Признаки детской литературы в романе н. Г. Чернышевского «что делать?»
Предметом анализа является четвертый сон Веры Павловны и выявление в этом отрывке признаков детской литературы.
Детская литература, модальность, Н.Г. Чернышевский
«Что делать?» Н.Г. Чернышевского – роман о новых людях, новых взаимоотношениях, новом обществе. Это новое в известном смысле созвучно детскому, непосредственному. Поскольку утопический мир романа в большей мере соответствует детской грёзе, мечте о прекрасном и несбыточном, повествователь, претендующий на роль наставника, оказывается носителем инфантильного сознания.
В коммуникации читателя и повествователя последнего можно сравнить с поучающим ребенком. Непосредственное представление социалистических мечтаний осуществляется в снах героини, стилистика описаний которых отсылает читателя к западноевропейской и арабской сказке (достаточно вспомнить интерес Н.Г. Чернышевского к циклу «Тысяча и одна ночь»).
Четвертый сон Веры Павловны наполнен событиями, которые воплощают сказочный сюжет. Результатом социалистических исканий становится грандиозная картина умозрительного будущего: хрустальный дворец, работающие и отдыхающие в едином порыве люди. Несмотря на то, что повествователь пытается найти происходящему мотивировки, они выглядят искусственно и мало связаны с результатом описываемых событий.
Таким образом, сюжетно-мотивный комплекс, задействованный в «Четвертом сне Веры Павловны», имеет непосредственное отношение к детской литературе.
Нельзя не отметить, что традиционно детская литература делится на собственно детскую (книги, написанные специально для детей) и детское чтение, включающее произведения, первоначально не адресованные детям, но вошедшие в круг детского чтения. Роман Чернышевского относится ко второму виду детской литературы.
Научный руководитель – ст. преп.
А. Е. Козлов
УДК 821.161.1
- Требования к оформлению тезисов
- С.Н. Воробьева
- Влияние сказок екатерины II на становление детской русской литературы
- А. Е. Евтушенко, и. Е. Евтушенко
- Признаки детской литературы в романе н. Г. Чернышевского «что делать?»
- Н. И. Манькова
- Квазидетская литература (на примере романа н. Г. Чернышевского «что делать?»)
- Е. К. Постоногова
- Сказки а.С. Пушкина в детском чтении
- Проблемы определения понятия «детский фольклор»