2.2. Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов/ зачетных единиц | Образователь-ные технологии | Формы текущего контроля | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 6 | ||||
Раздел 1. Литература 1970-1980 гг. как прообраз современной литературы |
| 72/2 |
|
| ||||
Тема 1.1. Литература 1970-х годов: проблема нового художественного языка | Лекции |
4 | Проблемная лекция | - | ||||
1 | Литература в поисках повседневности. Проблематика и поэтика прозы 1970-1980 | |||||||
2 | Социальные и философские проблемы научной фантастики. Творчество бр. Стругацких. | |||||||
Практические занятия |
10 | Эвристическая беседа | Устный опрос | |||||
1 | Репрезентация повседневности в прозе Ю.Трифонова | |||||||
2 | Поиски смысла жизни в прозе В.Маканина |
| Эвристическая беседа |
| ||||
3 | Лишний человек в драматургии А.Вампилова |
| Дискуссия |
| ||||
4 | Рождение сталкера (бр. Стругацкие и А.Тарковский) |
| Эвристическая беседа |
| ||||
5 | Любовные сюжеты 1970-х ( круглый стол) |
| Круглый стол |
| ||||
Самостоятельная работа студента |
2
| Кейс-стади | Групповое собеседование | |||||
1 | Архетипы и символы в искусстве 1970-х (кейс) | |||||||
Тема 1.2. Литературный андеграунд 1970-1980 гг. | Лекции |
6 | Проблемная лекция
|
| ||||
1 | «Другая литература»: имена, проблемы, язык | |||||||
2 | Поэзия андеграунда | |||||||
Практические занятия | 10 |
| Устный опрос | |||||
1 | Документальное письмо В.Шаламова | Эвристическая беседа |
| |||||
2 | В.Астафьев «Людочка»: как живут простые люди |
| Эвристическая беседа |
| ||||
3 | Человек из очереди. Ф.Горенштейн «С кошелочкой» |
| Эвристическая беседа |
| ||||
4 | Барачная поэзия И.Холина |
|
|
| ||||
5 | Т.Кибиров: лирическая апроприация советского мира |
|
|
| ||||
Самостоятельная работа студента | 2 | Кейс-стади | Групповое собеседование | |||||
1 | Поэтический андеграунд сегодня ( кейс) | |||||||
Тема 1.3. Литература в эпоху перестройки | Содержание учебного материала Лекции | 4 | Проблемная лекция |
| ||||
1 | «Возвращенная литература» и ее рецепция в контексте идей перестройки | |||||||
2 | Новые концепции литературы. Литература как диагност социального неблагополучия. Эстетический плюрализм перестройки. | |||||||
Практические занятия |
10 |
Эвристическая беседа | Устный опрос | |||||
1 | Антиутопия: диагностика прошлого или прообраз будущего | |||||||
2 | Ю.Домбровкий «Факультет ненужных вещей»: этика сопротивления |
|
|
| ||||
3 | «Чернуха»: «запретная правда» или «искажение действительности» |
| Диспут |
| ||||
4 | Советская история в текстах перестройки |
|
|
| ||||
5 | Рок-поэзия эпохи перемен |
|
|
| ||||
Самостоятельная работа студента | 2 | Реферат | Собеседование по реферату | |||||
1 | Журнальная борьба в эпоху перестройки (реферат) | |||||||
Раздел 2. Литература 1990-2000 гг. |
| 108/3 |
|
| ||||
Тема 2.1. Феномен российского постмодернизма | Лекции | 4 | Проблемная лекция | Тестирование | ||||
1 | «Постмодернизм» в российском социо-культурном контексте | |||||||
2 | Концептуализм и соцарт. | |||||||
Практические занятия | 6 | Эвристическая беседа | Устный опрос | |||||
1 | Новое письмо в поэме Вен.Ерофеева «Москва-Петушки» |
| ||||||
2 | Реальность как текст в романе А.Битова «Пушкинский дом» |
|
|
| ||||
3 | Два романа о русской женщине: В.Ерофеев «Русская красавица» и В.Сорокин «Тридцатая любовь Марины». |
| Дискуссия |
| ||||
Самостоятельная работа студента | 2 | Реферат | Собеседование по реферату | |||||
1 | Московская концептуальная школа (реферат) | |||||||
Тема 2.2. Женская проза. | Лекции | 2 | Проблемная лекция |
| ||||
1 | Гендерные репрезентации российской женской литературы | |||||||
Практические занятия | 4 | Эвристическая беседа | Устный опрос | |||||
1 | Женская судьба в повести Л.Петрушевской «Время ночь» | |||||||
2 | Женское лицо современной поэзии (анализ кейса) |
| Кейс-стади | Групповое собеседование | ||||
Самостоятельная работа студента | 2 | Эссе | Собеседование | |||||
1 | «Червивый сынок»: образ возлюбленного в женской прозе (эссе) | |||||||
Тема 2.3. Российское литературное пространство 2000-х. | Лекции | 4 | Лекция-беседа
|
| ||||
1 | Особенности литературного процесса нулевых | |||||||
2 | Виктор Пелевин как диагност современности | |||||||
Практические занятия | 10 | Эвристическая беседа | Оценка и обсуждение проекта | |||||
1. | Романы о рекламе и пиаре: В.Пелевин «Поколение П». | |||||||
2. | Фантастические сюжеты нулевых |
|
|
| ||||
3. | Романы о русской модернизации |
|
|
| ||||
4. | Новая новая драма |
|
|
| ||||
5. | Современная российская поэзия |
|
|
| ||||
Самостоятельная работа студента | 2 | Исследовательский проект | Оценка и обсуждение проекта | |||||
1 | Поэты нулевых (исследовательский проект) | |||||||
Тема 2.4. Современная российская массовая литература | Лекции | 2 | Лекция визуализация |
| ||||
1 | Российская массовая литература: от национальной специфики к глобальным трендам | |||||||
Практические занятия | 4 | Дискуссия | Групповое собеседование | |||||
1 | Современный российский детектив | |||||||
Самостоятельная работа студента | 2 | Глоссарий | Собеседование | |||||
1 | Жанры современной популярной литературы (глоссарий) | |||||||
Всего: | 180/5 |
|
|
* В таблице уровень усвоения учебного материала обозначен цифрами:
1. – репродуктивный (освоение знаний, выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
2. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач; применение умений в новых условиях);
3. – творческий (самостоятельное проектирование экспериментальной деятельности; оценка и самооценка инновационной деятельности).
- Рабочая программа дисциплины Современная русская литература
- 2. Содержание дисциплины
- 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 2.2. Тематический план учебной дисциплины
- 2.3. Содержание учебного курса
- Раздел 1. Литература 1970-1980 гг. Как прообраз современной литературы
- Тема 1.1. Литература 1970-х годов: проблема нового художественного языка
- Тема 1.2. Литературный андеграунд 1970-1980 гг
- Тема 1.3. Литература в эпоху перестройки
- Раздел 2. Литература 1990-2000 гг.
- Тема 2.1. Феномен российского постмодернизма
- Тема 2.2.Женская проза.
- Тема 2.3. Российское литературное пространство 2000-х.
- Тема 2.4. Современная российская массовая литература
- 3.Организация входного, текущего и промежуточного контроля обучения
- 5. Литература
- 5.1. Основная
- 5.2. Дополнительная