От философии аскезы к философии любви
Индийское общество выросло на традициях патриархальной семьи, основной ячейки ведийского общества. В этой семье главенствующее положение занимал глава дома или домохозяин. Например, в Шатаптаха-брахмане есть строки: «Когда после долгого отсутствия возвращается домохозяин, то все домочадцы трясутся: что он скажет, что сделает». Таким суровым патриархальным владыкой был мужчина и, как правило, отец всего большого семейства. В одной из книг сказано: пока отец в силах, он руководит семьей, а сыновья от него зависят. Когда же глава рода становится стар и немощен, он подчиняется сыну как наиболее сильному мужчине. После смерти отца возможен был раздел наследства, и лучшая часть доставалась старшему из братьев. Хотя, как правило, семья была моногамной, но допускались и полигамные браки, что обычная ситуация для Востока.
Вишну и Лакшми. Рельеф XIII в.
Многоженство не возбранялось, ведь легендарные персонажи ведийской литературы имели порою сразу по несколько жен. К примеру, у Ману их было десять, согласно Майтраяния-самхите. Видимо, уже на раннем этапе развития особенно ценились семьи со многими сыновьями. Ведь наличие в семьях большого числа сыновей, как правило, означало и большую вероятность добиться успеха, защитить семью и общину. Поэтому со времен Ригведы обычным пожеланием новой паре, вступающей в брак, являлось напутствие заиметь «десять сыновей». И напротив, страшной бедой, своего рода небесной карой за прегрешения считалось отсутствие в Индии мальчиков в семье. Как мы прекрасно знаем, на Востоке эти традиции в семьях сохраняются и по сей день. Полигамная семья создает совершенно иную атмосферу в доме. В такой семье любовь между мужчиной и женщинами часто приобретает характер единокровной связи. Все жены – во власти мужа, все дети – одна семья. Не случайно даже у этрусков и римлян широко был принят культ Матер Матута (Mater Matuta), богини утреннего света, плодородия и Зари, являвшийся отголоском давних индоевропейских обрядов. Поэтому в древности и был распространен обычай жениться на сестрах (история Исаака и его женитьба на сестрах). Жены и сестры в подобных условиях почти что не делали отличий между своими и чужими детьми, а когда такое случалось, в семье мог возникнуть очень серьезный конфликт (как о том сказано в «Рамаяне», где одна из жен царя стала выделять своих детей среди остальных наследников царя).
Вместе с тем и в Индии мы видим неизбежную дифференциацию в положении женщин в доме. При всем уважении, которым она пользуется дома, ее роль, бесспорно, носит подчиненный характер. Главная супруга (или старшая жена) именуется «хозяйкой дома» (патни), она заведует хозяйством, являясь помощницей мужа, и пользуется немалым авторитетом. Другие жены занимают гораздо более низкое и зависимое положение, хотя их сыновья также являются законными и имеют право на наследство. А. Вигасин пишет: «Женщина нередко характеризуется в брахманах как существо слабое, ритуально нечистое, неспособное к самостоятельности. В большой патриархальной семье, объединенной принадлежностью к одному роду, она рассматривается как человек чуждый и потому не имеющий прав на долю общей собственности. Отсутствие у нее права наследования после мужа неоднократно упоминается в ведийской литературе. Старшим мужчинам в семье – в особенности свекру – женщина должна демонстрировать почтительность. Уже в Шатапатха-брахмане мы находим характерный для Индии обычай, согласно которому женщина не должна принимать пищи вместе с мужем. В поздневедийских текстах и эпосе встречаются сюжеты и характеристики, свидетельствующие о самых широких (и даже шокирующих. – Ред.) «полномочиях» главы семейства. Последний может проиграть жену в кости, продать детей или принести сына в жертву (как в упомянутой выше легенде о Шунахшене). Жену и сына древние индийцы в каких-то контекстах могли поставить рядом с домашним рабом – и это равным образом характеризует как положение домочадцев, так и степень развития рабо-владельческих отношений».
Иллюстрация к Камасутре. Таинства любви
Вышесказанное, как нам представляется, объясняет ту исключительную роль, которая уделяется в индийской литературе (и в жизненной практике) науке о любви. Наука о любви гласит, что Владыка создал мужчин и женщин, а чтобы упорядочить их жизнь, дал им учение в ста тысячах глав, где изложил правила, регулирующие их отношения. Для многих женщин любовное ложе стало едва ли не важнейшим конкурентным полем схватки за место под солнцем, если предположить, что таким «солнцем» стал мужчина. Можно даже сказать, Индия живет как бы между двумя божествами: небесными – Вишну и Будда, и земными – женщинами. Женщины в Индии, учитывая даже всю их подчиненность мужчинам, видимо, обладают немалым влиянием и даже могуществом. Скажем, басриец ал-Джахиз отмечал: «О красоте их женщин сложены поговорки». И далее добавил, что от них, то есть от женщин, «пошла наука мыслить». Возможно, поэтому другой поэт сказал:
Непонятно, но поэты
Слабость женщин воспевают,
Разве слабы те, что взглядом
И всесильных покоряют?
