logo search
Trebovanija_k_tezisam_-_detskaja_literatura

Признаки детской литературы в романе н. Г. Чернышевского «что делать?»

Предметом анализа является четвертый сон Веры Павловны и выявление в этом отрывке признаков детской литературы.

Детская литература, модальность, Н.Г. Чернышевский

«Что делать?» Н.Г. Чернышевского – роман о новых людях, новых взаимоотношениях, новом обществе. Это новое в известном смысле созвучно детскому, непосредственному. Поскольку утопический мир романа в большей мере соответствует детской грёзе, мечте о прекрасном и несбыточном, повествователь, претендующий на роль наставника, оказывается носителем инфантильного сознания.

В коммуникации читателя и повествователя последнего можно сравнить с поучающим ребенком. Непосредственное представление социалистических мечтаний осуществляется в снах героини, стилистика описаний которых отсылает читателя к западноевропейской и арабской сказке (достаточно вспомнить интерес Н.Г. Чернышевского к циклу «Тысяча и одна ночь»).

Четвертый сон Веры Павловны наполнен событиями, которые воплощают сказочный сюжет. Результатом социалистических исканий становится грандиозная картина умозрительного будущего: хрустальный дворец, работающие и отдыхающие в едином порыве люди. Несмотря на то, что повествователь пытается найти происходящему мотивировки, они выглядят искусственно и мало связаны с результатом описываемых событий.

Таким образом, сюжетно-мотивный комплекс, задействованный в «Четвертом сне Веры Павловны», имеет непосредственное отношение к детской литературе.

Нельзя не отметить, что традиционно детская литература делится на собственно детскую (книги, написанные специально для детей) и детское чтение, включающее произведения, первоначально не адресованные детям, но вошедшие в круг детского чтения. Роман Чернышевского относится ко второму виду детской литературы.

Научный руководитель – ст. преп.

А. Е. Козлов

УДК 821.161.1