление в Сибири, на севере Казахстана и южнее станиц оренбургского и сибирско-семиреченского казачества (после переноса погранично-кордонной казачьей линии в Оренбург и Семиречье). Среди переселенцев в Восточную Сибирь и на Дальний Восток в XVIII и особенно в XIX в. стала значительной доля украинского и белорусского этнических компонентов, а также русских из центральных и южных районов страны.
В материальной и духовной культуре, а также в диалектах восточнославянского населения Западной и Восточной Сибири прослеживаются заметные различия. В Западной Сибири, например, доминирует "окающий" диалект и севернорусские черты культуры, в Восточной - "акающий" диалект и южнорусские характеристики культуры. Кроме того, уже к концу XIX в. на обширной территории Сибири сложился ряд своеобразных по культуре и быту субэтнических групп восточнославянского населения.
Так, в XVII—XVIII вв. в горах Алтая, уходя от преследований, осели небольшие сплоченные коллективы старообрядцев, известные в исторической литературе как "бухтарминцы", или "каменщики" (от слова "камень" - горы), "кержаки" (потомки выходцев с реки Керженец) и др. Здесь же, на Алтае, в районе Усть-Каменогорска, поселились так называемые поляки - выходцы из ликвидированных старообрядческих скитов по р. Ветке (в то время территория Польши). Живя изолированно от окружавшего их населения, они в силу своей конфессиональной специфики и обычаев сохранили ряд самобытных черт культуры.
Большая группа староверов переселилась в XVIII в. в Забайкалье, где их стали именовать "семейскими" (так как они сразу поселились с семьями); по их диалекту они, в отличие от алтайских "кержаков", относятся к южной великорусской группе. Быт староверов характеризовался значительным консерватизмом и архаичностью уклада.
Своеобразный культурно-бытовой тип характерен для русских, поселившихся на севере и северо-востоке Сибири: к их числу можно отнести так называемых затундренских крестьян, живших по рекам Дудинке и Хатанге, русских Якутии (главным образом по рекам Лене и Амге), которых именовали "ямщицкими поселенцами". Их культура - яркий образец смешения крестьянской культуры русских и якутов. Ими в значительной мере было утрачено русское национальное самосознание. Более заметны русские этнические элементы в языке, культуре и быте населения Русского Устья на Индигирке, где уже в XVII в. поселились выходцы из районов Русского Севера, сибирской Мангазеи и других мест.
Мало сохранилось русских национальных черт у так называемых колымчан (язык, этническое самосознание, ряд элементов бытовой культуры). Группа "марковцев" - жители села Маркова на р. Анадыре - восприняла от местного населения некоторые способы ведения хозяйства (оленеводство), но сохранила свое этническое самосознание, язык и фольклор. Наконец, население Камчатки - так называемые камчадалы - состоит из обрусевших ительменов и коряков и слившихся с ними русских переселенцев XVIII в. Они имеют метисный антропологический тип, специфический говор, быт и т.п.
Своеобразные черты культуры и быта сложились у забайкальских казаков, чьи станицы во второй половине XVIII в. располагались вдоль русско-китайской границы. Среди забайкальских казаков были и выходцы из тунгусских и бурятского народов, также "верставшиеся" в казаки. Амурское и уссурийское казачьи войска по рекам Амур и Уссури были образованы в середине XIX в. в основном из забайкальских казаков и переселенных сюда по набору и "жребию" в конце XIX в. групп донских, терских и оренбургских казаков (вследствие нехватки земель в старых казачьих областях и, для усиления пограничной охраны на Дальнем Востоке). Некоторую долю этих войск составили приписанные к казачьему сословию русские и украинские переселенцы конца XIX - начала XX в.
В составе украинского народа также существуют своеобразные регионы и этнокультурные группы населения. Некоторые отличия характерны для Левобережной и Правобережной Украины. Последняя в большей степени испытала на себе польское культурное влияние. Особняком стоит население Западной Украины - жители Галиции и Буковины. В их быту и культуре можно проследить польские черты, что вполне объяснимо их историческим прошлым. Некоторые группы карпато-украинского населения "омадьярились" и, издавна находясь под влиянием венгерской крестьянской культуры, отличаются от соседнего славянского населения. Преобладающая часть населения Закарпатья говорит по-украински, сохраняя традиционные восточнославянские черты культуры и быта. Этнологический интерес представляют горные украинцы, проживающие в Карпатах и из-за обособленности своего быта сохранившие многие древние самобытные черты. Это гуцулы, бойки и лемки.
