2.6 Головные уборы, причёски.
Головные уборы у русских были разнообразными по форме. Основным материалом являлся мех (чаще овчина), шерсть в виде войлока и сукна, реже другие ткани, по форме они были в виде конуса, цилиндра или полушария. Валяные шапки назывались шляпами, или конниками. К полукруглым головным уборам относится и треух - меховая шапка с наушниками. Позднее получили распространение картузы с козырьками на околышке. С середины прошлого века наибольшее распространение получили платки. Вначале они были дорогие, с тканым рисунком, позднее ситцевые, с набивным растительным орнаментом. Зимой носили шали и полушали – шерстяные или хлопчатобумажные. Платки повязывали поверх головного убора, позже их носили самостоятельно, по-разному повязывая на голове. Девушки завязывали платок под подбородком или «по-бабьи» – концами назад (так носили платок и замужние женщины). Скромнее выглядел костюм девушки. Отличительные его элементы: белый цвет, отсутствие поневы, девичья шушка - кусок согнутого пополам холста с отверстием для головы, волосы убраны в одну косу и украшенные лентами или повязками.Платки являлись как бы продолжением русского полотенчатого головного убора. Сведения о полотенцах-убрусах сохранились в письменных памятниках, начиная с XII века. Полотенца или платы (куски холста) носили обычно поверх головного убора - кички-кокошника. Наряду с полотенцами носили и ширинки - это полоса холста, часто затканная узорами, перегнутая по диагонали (ее получали, отрезая полоску ткани по ширине холста, откуда и название).
Женские головные уборы были более разнообразными, но все их разнообразие сводится к нескольким типам: платок, шапка, чепец и девичий венец. Религиозные верования требовали от замужней женщины тщательно скрывать от постороннего взгляда свои волосы. Считалось большим грехом и позором "засветить" хоть прядь волос. "Наказывали общим презрением и тех, кто "опростоволосил" женщину или попытался это сделать, у северорусских жителей раньше были даже судебные процессы над теми, кто "окосматил" женщину, сорвав с её головы чепец"
Этнографы свидетельствуют, что именно такой была на Руси древнейшая девичья причёска, так что ничего особенно нового модницы не изобрели. Однако эта причёска имела характер, скорее, торжественный и ритуальный.
10
Попробуй-ка шить, готовить еду, стирать, ухаживать за скотиной, распустив густые волосы длиной по колено. И девушки стягивали их налобной повязкой, заплетали в косу — непременно одну (в знак того, что пока холостая, «одна
Девичья коса считалась не меньшим символом чести, чем борода у мужчин, и отношение к ней было точно таким же. Дёрнуть за косу значило оскорбить. На Руси считалось, что расплетенная коса – символ траура или бесчестия. Некоторые народы наделяли косу магической силой, утверждая что девичий магнетизм зависит от длины и толщины косы. История о волшебных свойствах «самой русской женской прически» стала основой сказочных сюжетов, в которых именно по косе отважные рыцари взбираются в темницу к возлюбленной, для того, чтобы освободить ее из заточения.
В выборе косметики девушки были аккуратны, чтобы лицо находилось в гармонии, как с цветом, так и с фасоном платья. макияж должен подчеркнуть естественную красоту и нежность и вместе с тем быть достаточно выразительным. В макияже можно выбрать несколько вариантов, например, выделить глаза и румянец, а на губы наносили помаду натуральных или персиковых оттенков, либо в макияже делали акцент на губы и румянец, при этом на глазах использовалась палитра из натуральных и нежных оттенков.