В вопросах познанья таинств любви Восток всегда был и остается непревзойденным учителем. В одной из легенд верховный бог Индра замечает, что одних лишь познаний в науках, технике и искусствах совершенно недостаточно для мужчины (могучего воина Арджуны). И он приказывает прелестной Урваши (деве, отличавшейся дивной красотой) обучить его искусству любви, чтобы он смог познать все женские хитрости и уловки, женский нрав, полагая, что «когда-нибудь это ему пригодится». И он был прав. Даже святая женщина-суфий Рабийя (VII–VIII вв. н. э.) придавала любви особое, исключительное значение. Известно, сколь широкое распространение в древнем мире получила проституция. В индийском обществе были особые женщины, предназначенные «для любви». Уже в первобытных общинах встречаются женщины, не вступавшие в брак (в основном это бездетные дамы). Вначале они принадлежали общине, затем переходили во владение раджей, заняв положение проституток. Часть их доходов они отдавали в казну. В администрации правителей имелись специальные ведомства во главе с суровым «надзирателем над гетерами».
Иллюстрация к Камасутре
Будучи разумно воспринята, философия и педагогика индусов в состоянии осветить путь человеческий, удовлетворив сладкий зов плоти и разума. В иных наставлениях индус искал не только совершенства духа, но и счастья в жизни, обретая таинства любви в песне песен – «Ветвях персика». Чтобы постичь истинную мудрость, ее конечную и полную истину, надо, как говорят индусы, лишь «воссесть на Драгоценную Колесницу» (Великую Колесницу). В их понимании там можно обрести спасение и полнейшее удовлетворение.
Если есть люди с малыми знаниями,
Глубоко привязанные к (плотской)
любви
И (пяти) желаниям,
То для них (Будда) проповедует
(Благородную) истину о страдании.
(Эти) люди радуются в сердцах
И обретают то, чего никогда не имели.
Индусы считают, что человек может жить по меньшей мере сто лет, но, чтобы жизнь его была гармоничной, он должен не чураться религиозного долга (дхарма), иметь богатства, собственность, заниматься политикой и служить обществу (артха), овладеть наукой любви и наслаждения (кама). Интересно понять, а какое место среди ценностей индуизма занимает любовь, и прежде всего «кама», то есть чувственная любовь. Наибольшую известность получил знаменитый трактат о любви Камасутра («Афоризмы любви»), традиционно приписываемый Ватсьяяне. Время его создания датируется между I–IV вв. н. э., хотя тот, видимо, восходит к более ранним источникам. Автор собрал и обобщил древние знания и опыт в этом вопросе, накопленные примерно за полторы тысячи лет. Кама у индусов является богом любви, подобно Эроту у греков или Купидону у римлян. Означая желание, слово «кама» в «Ригведе» выражает и первое движение, возникшее в каждом, явившемся к жизни («в виде неудержимого порыва страсти и жажды обладания»). Подобно Амуру, чьи стрелы поражают влюбленных, Кама, прекрасный и вечно юный бог, действует схожим образом. «Пусть Кама метко направит в твое сердце стрелу, оперенную болью, заостренную страстью, имеющую своим древком само желание». Читателя поражает удивительная схожесть сюжетов у греков и индусов. Амур поражает стрелами любви богов, а только что народившийся Кама стреляет любовной стрелой в отца, в результате чего Брахма влюбляется в одну из своих собственных дочерей. Бог появляется везде и всюду, и ничто и никто не может укрыться от его взора, у всех рождая любовные желания. Даже самый стойкий холостяк и женоненавистник (перед тем, как стать таковым) чаще всего становился его жертвой. Он внушает вожделение аскетам, сбивает с пути добродетели порядочных женщин. Может быть, поэтому всякая женщина, которая ни разу не изменила мужу, чувствует себя в тайных своих мыслях не вполне комфортно. Раненные стрелами Камы, дамы готовы встать на путь адюльтера, а юные девицы, сохраняя девственность, ночами грезят о том восхитительно-сладком и неизбежном миге, когда они с ней распростятся. Однажды даже бог Шива, уязвленной стрелой любви, бросил свой аскетизм и пустился в странствия, надеясь избавиться от плотских желаний. Все было напрасно: ни лес его не остудил, ни холодная вода речки. Только пуще разгоралась его страсть, пока не встретил Парвати, ставшую ему женой.