После упразднения в конце XVIII в. Запорожской Сечи правительство переселило основную массу запорожских казаков в Причерноморье, на р. Кубань, где образовалось черноморское, или кубанское казачество, как оно стало называться с середины XIX в. В это же время в него влилась часть донских казаков, поверстанных на новую пограничную линию "по жребию", бывшие солдаты регулярной армии (военнопоселенцы), украинские и русские крестьяне-переселенцы (последние главным образом из южнорусских губерний), выходцы из среды местных северокавказских народов (поверстанные в казаки кабардинцы, черкесы и другие, вошедшие в специально созданные во второй половине XIX в. "горские" казачьи полки).
Все это и определило в дальнейшем сложный социально-этнический состав кубанского казачества Северо-Западного Кавказа: на западе края преобладал украинский этнический компонент, на востоке - южновеликорусский.
Менее субэтнически дифференцированы белорусы, различия среди которых сегодня прослеживаются главным образом в диалектно-лингвистическом отношении. Тем не менее на территории Пинского и Черниговского полесья, в южной части Белоруссии, проживают переходные между северными украинцами и южными белорусами группы так называемых пинчуков (от названия г. Пинска) и полещуков (от названия Полесья), в культурно-бытовом отношении более тяготеющие к белорусской сельской культурной традиции.
Территория современной Белоруссии, как считают исследователи, в средние века входила в две диалектно-этнографические зоны общевосточнославянской (древнерусской) этнической общности: южная часть - в полесскую диалектно-этнографическую зону, ядром которой было Поприпятье, а северная и в значительной степени центральная часть (Подвинье, Верхнее Поднепровье) - в подвинско-днепровскую, получившую первоначальное региональное название "Белая Русь". Таким образом, территория современной Белоруссии в древнерусский период наряду с другими восточнославянскими землями называлась Русью, южная ее часть именовалась Полесьем, а северная - Белой Русью. Современное этническое значение название "Белая Русь" получило с ХV-ХV1 вв. и распространилось на южную часть современной территории республики.
Таким образом, название "Белая Русь", "Белоруссия" в этническом плане поначалу означало одну из диалектно-этнографических зон восточнославянской древнерусской общности, территорию одного из ее субэтносов, и не являлось в тот период названием этнической территории всего белорусского народа. Можно думать, что на ранних этапах этнической истории оно обозначало регион, составные части которого впоследствии вошли как в этническую территорию белорусов, так и в этническую территорию русских (например, трансформировавшиеся в великорусов северные "белорусцы" Псковщины, Тверского края и Смоленщины, где, в конце концов, сформировался великорусский комплекс языка и культуры). Так и "Полесье" разделилось впоследствии на две части - Белорусское, ставшее составной частью этнической территории белорусского народа, и Украинское Полесье, ставшее составной частью этнической территории украинского народа.
В целом этническая территория современной Белоруссии сформировалась в позднем средневековье в результате консолидации прежней северной части "полесского" субэтноса общевосточнославянской древнерусской этнической общности и южной части "белорусского" (подвинско-днепровского) субэтноса общевосточнославянской древнерусской этнической общности. Вероятно, этим объясняются и диалектно-лингвистические отличия в языке и до некоторой степени в этнографии белорусского народа.
В настоящее время субэтнические группы восточных славян не исчезают окончательно, в их историческом развитии прослеживаются две тенденции. Так, с одной стороны, в связи с активной урбанизацией обособленность отдельных этнографических и областных групп русского, украинского и белорусского населения значительно уменьшается. С другой стороны, наблюдается тенденция к возрождению отдельных субэтносов (например, в казачьих областях Дона, Северного Кавказа, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока). Таким образом, процессы эволюции субэтносов восточнославянского населения весьма сложны и многообразны, а главное - не закончены.