logo search
Trebovanija_k_tezisam_-_detskaja_literatura

Влияние сказок екатерины II на становление детской русской литературы

Предметом анализа является творчество Екатерины II в XVIII веке.

Литературная сказка, генезис, формирование, сюжеты русской литературы.

Просветительский классицизм второй половины XVIII века определил потребность в изучении и раскрытии детского мира. Среди писателей-просветителей эту задачу осознавала и императрица Екатерина II, которой было создано две аллегорические сказки, адресованные внуку, великому князю Александру Павловичу. Впоследствии ее произведения приобрели общественный характер и положили начало формированию русской литературной сказки.

Первая сказка, написанная Екатериной - «Сказка о царевиче Хлоре», считается классикой этого жанра. Интересный, захватывающий сюжет произведения содержит нравоучительные и воспитательные моменты, представленные в аллегорической форме. Попытка повторения такого типа в «Сказке о царевиче Февее» ознаменовалась творческой неудачей. Сказочная канва произведения оказалась подчинена узким дидактическим задачам, а реалистическая подоплека делала аллегории поверхностными и однозначными.

Тем не менее, в контексте истории литературы две эти сказки замечательны уже тем, что их появление представляло первый опыт печатного литературного произведения для детей в Российской империи. Екатерина II прекрасно понимала, что ребенок-читатель требует особого психологического подхода и для него нужна особая литература.

Изначально камерный, семейный сюжет получил генерирующее значение. В 1782 году величайший русский поэт XVIII столетия Г.Р. Державин создает оду «Фелица», заимствуя имя главной героини из сказки Екатерины Великой. Переосмысление сюжета «Фелицы» показывает, что детская литература становится частью культурного мира человека в целом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что детская литература в России начинает формироваться благодаря произведениям Екатерины II; в то же время уже во второй половине XVIII века сюжеты детской литературы становятся частью литературного процесса и определяют поле для литературной игры.

Научный руководитель - ст. преп.

А. Е. Козлов

УДК 821.161.1