Шива в образе «Владыки танцев»
Камасутра – это древнейший «учебник любви», который был написан не для всех людей, но преимущественно для представителей высших каст Индии. Написанная на санскрите книга предназначалась в основном для раджей или высшей аристократии, для их женщин и любовниц. Ее автор, Ватсьяяна, завершил свой труд такими словами: «Была создана Камасутра, в соответствии с предписаниями, для блага всего мира, Ватсьяяной, который вел жизнь ученого-богослова и был полностью погружен в созерцание Божественного». В Индии автора называют Великий пророк Ватсьяяна, или Ватсьяяна Махараши. Он учит, что наслаждения так же необходимы для благополучия и здоровья нашего тела, как и прием пищи. Поэтому обойтись без них никак нельзя. В противном случае вы причините вашему телу, да и духу серьезнейший ущерб. В то же время любые наслаждения должны сопровождаться умеренностью и острожностью, при этом должно соблюдаться равновесие между важнейшими частями и элементами счастья.
Девушки в масках
Прочтя строки этого трактата, который, как считают, дан богами, иные удивятся научной сухости и почти профессорскому педантизму любовного текста. Однако Камасутра – важный источник для изучения существенных деталей и черт городского быта. Его главными героями являются образованный гражданин и чувственная, искусная в ласках гетера. Наука о каме называется камашастрой; ею должны овладеть все знатные женщины и публичные дамы. Начинается труд, как и принято, с поклона божествам и учителям, что проникли в суть науки о любви (вспомним Овидиеву «Науку о любви»). Помимо любовных советов и правил, камашастра включает 64 искусства, среди коих: пение, игра на музыкальных инструментах, танцы, письмо, рисование, искусство татуировки, облачение и украшение кумира рисом и цветами, приготовление постели или ложа из цветов, создание картин, актерское мастерство, приготовления благовоний и ароматов, магия и колдовство, кулинарное искусство, изготовление одежды и шитья, мастерство рук или быстрота пальцев, искусство маскировки или имитации, чтение, зодчество, архитектура, химия и минералогия, знания о драгоценностях, золотых и серебряных монетах, искусство массажа и умащения тела маслами и мазями, знание языков и диалектов, сложение стихов, знание словарей, шифров, знание изменения внешности и маскировки, знание различных видов азартных игр и т. д. и т. п. При одном лишь перечне всех обязанностей создается впечатление, что перед нами серьезный научный трактат… Если это так, то индусы первые, если не единственные в мире, кто попытался встроить любовь в своего рода математический ряд, обосновав ее с помощью формул и позиций. Хотя если детально следовать всем этим требованиям, то, полагаю, эти учебные пособия вполне подошли бы для программ любой из самых авторитетных разведшкол.
Иллюстрация к Камасутре
В индийской культуре, пишет М. Альбедиль, любой вид человеческой деятельности становился объектом организованного знания и обретал теоретические формы. Не мудрено, что и эротика попала в сети научной классификации. Индийская мудрость гласит: «Изобретательный мужчина должен совершенствоваться в видах интимной близости». Любовные игры имеют массу видов. Существует детальный перечень различных видов объятий, поцелуев, поз, любовных чар, заклинаний, медицинских средств и т. п. Одних поцелуев насчитывается не менее 16 тысяч, так что всего и не перепробуешь. Если же еще учесть, что все эти объятия, поцелуи и ласки должны осуществляться в определенной последовательности, то надо пожалеть бедных индусов. Пока выполнишь первые два-три обязательных действия, все желание уже может пропасть. Забудешь, зачем пришел.
Среди куртизанок
Что почерпнуть из Кама-сутры, что могло бы иметь, так сказать, интернациональное содержание? Прежде всего, надо понять, что и мужчинам и женщинам интимная близость необходима, ибо она дает тем и другим радость и неописуемое наслаждение. Разумеется, у двух полов есть физиологические особенности восприятия близости и специфика любовной страсти. Говорят, что чем дольше акт любви, тем лучше для женщин и для мужчин. Однако мужчина обычно сразу же пускает своего коня в галоп, торопясь достичь цели побыстрее и стремительнее. Женщина же обычно запрягает медленно, разогреваясь, словно хороший борец перед схваткой, однако когда она почувствовала возбуждение от быстрой и лихой езды, ее уже не остановишь. И тут мужчина должен крепче держаться за облучок, чтобы ненароком не быть сброшенным, покусанным или даже раздавленным (женским презрением, если он оказался не очень искусным или слабым наездником). Секс в Индии священен, это эквивалент акта творения. Поэтому в Индии на каждом шагу можно увидеть символы Шивы – лингам, или фаллос, и символы Шакти – йони. Индус живет под сенью вечного желания, стремясь найти удовлетворение в жизни и любви; не случайно в Ригведе, в «Гимне созиданию», читаем знаменательные строки:
В начале всего возникло в нем
желание,
Желание, что было первейшим
семенем духа.
