logo search
Verovania_slavyan

Водяной

Дух воды, входящий в число главных предста­вителей славянской демонологии, олицетворявший могущество враждебной человеку водной стихии.

В образе водяного слились древнейшие представле­ния различных культов: языческие и христианские черты дополнили друг друга и сложились в образ та­инственного речного духа. Отсюда же происходят и его разнообразные наименования: водяник, водяной хозяин, дедушка водяной, пепельник, волосатик. Рас­сказы и поверья о водяном распространены в Бело­руссии и на северо-западе России, то есть в райо­нах, где встречается множество природных водо­емов. Считалось, что водяной живет в каждом озере, реке, пруду.

Описания внешнего вида водяного весь­ма различны. Чаще он появляется в образе сома, щуки, в то же время чем-то он по­хож на рака. Водяного представляли как высокого мужчину или безобразного плешивого старика, опутанного ти­ной, с длинной седой или зеленой бородой и большим брюхом. Обычно его окружали женские духи: водя­ницы и русалки. Нередко водяного наделяли черта­ми других злых духов, чаще всего черта. Отсюда и происходят многочисленные описания водяного как существа с рогами или длинными когтистыми лапа­ми. Как и другие представители нечистой силы, во­дяной обладал способностью превращаться в рыбу, лошадь, свинью, корову или собаку.

Согласно поверьям, водяной жил в самых глубо­ких местах: речных омутах, водоворотах, мельничных запрудах. Полагали, что усадьба водяного находится под толщей воды, в темной глубине. Она напоминает богатый крестьянский дом. Правда, живущие там домашние животные могут быть только черного цве­та. Подобное косвенное указание на принадлежность к нечистой силе проявляется и в обычае приносить водяному в жертву черных животных — козла или петуха.

Считалось, что у водяного есть семья — жена водяниха и дети водяненки. Водяниха выглядит как уродливая женщина с огромной грудью. В некото­рых местах считают, что весной, во время разлива рек, водяные справляют свадьбу. Водяниха часто сидит у воды на кам­не и расчесывает гребнем волосы. При появлении людей водяниха прыгает в воду и уплывает. Дети водяных на севере их называют шиликуны. В народе считали, что 19 января, после водосвятия, они выпрыгивают из прорубей и пытаются через окна и двери проникнуть в дома. Чтобы уберечься от них, жители углем рисовали кресты на дверях и окнах. В не­которых местах России и русалки счита­лись дочерьми водяного.

Во власти водяного и рыбаки, и мельники, и даже, как ни странно, пасечники. Рыбаку он помогает в рыбной ловле, у мельника охраняет за­пруду. Но когда водяной разгневается, он рвет рыбачьи сети, распугивает рыбу, раз­рушает мельничную плотину. Для удачи рыболовы когда-то непременно соблюдали два правила: привязывали к нательному кресту траву петров крест, чтобы уберечь себя от козней водяного, а из первого улова часть его или первую рыбу кидали обратно в воду, как дань хозяину реки. Также бросали в воду щепотку табаку и окуривали снасть богородской травой.

Поскольку водяной олицетворял враждебную че­ловеку стихию, его старались умилостивить все­возможными способами. Ближе других к водяному оказывались мельники, поэтому они ежегодно пре­подносили ему черную свинью. Во время строительст­ва плотины в дно реки закапывали лошадиный череп, который должен был уберечь мельницу от проказ водяного. Мельники тоже не забывали о подноше­нии водяному. При строительстве водяной мельницы под бревно, где будет дверь, зарывали живым черного петуха и три супрыжки (стебли ржи, выросшие с двумя колосьями).

Рыбаки также старались ублажить водного дедуш­ку — часть первого улова кидали обратно в воду, при­говаривая: «Возьми, дедушка, подарок!» Перед тем как зайти в воду, у водяного просили разрешения: «Хозяин, хозяюшка, спаси меня!» Чтобы не беспоко­ить водяного, ночью запрещалось брать воду из реки. Если же ее брали, то просили разрешения: «Хозяин и хозяюшка, разрешите мне водички взять».

Поскольку водяной слыл заядлым курильщиком, ему часто дарили щепотку табака, которую кидали в водоворот или под мельничное колесо. Известны многочисленные рассказы о том, как по вечерам водя­ной сиживал на берегу мельничного пруда с трубкой в зубах.

Любопытно, что водяного рассматривали и как по­кровителя пчел. В подобном представлении, вероят­но, отразилась зависимость пчеловодства от погод­ных условий и прежде всего от сырости и дождя. Известно, что длительные дожди мешали пчелам со­бирать мед и могли привести к гибели ульев. Чтобы водяной позаботился о пчелах, следовало подарить ему свежего меда, еще не вынутого из сот, дарили водяному и воск. Все эти дары они бросали в воду ночью накануне Яблочного Спаса (19 августа).

Для купающихся существовали ограни­чения и запреты, связанные с верой в водяных. Нельзя было купаться в полдень или ночью, водяной непременно затащит в свое царство. Опасно купаться и без на­тельного креста.

По народным представлениям, утоплен­ники становились работниками водяного, девушки —русалками, а нередко и его же­нами. Да и сами водяные в прошлом тоже утопленники. Живут водяные чаще всего в глубоких ямах на дне рек и озер, в ме­стах, опасных для пловцов, но иногда в на­родных преданиях их поселяли в хрусталь­ных дворцах. Стоит заметить, что на берегу рядом с такими опасными местами стара­лись построить церковь, чтобы святой храм оберегал людей от происков водяного.

Водяной просыпается от зимней спячки на Никитин день (26 апреля). Рыбаки уго­щают водяного, утопляя лошадь: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби да жалуй нашу семью».

Быличка о водяном

Один парень купался да нырнул. Как ныр­нул, так и угодил прямо в дверь и очутился в палатах водяного. Тот у себя задержал, гово­рит: «Живи здесь!» Ну, парню уйти некуда — он и стал у него жить. Водяной его пряниками, сластями кормил. И заскучал парень, стал про­ситься домой на побывку. Водяной говорит: «Хорошо, только поцелуй у меня коленку». Парень, не будь глуп, взял, начертил ногтем на руке крест да заместо коленки к нему и приложился. Как только поцеловал, схватил его кто-то за ноги и выбросил из воды прямо к его избе. Вернулся он домой: жена рада, все в удив­лении. Пропадал он три года, а ему за три дня показалось. Он все рассказывал; позвали попа. Стал поп над ним Псалтырь читать, отчиты­вать его. Только стал отчитывать, приподнялся у избы угол, и полетела у парня вся нечистая сила изо рта; стал он как ни в чем не бывало. А поцелуй он коленку у водяного — быть ему опять под водой.