Домовой
Домашний дух, охранитель дома и семьи.
Ближе всего к человеку, конечно же, был домовой. Свой домовой обитает в каждом доме. Первоначально охранителем дома являлся умерший предок — основатель рода, первый хозяин родового дома. Со временем индивидуальные черты утратились, и из предка домовой превратился в домашнего духа-охранителя. Его называют и по месту «проживания» — голбечник, запечник, подпечник, и почтительно — избяной большак, дедушка, добро-хотушка, хозяйнушко мохнатый, кормилец.
Домовой невидим, но иногда показывается людям, чаще всего приняв облик хозяина дома, живого или мертвого. Домовой может появиться в виде невысокого старика с длинными седыми спутанными волосами и бородой серебристо-белого цвета, иногда без бровей. У него большие руки, домовой всегда ходит босиком. Такой образ встречается у большинства европейских народов.
Нередко домовой является в образе разных животных—кошки, собаки, коровы или бычка, реже — змеи, крысы или лягушки. Живет домовой чаще всего под печкой или за печью, на печи, под печным углом, у порога, в сенном сарае. В редких случаях домовой сравнивается с деревом: «Вылезает престрашенная женщина, ростом, что столетняя береза, голова — разметанная копна сена, клок — направо, клок — налево, оттуда торчит колтун, словно перекати-поле, да чертополохом свились длинные космы, а глаза горящие так и пялит».
По народным представлениям, домовой в общем не злой, но иногда он сердится на людей и тогда мстит им. Вообще он большой проказник и шутник. Если сердится на хозяев, то ночью стучит, щиплет спящих, иногда даже выгоняет людей, бьет посуду, выбрасывает кочергу, кирпичи из печи. Люди, рассказывая о домовом, нередко называют его просто Он или Сам, но чаще Доброжилом или Доброхотом и даже Кормильцем, Батанушком. Любимое занятие домового, который в добрых отношениях с хозяевами, прибирать в доме, но когда ему хочется пошутить, то он часто прячет вещи. Отсюда и пошла присказка: «Домовой, Домовой, поиграй и отдай». Если переселялись в новый дом, то обязательно звали с собой и домового: «Батушко-батанушка, приходи к нам в новый дом жить, защищать нас и наших деток». В некоторых местах домового наделяют семейством, а жену домового зовут доманей. Домовой любит те семьи, где живут в полном согласии, и тех хозяев, которые рачительно относятся к своему добру, в порядке и чистоте содержат двор. Ленивым и нерадивым он охотно помогает спускать хозяйство и старается во всем им вредить. Домовой плохо относится к чужим. Если человек устроится спать в незнакомом пустом доме, домовой навалится и начнет душить его. Любимых хозяев домовой старается предупреждать о несчастьях, чтобы те успели приготовиться к встрече и отвратить от себя напасть заблаговременно. В таких случаях он подает знаки: стук, скрип, плач, смех и т. п.
У домового была семья, жена — домовичиха, или домаха, и дети. В некоторых рассказах женой домового называлась кикимора. Домовой пользовался большим уважением, по праздникам ему выставлялось угощение, сам хозяин дома приглашал его разделить трапезу, почтительно называя кормильцем, хозяином и дедушкой. В последнем обращении сохранилось древнейшее поверье, согласно которому домовым становился умерший предок семьи. Именно поэтому в образе домового преобладают антропоморфные черты.
Во время археологических раскопок ученые неоднократно находили небольшие фигурки или схематичные рисунки на бересте, изображавшие домовых. На находках отчетливо различаются человеческие черты.
Обычно домовой обитал в доме или в хозяйственных постройках, в темных уголках или подпечье. Иногда домовой жил в конюшне, поскольку лошади являлись его любимыми животными. Добрый домовой заботливо ухаживал за ними, расчесывал гривы, подкладывал лучший корм. Обиженный на хозяина домовой морил лошадей голодом, пугал их или даже насылал на них какую-нибудь болезнь.