Связь естества в несуществующих
мудрецах
Сама нашла в сердцах их стремленье.
Впрочем, надо поведать о типах любви, как ее понимают индусы. Мужи, искушенные в гуманитарных науках, придерживаются мнения, что любовь бывает четырех типов: 1) любовь, приобретаемая нами в ходе длительной привычки; 2) любовь, происходящая от воображения; 3) любовь, происходящая из веры; 4) любовь, имеющая источником созерцание любовного объекта. К первой группе относят любовь к интимной близости, охоте, азартным играм, употреблению спиртных напитков и тому подобное. Второй тип любви предполагает такую любовь, которая особо волнует воображение (объятия, поцелуи, «соитие через рот» и т. д.). Третий тип любви – это любовь, имеющая истоком веру в то, что ваша любовь единственно истинная и что лучшей быть уже не может (вы созданы друг для друга). Четвертый тип любви имеет источником все, что может быть лишь созерцаемо, или, как говорят в народе, «видит око, да зуб неймет» (хотя это и наша интерпретация).
Интересно, что половой акт сравнивается со священным жертвоприношением. Так, в «Упанишадах» женщина сравнивается с огнем, а ее чрево с топливом. Мужчина должен забросить туда искру (но божественную), эта искра возникает в ходе наслаждения двух влюбленных. И тогда в огне воплощается дар богов – появляется ребенок, дитя богов. Союз с любимой женщиной или с любимым мужчиной означает освобождение нашей несовершенной сущности от рабства одиночества и ущербного затворничества. Все, что достойно жизни, может быть создано только при участии страстно влюбленных.
Апсара (небесная дева). Наскальная живопись в Сигирийе (Цейлон)
В то же время есть в Камасутре нечто специально предназначенное для индийского типа, в полнейшем согласии с царящими там законами и нравами. «Кама-сутра» предусматривает общение мужчины с девочкой или девушкой, с молодой женой, единственной женой, старшей или младшей женой, с разведенной или вышедшей замуж вторично, с чужой женой, любовницей или куртизанкой. Все женщины могут служить объектом любви, будь они «женщинами ничьими, своими, чужими и общими». Дело в том, что у индусов отсутствовал строгий индивидуализм, как и институт «первой брачной ночи». А если принять во внимание обилие гаремов у многочисленных раджей, понятно немалое число у них любовниц, жен и гетер, которые были призваны обслуживать эти почтенные заведения. Недаром же одной из главных заповедей индуса стал «железный» постулат: «Всегда пребывай с женщиной – чужой или своей». Ведь женщина – это высшая драгоценность.
Кстати, о драгоценностях и украшениях. Обилие украшений на теле женщин Индии и Востока свидетельствует не столько об их любви к золоту, жемчугам и драгоценностям иного рода, сколь показывает общепринятые порядки и обычаи. Женщина, лишенная их, ощущает себя словно обнаженной, чувствуя себя «не в своей тарелке». Дамы должны появляться перед мужчинами разодетыми в нежные шелка, прозрачные ткани, украшенными различными безделушками, благоухающие духами. Индийская женщина следует предписанию: «Множество украшений, различные цветы и притирания, одежда, сияющая разными красками, – таков наряд ее для любовной встречи…» В течение семейной жизни мужчина должен уплатить «три долга»: богам воздать жертвоприношения, предкам – оставить потомство, для себя, если он хочет быть причисленным к мудрецам, – изучить веды. Что же касается женщин, то им он обязан (неустанно!) приносить «вечное жертвоприношение».
