logo search
Verovania_slavyan

Овинник (Гуменник)

Мифологический персонаж, обитающий в овине особом строении, где производилась сушка снопов и обмолот хлеба. Для этого привезенные с поля снопы аккуратно укладывали рядами, после чего в специ­ально выкопанной яме подлазе разводили огонь. Нагретый дым поднимался вверх и сушил снопы. После окончания сушки в овине или особом строе­нии гумне снопы обмолачивали.

По народным верованиям, в яме овина живет овинник, или подовинник, овинный батюшка. Так как овины стоят в пределах деревни, хотя и на задворках, овинник считается домовым духом, но самым злым.

Облик овинника двойственен — в нем соедини­лись черты человека и животного. Обычно овинник появлялся в образе огромного черного кота или собаки: «глаза горят калеными угольями, как у котов, и сам похож на огромного кота, весь черный и лохматый». Но чаще его описывают как человекообразное суще­ство, покрытое длинной черной шерстью. Овинника можно было увидеть только во время Светлой заут­рени Христова дня (Пасхи).

В северных губерниях его описывали сле­дующим образом: человек обычного роста с длинными, растрепанными, дымчатыми волосами.

Обычно ему приписывали частые пожары, бывали случаи, когда чужой овинник прогонял хозяина из ямы, и тогда между своим и чужим овинником могла начаться драка, а дерутся они головешка­ми, вот и сгорит овин. В некоторых губер­ниях 17 сентября и 14 ноября духу овина, чтобы задобрить, приносили жертву. Для этого на пороге овина петуху отрезали голову и ноги. В такие церковные празд­ники, как Воздвижение (27 сентября), день Феклы Заревницы (7 октября) и день По­крова Пресвятой Богородицы (14 октяб­ря), не разрешалось топить овины, эти дни назывались именинами овина. Считалось, что если затопить овин в запретные дни, то непременно случится пожар.

Овинник обитает в подлазе вместе со своей женой овинницей. Оттуда он наблюдает за тем, чтобы приве­зенные с поля снопы были аккуратно уложены рядами друг на друга, дрова горели ровно и не давали искр.

Чтобы заслужить благосклонность овинника, сле­довало постоянно ублажать его подношениями, заго­ворами и молитвами. С овинником всегда разговари­вали крайне почтительно, называя его «батюшка-овинушко» и даже «царь овинный». После окончания сушки снопов овинника обязательно благодарили. Сняв шапку, хозяин кланялся и говорил: «Спасибо, батюшко овинник, послужил ты нынешней осенью ве­рой и правдой». Чтобы не обидеть овинника, в овинах не полагалось ночевать: нежданного гостя овинник мог замучить кошмарами или даже задушить.

Во время больших праздников — Воздвижения, Покрова дня, дня Агафона - гуменника (22 августа) — в овине не разрешалось разводить огонь, поскольку овинник праздновал именины. В эти дни овиннику обязательно выставляли угощение — рюмку водки, кусок пирога, а также подносили петуха. На пороге ови­на петуху отрубали голову и кровью капали по всем углам, затем петуха закапывали под порогом овина.

Как и другие домашние духи, овинник предсказы­вал будущее. На Святки или в Васильев вечер (канун Нового года) к овину приходили девушки, чтобы уз­нать свою судьбу. Стоя с обнаженной задней частью тела или спиной к окну сушила, девушка спрашивала: «Овинникфодимчик, суждено ли мне в нынешнем году замуж идти?» Если овинник гладил по обна­женной части, то считалось, что девушка выйдет за­муж. В противном случае ей предстояло дожидаться следующего года.

Быличка об овиннике

В Калужской губернии одного силача овин­ник согнул в дугу на всю жизнь за то, что он топил овин не в указанный день и сам сидел около ямы (место овинника). Пришел этот не­видимка-сторож в виде человека и начал со­вать этого силача в овинную печку, да не мог изжарить его, так как самого овинника этот мужик схватил в охапку и бросил в огонь. Од­нако это не прошло мужику даром. Мужик еще раз затопил овин в великий праздник, за что овинник поджег овин и спалил малого. Нашли его забитым под стену, и все руки были у него в ссадинах, знать, отбивался кулаками.