logo
kratkie_otvety_krome_25_voprosov

55. Семейная обрядность белорусов

Важное место занимали также обряды, связанные со смертью. Считалось, что лучше всего встретить смерть в родном доме в окружении детей, внуков, родных и близких. Присутствующие старались различными способами облегчить умирающему его последние минуты, среди них наиболее распространенными были развязывание узлов, открывание замков дверей, срывание досок в потолке, прокручивание там дырок и др. После того, как человек умирал, приглашали пожилых людей обмыть и обрядить покойного. Односельчане приходили проститься с покойным без приглашения. Хороники покойника обычно после обеда. Выносили гроб из дома обязательно чужие люди, при этом было принято трижды ударить гробом о порог, чтобы покойник никогда не возвращался домой. После того, как гроб выносили, одна из женщин сыпала рожь на то место, где лежал покойник, и по полу. На кладбище чаше всего гроб несли мужчины на плечах или везли на лошадях, волах. В могилу гроб опускали на полотенцах; в конце прощальной церемонии близкие покойного бросали на опущенный в могилу гроб три горсти земли и деньги. Холостых парней и незамужних девушек хоронили по-особому. В гроб их наряжали в подвенечные наряды, пекли погребальный "каравай для покойного", на похороны собиралось много молодежи, по дороге на кладбище бросали цветы. Приготовленное для девушки приданое мать раздавала ее подругам. На шею молодого парня завязывали платок.

Ближайшие родственники покойного соблюдали траур ("жалобу") один год. В это время нельзя было петь, танцевать, играть свадьбы; семья соблюдала определенные ограничения в проведении праздников - на Пасху не употребляли крашеных яиц, не украшали зеленью жилище на Троицу. Специальной же траурной одежды не существовало.

Поминование усопших происходило в день похорон, на третий, шестой (иногда), девятый, двадцатый, сороковой день, через полгода и через год после смерти. В день похорон на поминки приходили односельчане, родственники. На стол ставили специальное обрядовое блюдо - "канун" "(колыво", "сыта", "куцця"), которое готовилось по-разному. Иногда это было вода с добавлением меда, сахара, тертого макка и кусочков булки или баранки. В других случаях это была каша из любых круп, гороха, заправленная подсолнечным маслов и медом. Все присутствующие пробовали поминальное блюдо три раза.

Общие поминки по всем усопшим проводились у православных белорусов в каждую пору года - весной ("Радаунiца"), летом ("траецкiя дзяды"), осенью ("асянiны", "змiтраускiя дзяды"), зимой ("маслянiчныя дзяды"). Католики отмечали поминки один раз в год, осенью (в день Всех святых). Весной и летом поминки проходили на кладбище. Всей семьей, нарядные, шли на могилу для совершения общей поминальной трапезы, обязательно на могиле оставляли для умерших ("дзядоу") часть от всех блюд. Осенние и зимние поминки семья чаще отмечала в своем доме, хотя иногда ходили и на кладбище.