В трактате указаны основные женские типы в соответствии с возрастом, натурой, темпераментом, приведены и качества партнеров, определяющие и классифицирующие их эротическую и половую совместимость на поприще любви… Изложены в ней и правила общения влюбленных на пути к физической близости, во время и после нее. Нельзя не восхититься сочетанию редкой скрупулезности с тонким психологизмом и глубоким проникновением в чувства любовных партнеров, и в особенности в женские переживания, в механизм любовных эмоций. «Кама-сутра» учила языку деликатной и трепетной интимности и нежной игривости. Женщине и мужчине предлагались свои, непохожие и не дублирующие друг друга, роли: иначе и быть не могло! Женщина, не постигшая основ основы камашастры, не могла в обществе считаться по-настоящему образованной: знание любовной науки было обязательным. А если она к тому же красиво одевалась, умело пользовалась косметикой и носила хорошо подобранные украшения, то могла почти приблизиться к идеалу совершенства. Кстати, в Индии, как и в других странах Востока, для женщин всегда считалось неприличным появиться на людях без украшений… Во все времена одежды индийских женщин сверкали золотом, жемчугами и драгоценными каменьями (которые являлись больше чем украшениями, они были оберегами), благоухали ароматными притираниями. Они облачались в нежные шелка и цветочные гирлянды. В таком красивом убранстве они не только выходили в свет, но и являлись перед возлюбленными в ночь любви. Хотя в ночь любви убранства не нужны. Мужчина и женщина могут проявить все богатство разнообразных приемов и свое воображение (ласки, поцелуи, укусы, легкие удары, объятия, нежные слова, вздохи и стоны). Индусы считают: «Изобретательный мужчина должен совершенствоваться в видах интимной близости, повторяющих повадки различных зверей и птиц. Ибо эти различные виды близости, совершаемые в соответствии с обычаями каждой страны и предпочтениями каждого человека, рождают любовь, дружбу и уважение в сердцах женщин». Однако в страсти нельзя доходить до безумия. Говорят, что возбужденный царь Панчалы даже убил любовницу, рупадживу Мадхавасену, ударив ее фаллосом во время соития, а Нарадева промахнулся, попал бедной даме в глаз и ослепил танцовщицу, что не помешало их страсти.
Красавица, любующаяся собой
Очевидно, особый интерес для мужчин представляют те положения «Кама-сутры», где названы женщины, которых легко покорить, а также мужчины, пользующиеся у дам особенно большим успехом. Начнем все же с последних. Успехом, как правило, пользуются мужчины, искушенные в любовной науке, хорошие рассказчики, мужчины, с детства выросшие в окружении женщин и знающие все их повадки, мужчины, умеющие завоевать доверие женщин, мужчины, не жалеющие для них подарков, мужчины с хорошо подвешенным языком, умеющие добиваться цели, мужчины, умело склоняющие женщину к любовной связи, мужчины, знающие слабости женщин и ловко пользующиеся этим в нужный момент, мужчины, пользующиеся успехом у иных женщин (особенно у красивых и страстных), мужчины, имеющие ряд женщин-подруг, ибо какая-то из них наверняка ему отдастся (пусть даже хотя бы из сострадания), мужчины привлекательной наружности, мужчины, живущие по соседству, всегда готовые прийти даме на помощь, мужчины, любящие интимные удовольствия и дающие это понять женщинам, мужчины, давно находящиеся в браке (т. е. привлекающие их опытом), недавно женившиеся мужчины (привлекающие дам неопытностью и девственностью), мужчины, любящие загородные прогулки, где все располагает к любви, храбрые и предприимчивые мужчины, сильные в половом отношении мужи («мужчины-быки»), мужчины, превосходящие своими достоинствами иных мужей (привлекательные, образованные, широкие натуры), мужчины, умеющие красиво одеваться и вообще ведущие интересный и насыщенный образ жизни. Что же касается женщин, которых легко покорить, число их столь велико, что было бы несправедливо обидеть какую-либо из них… Скажу: покорить можно почти всех, все зависит от сотен и тысяч причин, которые заранее не угадаешь. Иногда же и никаких причин не нужно.
Иллюстрация к Камасутре. Ночь любви
Попытаемся коротко обобщить положения трактата… Человек, имея шанс на столетнюю жизнь, в принципе мог бы распределить отпущенное ему время разумным образом: детство отдать артхе или постижению знаний, зрелые годы – каме или любви, пожилой возраст – дхарме или духовному освобождению. До обретения знаний юноше следовало бы сохранять целомудрие. Артха – это не только приобретение и умножение (мирских) познаний, но и земли, скота, зерна, утвари, золота, друзей и пр. Изучать ее надо с помощью (науки о) деятельности надзирателей, а также тех из торговцев, что знают правила ведения хозяйства. Можно сказать, что речь идет, говоря современным языком, как бы о прохождении курса наук любви в университете или в школе бизнеса. Кама – это наслаждение, что овладевает не только телом, но и душой вследствие воздействия на наши органы чувств приятного звука, прикосновения, вида, вкуса и запаха. Согласно Камасутре есть десять состояний и признаков любви: любовный взгляд, привязанность в мыслях, рождение желания, бессонница, исхудание, отвращение к предметам восприятия, утрата стыда, почти безумие, потеря сознания и смерть – вот их признаки. Мужчина и женщина стремятся друг к другу, надеясь найти в иной половине добрый нрав, чувство или чувственность, прямоту, теплоту, верность слову, благодарность, рассудительность, желая избежать тоски и одиночества. У женщин наибольшим успехом пользуется: искусный рассказчик, находящийся в расцвете юности и силы, делающий женщине приятное, знающий все ее слабые стороны, склонный к зрелищам и прогулкам, щедрый, отличающийся пылом «бык», стремительный, отважный и неустанный в любовной битве, вызывающий желание в другой красивой женщине, даже тайно сблизившийся с ее подругой, что вызывает ее ревность, ну и превосходящий ее мужа знаниями, красотой, достоинствами, способностью к наслаждениям, хорошо одевающийся и живущий на широкую ногу. Одним словом, Камасутра рисует образ молодого богача и угодника, ведущего свободный образ жизни, имеющего средства для соблазнения женщин.
