Водяной
Дух воды, входящий в число главных представителей славянской демонологии, олицетворявший могущество враждебной человеку водной стихии.
В образе водяного слились древнейшие представления различных культов: языческие и христианские черты дополнили друг друга и сложились в образ таинственного речного духа. Отсюда же происходят и его разнообразные наименования: водяник, водяной хозяин, дедушка водяной, пепельник, волосатик. Рассказы и поверья о водяном распространены в Белоруссии и на северо-западе России, то есть в районах, где встречается множество природных водоемов. Считалось, что водяной живет в каждом озере, реке, пруду.
Описания внешнего вида водяного весьма различны. Чаще он появляется в образе сома, щуки, в то же время чем-то он похож на рака. Водяного представляли как высокого мужчину или безобразного плешивого старика, опутанного тиной, с длинной седой или зеленой бородой и большим брюхом. Обычно его окружали женские духи: водяницы и русалки. Нередко водяного наделяли чертами других злых духов, чаще всего черта. Отсюда и происходят многочисленные описания водяного как существа с рогами или длинными когтистыми лапами. Как и другие представители нечистой силы, водяной обладал способностью превращаться в рыбу, лошадь, свинью, корову или собаку.
Согласно поверьям, водяной жил в самых глубоких местах: речных омутах, водоворотах, мельничных запрудах. Полагали, что усадьба водяного находится под толщей воды, в темной глубине. Она напоминает богатый крестьянский дом. Правда, живущие там домашние животные могут быть только черного цвета. Подобное косвенное указание на принадлежность к нечистой силе проявляется и в обычае приносить водяному в жертву черных животных — козла или петуха.
Считалось, что у водяного есть семья — жена водяниха и дети водяненки. Водяниха выглядит как уродливая женщина с огромной грудью. В некоторых местах считают, что весной, во время разлива рек, водяные справляют свадьбу. Водяниха часто сидит у воды на камне и расчесывает гребнем волосы. При появлении людей водяниха прыгает в воду и уплывает. Дети водяных на севере их называют шиликуны. В народе считали, что 19 января, после водосвятия, они выпрыгивают из прорубей и пытаются через окна и двери проникнуть в дома. Чтобы уберечься от них, жители углем рисовали кресты на дверях и окнах. В некоторых местах России и русалки считались дочерьми водяного.
Во власти водяного и рыбаки, и мельники, и даже, как ни странно, пасечники. Рыбаку он помогает в рыбной ловле, у мельника охраняет запруду. Но когда водяной разгневается, он рвет рыбачьи сети, распугивает рыбу, разрушает мельничную плотину. Для удачи рыболовы когда-то непременно соблюдали два правила: привязывали к нательному кресту траву петров крест, чтобы уберечь себя от козней водяного, а из первого улова часть его или первую рыбу кидали обратно в воду, как дань хозяину реки. Также бросали в воду щепотку табаку и окуривали снасть богородской травой.
Поскольку водяной олицетворял враждебную человеку стихию, его старались умилостивить всевозможными способами. Ближе других к водяному оказывались мельники, поэтому они ежегодно преподносили ему черную свинью. Во время строительства плотины в дно реки закапывали лошадиный череп, который должен был уберечь мельницу от проказ водяного. Мельники тоже не забывали о подношении водяному. При строительстве водяной мельницы под бревно, где будет дверь, зарывали живым черного петуха и три супрыжки (стебли ржи, выросшие с двумя колосьями).
Рыбаки также старались ублажить водного дедушку — часть первого улова кидали обратно в воду, приговаривая: «Возьми, дедушка, подарок!» Перед тем как зайти в воду, у водяного просили разрешения: «Хозяин, хозяюшка, спаси меня!» Чтобы не беспокоить водяного, ночью запрещалось брать воду из реки. Если же ее брали, то просили разрешения: «Хозяин и хозяюшка, разрешите мне водички взять».
Поскольку водяной слыл заядлым курильщиком, ему часто дарили щепотку табака, которую кидали в водоворот или под мельничное колесо. Известны многочисленные рассказы о том, как по вечерам водяной сиживал на берегу мельничного пруда с трубкой в зубах.
Любопытно, что водяного рассматривали и как покровителя пчел. В подобном представлении, вероятно, отразилась зависимость пчеловодства от погодных условий и прежде всего от сырости и дождя. Известно, что длительные дожди мешали пчелам собирать мед и могли привести к гибели ульев. Чтобы водяной позаботился о пчелах, следовало подарить ему свежего меда, еще не вынутого из сот, дарили водяному и воск. Все эти дары они бросали в воду ночью накануне Яблочного Спаса (19 августа).
Для купающихся существовали ограничения и запреты, связанные с верой в водяных. Нельзя было купаться в полдень или ночью, водяной непременно затащит в свое царство. Опасно купаться и без нательного креста.
По народным представлениям, утопленники становились работниками водяного, девушки —русалками, а нередко и его женами. Да и сами водяные в прошлом тоже утопленники. Живут водяные чаще всего в глубоких ямах на дне рек и озер, в местах, опасных для пловцов, но иногда в народных преданиях их поселяли в хрустальных дворцах. Стоит заметить, что на берегу рядом с такими опасными местами старались построить церковь, чтобы святой храм оберегал людей от происков водяного.
Водяной просыпается от зимней спячки на Никитин день (26 апреля). Рыбаки угощают водяного, утопляя лошадь: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби да жалуй нашу семью».
Быличка о водяном
Один парень купался да нырнул. Как нырнул, так и угодил прямо в дверь и очутился в палатах водяного. Тот у себя задержал, говорит: «Живи здесь!» Ну, парню уйти некуда — он и стал у него жить. Водяной его пряниками, сластями кормил. И заскучал парень, стал проситься домой на побывку. Водяной говорит: «Хорошо, только поцелуй у меня коленку». Парень, не будь глуп, взял, начертил ногтем на руке крест да заместо коленки к нему и приложился. Как только поцеловал, схватил его кто-то за ноги и выбросил из воды прямо к его избе. Вернулся он домой: жена рада, все в удивлении. Пропадал он три года, а ему за три дня показалось. Он все рассказывал; позвали попа. Стал поп над ним Псалтырь читать, отчитывать его. Только стал отчитывать, приподнялся у избы угол, и полетела у парня вся нечистая сила изо рта; стал он как ни в чем не бывало. А поцелуй он коленку у водяного — быть ему опять под водой.
- Славянский календарь. Славянские праздники.
- Обряды и праздники
- Свадебный обряд
- Мать сыра земля
- Домовой
- Дворовой
- Овинник (Гуменник)
- Полевой
- Кикимора
- Ведьмак
- Водяной
- Русалки
- Огненный змей
- Трясовицы
- Алконост
- Василиск
- Верлиока
- Волкодлак
- Змей Горыныч
- Кощей Бессмертный
- Китоврас
- Кот Баюн
- Лихо одноглазое
- Папоротник
- Покойник
- Привидения
- Сивка-Бурка
- Финист – Ясный сокол
- Чудо-юдо