logo search
voprosy_k_ekzamenu

24. Виды, методы и проблематика научных исследований фольклора.

Виды научных исследований:

- Методологические основы научных исследований. Понятие концепции.

- Теоретические исследования НХК (выявление сущности, принципов, функций, закономерностей развития НХТ, и т.д.).

- Прикладные исследования: изучение конкретных процессов и явлений в развитии НХК.

Методы научных исследований:

· эмпирические методы;

· анкетирование;

· наблюдение;

· тестирование, беседы, социометрия;

· анализ и контент-анализ;

· системный анализ, понятие системы;

· педагогическое моделирование;

· педагогический эксперимент.

Проблематика исследований:

Этнологические исследования, раскрывающие взаимосвязи традиционного уклада жизни, национального характера и своеобразие художественного творчества того или иного народа.

Фольклористические исследования, фиксирующие образцы НХТ. Знакомство с историей русской фольклористики.

Искусствоведческие исследования, направленные на анализ художественно-эстетических особенностей любительского искусства (художников-самоучек, самодеятельных авторов).

Социологические исследования, выявляющие роль и место НХК в жизни этноса, тенденции и социальные факторы развития.

Педагогические исследования НХК, помогающие определить духовно-нравственные ценности и творческие способности личности в процессе непрофессиональной художественной деятельности.

Теоретические методы исследований. Анализ научной литературы.

25. Фольклоризм в искусстве и культуре.

Понятие фольклоризма (Л,Себийо, М.К. Азадовский, Ю.М.Соколов).

Исторические периоды развития фольклоризма в искусстве. Основные принципы обрабатывания и использования фольклора в разных видах профессионального искусства.

Характеристика «советского фольклоризма» 60-х годов XX века (самодеятельное искусство).

Фольклоризм в области туризма, массовых развлечений, и т.п..

26. Истоки педагогики народного художественного творчества.

Фольклор как наиболее древняя сфера воспитания, обучения и развития личности в процессе художественной деятельности (восприятия, воспроизведения и создания произведений народного искусства). Педагогическая значимость народного искусства, отражающего укоренившиеся в народной культуре образы-идеалы человека, национальные образы мира, нормы, стереотипы и модели поведения, духовно-нравственные ценности и идеалы.

Традиционные этнопедагогические формы приобщения личности к фольклору (календарные и семейно-бытовые праздники и обряды, народные игры и др.), их роль в работе современных фольклорных коллективов.