Женщин трудно чем-то удивить. Уж тем более им трудно угодить и удовлетворить их так, как требует Камасутра, и прежде всего красавиц – из-за непостижимости их изменчивой природы и безудержной алчности. Они редко влюбляются, быстро становятся равнодушными, не очень-то резвы в постели, неважно услаждают мужчин и быстро их покидают, выманив у них все деньги. Ну а у жен – свои опасения и страхи… Жена боится, что муж может уйти к другой, боится, что с этим мужем у нее нет будущего, что он не сможет обеспечить ее и детей, что у него есть любовница, и может быть даже не одна, что он ее уже не хочет, ею пренебрегает как женщиной, что он охладел к ней, ибо не уделяет знаков внимания, не одаривает, не покупает ей нарядов.
Сложная сексуальная поза из Камасутры
Мужчина действительно может выбрать другую жену, если его жена безнадежно глупа, если она дурного нрава, если всем всегда недовольна, если не рожает ему детей или рожает одних девочек, если не проявляет о нем достаточной заботы, сварлива и болтлива. Никакая Кама тут не поможет. Ее роль – удовлетворять желания посредством особого рода прикосновений. Ее-то и помогает изучить «Кама-сутра» в ходе общения и связей между мужчиной и дамой, людьми утонченными, ценителями искусств и знатоками хороших манер. Удивительно то, что искусство артхи считается главным не только для царей (что вполне понятно, ибо царь должен все же многое знать и уметь), но даже для публичных женщин. Учителя (некоторые авторитетные мужи) так мотивировали требование: камы, то есть любовного удовольствия, (свободно) достигают даже животные, сами и постоянно – «значит, нет необходимости в шастре для ее усвоения». Но Ватсьяяна оспаривает эту посылку, говоря: «Поскольку связь между мужчиной и женщиной зависит (от определенных условий), необходимо принимать во внимание методику, а овладение ею и составляет суть «Кама-сутры». У животных же никакая методика невозможна, ибо связи свободны: самки доступны, случка происходит в известные периоды и бессознательно, лишь для удовлетворения потребности». Труд представляет собой трактат, овладеть которым не под силу члену-корреспонденту и академику, не говоря уже о простых молодых ученых, хотя у тех все-таки больше шансов изучить хотя бы часть тех 16 тысяч поцелуев, объятий и ласк, о которых там повествуется.
Бог Ганеша, сын Шивы и Парвати, устраняющий все препятствия
Чтобы обрести счастье в личной жизни, многие не надеются лишь на женщин (или мужчин), но просят благословения и защиты у богов. Большой популярностью пользуются визиты в храмы бога Ганеши. В одном из гимнов, посвященных богу исполнения желаний, говорилось: «Податель счастья, избавитель от несчастий, чья милость простирает на нас свою любовь и не оставляет ни пылинки от препятствий; вокруг твоего тела пояс из красного свинца, а вокруг шеи – ожерелье сияющего жемчуга. Победа тебе, победа тебе, о Боже благоприятного обличья. Когда лице-зреем тебя, все желания нашего ума исполняются».
При этом особое обхождение нужно для девочки, девушки, молодой жены, старшей или младшей, единственной или разведенной, вышедшей замуж вторично. Особенно придется тяжко в общении с чужой женой, любовницей или куртизанкой. Тут уж надо пустить в ход все искусство. Интересен совет Ватсьяяны молодоженам. Опустим ту часть, где сказано о большом количестве запретов до и после свадьбы (даже после свадьбы молодые обязаны были придерживаться триратраврата, то есть трехдневного воздержания). Но вот другие его советы достойны внимания: «Муж должен ласково обратиться к жене, чтобы внушить ей доверие…» И далее следуют очень глубокие и мудрые слова автора данного трактата: «Женщины нежны, как цветы, и предпочитают, чтобы их завоевывали нежностью. Если женщина вынуждена подчиниться грубому насилию со стороны мужчины, еще не заслужившего ее доверия, у нее возникнет отвращение к половым сношениям… она может возненавидеть весь мужской пол, либо только мужа и тогда обратится к другому». Такое случается.