Перед покупкой лошади рачительный хозяин заходил в конюшню и выспрашивал у домового, какой масти купить лошадь. Только что купленную лошадь хозяин не просто ставил в конюшню, а обязательно «представлял» домовому, умоляя его заботиться о ней так же хорошо, как и о других животных. Если лошадь нравилась, то домовой помогал хозяину и ухаживал за ней. Иногда лошадь не нравилась домовому, и он старался ее выжить — не давал корма, пугал, насылал болезнь.
Кроме лошадей домовой особенно любил петуха, считавшегося хозяином в доме. Чтобы выгнать из дома злого домового, часто использовали петуха, обметая его крылом все углы избы и двора.
Во время строительства нового дома, после укладки первого ряда бревен, совершался особый обряд привода домового. Ему выставляли угощение в виде блюдца с молоком, затем в течение всей ночи категорически запрещалось приближаться к месту строительства. В противном случае будущий дом мог остаться без домового и, следовательно, лишиться защитника, оберегавшего в дальнейшем от вторжения нечистой силы. До наших дней сохранился обычай первым впускать в новый дом петуха или кошку. Считалось, что на них должны обрушиться козни злой силы, которая могла подстерегать человека в новом доме.
Переезжая на новое место, домового специально приглашали переехать вместе со всеми. Иногда домового даже перевозили со скарбом. Придя в конюшню с угощением, хозяин уговаривал домового не оставлять без защиты семью и скот. В разных местах записаны рассказы о том, как покинутый или забытый домовой стонет и плачет в пустом доме. Иногда он начинал пакостить тем, кто осмеливался поселиться в нем. Во время новоселья домовому также преподносили специальные съестные дары.
Считалось, что лучше всего перевозить домового на день Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа). Придя в старый хлев, хозяин вынимал кол из яслей и переносил на новый двор со словами: «Батюшка-хозяюшко, матушка-хозяюшка, малые детушки! Мы пошли, и вы пойдемте с нами!» Если семья делилась — например, взрослый женатый сын переезжал в новый дом, то делилось и семейство домового — его дети переезжали на новое место.
Лохматость домового считалась благоприятным признаком. Верили, что в бедных домах он голый. Обычно домовой прячется от людей, и его появление предвещает какое-либо важное событие.
Считалось, что если домовой уйдет, то «дом держаться не станет»: хозяйство разладится, будет болеть скот или умрет кто-нибудь из членов семьи. Рассказывают также, что перед смертью хозяина домовой появляется в его шапке. Известно много поверий о том, как домовой предупреждал о несчастье. Если он кричит под окном, ходит по дому — к смерти, стучит в окно, скрипит дверью — к пожару, шумит на чердаке — к беде.
Чтобы домовой помогал вести хозяйство, его старались задобрить. Входя в хлев, здоровались: зла» «Добрый день тебе, домовой хозяин. Охраняй меня от всякого». Уходя вечером, прощались: «Гляди, дедушка домовой, не допускай никого». По большим праздникам домового кормили: на Новый год на чердак относили борщ и кашу, в заговенье перед Великим и Рождественским постами — блины, кусок мяса и чашку молока, на Пасху — крашеные яйца. Считалось, что в день Ефрема Сирина (10 февраля) у домового именины: ему оставляли кашу, цветные лоскутки, овечью шерсть.
- Славянский календарь. Славянские праздники.
- Обряды и праздники
- Свадебный обряд
- Мать сыра земля
- Домовой
- Дворовой
- Овинник (Гуменник)
- Полевой
- Кикимора
- Ведьмак
- Водяной
- Русалки
- Огненный змей
- Трясовицы
- Алконост
- Василиск
- Верлиока
- Волкодлак
- Змей Горыныч
- Кощей Бессмертный
- Китоврас
- Кот Баюн
- Лихо одноглазое
- Папоротник
- Покойник
- Привидения
- Сивка-Бурка
- Финист – Ясный сокол
- Чудо-юдо