Скульптурное изображение женщины-богини
В трактате немало внимания уделено и общим правилам жизни или устремлениям, в частности, обретению знаний. Иные авторитеты утверждали, что будущее человека – в руках судьбы, а раз так, то не к чему и особенно прилагать усилия, тратя время на овладение знанием. Часто то, что с огромным трудом стремишься достичь в жизни, так и остается недостижимым, и напротив, случайно можешь достичь цели без всяких усилий, уже и не надеясь. Ватсьяяна и тут резонно возражает, говоря, что к тем, кто бездействует, успех никогда не приходит, а без овладения знаниями его и вовсе не достигнешь. Пессимисты утверждают, что и к каме (наслаждению) не следует стремиться, ибо та противоречит главным и достойным целям – дхарме и артхе, благочестивой жизни. Что дают нам чувственные наслаждения? Они зачастую приводят к общению с никчемными людьми, к недостойным делам и пустоте. В результате человек, который увлекается такого рода любовными похождениями, вызывает отторжение в обществе, его считают легкомысленным, к нему часто относятся с пренебрежением, ему не доверяют. Известно же, что многие погибали, ибо попадали полностью под гипноз и власть камы (любовных удовольствий и утех). Но Ватсьяяна считает, что так могут думать только те, у кого нет в жизни никаких других целей, кроме примитивной выгоды. Он мудро замечает: «Чувственные наслаждения подобны пище, ибо от них зависит физическое состояние».
Они являются также нам наградой за соблюдение двух критериев жизни – знаний и законов. О проблемах, что могут возникнуть в результате любовных утех (особенно чрезмерных), думать тоже следует. Но ведь никто не отказывается от приготовления пищи из боязни, что ею отравится или же ее заберут нищие и т. п. Он приводит стих в подтверждение своей позиции: «Наслаждение, вреда не несущее, – вот в чем стремление мудрых». Что следует знать перед вступлением в связь? Во-первых, надо лучше узнать того, кому ты доверяешь свою любовь, иначе:
Когда я сдалась на его уговоры,
Жениться он мне обещал, дал обет,
Потом улизнул – и не сыщешь
проворы.
Что делать – не знаю: свидетелей нет.
Знатоки любви говорят, что существуют четыре главных вида любви: от привычки, от воображения, а также от веры или чувственных наслаждений. При этом они считают, что любовь, связанная с чувственными восприятиями, не только очевидна, утверждена в мире, но и дает прекрасные плоды. Остальные ее виды тоже важны, но подчинены ей. Уроки любви женщина может получить от человека, которому доверяет, а 64 способа любви, которые надлежит применять после усвоения основ искусства, девушка должна изучать тайком, в одиночку в виде «домашнего задания». А затем уже «обкатывать» на том или ином объекте любви. Есть еще 64 вспомогательные науки, которым должна научиться женщина, если она в самом деле хочет достичь вершин в искусстве удовлетворения мужчины и себя самой. Среди них: умение петь, танцевать, рисовать, играть на музыкальных инструментах, составлять узоры, букеты, использовать косметику, убирать постель, делать прическу, одеваться, носить серьги и драгоценности, употреблять различные мази, ароматические вещества, плескаться в воде, делать массаж тела себе и мужчине, расчесывать волосы, знать языки, шить, играть, показывать фокусы (особенно с деньгами) и т. д. и т. п. Имеются и 64 искусства любви, составляющие самую суть камы, которые сконцентрированы в разделе «Об интимном». Благодаря этим искусствам женщина, обладающая красотою или хотя бы привлекательностью, добронравием, другими женскими достоинствами обретает название куртизанки, а с ним зачастую и высокое положение в обществе. Встреча между мужчиной и женщиной проходит, как правило, по следующему установленному сценарию.
Иллюстрация к Камасутре
Сначала положено вести беседу. Обычно это происходит в доме гетеры или у ее подруги. Там все рассуждают о поэзии и искусствах. В это общество стараются приглашать людей по интересам, чтобы у них обязательно было немало общего. Далее начинается пиршество… Гетеры угощают мужчин, пьют медовые, сладкие, терпкие или даже крепкие напитки. Наряду с этим компания ест соленья, плоды, зелень, овощи, пряности. По индийским понятиям, возбужденно-веселая женщина – идеал женского совершенства. Перед этим неплохо бы совершить вдвоем или с компанией прогулку в лесу, подышать воздухом, искупаться и, как говорится, нагулять аппетит. Встречи, пиршества и развлечения устраиваются сообразно размерам состояния мужчины, героини-любовницы или куртизанки. Случается, что у иного из наперсников дамы «нет состояния, ничего вообще нет, кроме собственного тела, да еще разве что скамеечки, мыла и одежды». В таких случаях в России бедные гусары обычно небрежно бросали: «Гусары денег не берут». Мужчину может пригласить сама дама, если тот выделяется знанием искусств, талантом, учит уму-разуму и вообще хорош собой, доставляя ей полное удовольствие. Ведь достойных мужчин, даже из числа женатых, немного. И потому, если у них даже нет денег, но они сведущи в таинствах любви, сохранив в отличном состоянии свое главное оружие, им, как доброму боевому коню, что не портит борозды, дамы окажут почтение и пригласят. Ведь женщины очень любят веселье и деликатное обхождение.
Танцовщицы при дворе магараджи
Искусство любви занимает в жизни женщин гораздо более важное место, чем у мужчин – политика или же их бизнес. Многие с энтузиазмом отдаются даже незаконным любовным увеселениям, влекомые натурой, ради, так сказать, «святой проституции души» (Бодлер). Это и в самом деле весьма сложная наука, ибо на поле любви промышляют и стараются охотиться все, кому только не лень. Такова человеческая природа. Поэтому женщинам любого рода нужны не только страсть, но ловкость и хитрость, а также некое умение разбираться в любовниках, соперницах или конкурентках, да и многое-многое другое. Женщине следует встречаться не только с теми, кто богат, кому без труда достаются деньги, а он охотно ими делится с дамами. И уж тем более не с теми, кто потерял счет не только деньгам, но и свои мужские достоинства (хотя порой и таких приходится терпеть ради золота, подарков и драгоценностей). Издержки женской доли. Понятно, что гораздо предпочтительнее тот, кто может устроить женщине настоящий праздник души… В их числе могут быть очень разные люди: ученый, поэт, писатель, рассказчик, одаренный красноречием, реже богач, который весь погружен в заботы о капитале. И даже политик, хотя от таких женщина чаще слышит лишь политические сплетни, а не получает действительное удовольствие. Но в любом случае желательно, чтобы он был настоящим мужчиной – сильным, нежным, ласковым, искусным, не допускающим грубости и ревности, – и по возможности трезвым. При этом он еще в обязательном порядке должен любить женщин, ибо любовь к женщине – это, если угодно, талант, который и за деньги не купишь. В дополнение ко всему помните: дамам интересны только те, кто их любит. Хотя у гетер (особенно у современных) на первом месте – выгода и деньги, потом все остальное. Гетера проявляет тут чудеса ловкости и хитрости.
Барельеф из храма Кхаджурахо. X—XI вв. н.э.
Напиток любви, или Умелая гетера
Она уделяет своему любовнику и наперснику (особенно если тот богат) заметные знаки внимания. Девица всячески льстит ему, рассказывает сказки о его «потрясающих мужских достоинствах», даже дарит пустяковые безделки. Ну и тот рано или поздно, а попадает в ее сети, как попадает несчастная муха в сети коварного и злого паука. Для этого разработана целая наука. Того влюбленного, который прежде был очень щедр и полезен, но ныне уж не в состоянии дать многого, можно удерживать при себе на крайний случай, изменяя ему. Но того, кто совсем обнищал, гетеры обычно гонят без сожаления. Способов отвадить такого мужчину у них достаточно – от равнодушия и ущемления гордости до раздражительности, холодности, сжимания колен и напускной сонливости. Учителя советуют: «Если выбирать между любящим и щедрым, то у щедрого – явное преимущество». Ватсьяяна считает: «Но от влюбленного можно добиться щедрости. И даже жадный, будучи влюблен, не жалеет средств, а щедрого не заставишь влюбиться». Доход куртизанок ограничен, ибо молодость скоротечна, а в зрелом возрасте уже гораздо меньше охотников до увядших прелестей былой ослепительной гетеры.
Впрочем, у женщин, как и мужчин, часто наступает охлаждение (к мужчине или женщине), если тот или та все время не подпитывают их подарками. Женщина (особенно смазливая) – подарочная наркоманка. Мужчины как таковые ее уже не интересуют, как и мать – бодхисаттв: «Даже в мыслях не возникает в них страсти (рага) к какому-либо мужчине, начиная с их мужей». Поэтому не следует заблуждаться на предмет того, сколь глубоко вас обожает возлюбленная. Если бы она могла, честно призналась бы: «Мое сокровенное желание – провести ночь без тебя».
Игры Кришны. Терракота
Вышесказанное объясняет и всеобщее поклонение детородным органам, встречающееся в Индии. Во всяком случае, нет ни одной страны в мире, где бы в прошлом и настоящем столь трепетно и бережно относились бы к лингаму (члену) и йони (вулве). Поклонение лингаму официально признано индуизмом, хотя в древних ведах об этом говорилось как о чем-то ужасном и непотребном. «Да победит великий Индра (древнейший бог-громовержец) всех врагов, – говорится в Ригведе, – да не явятся на наши священные обряды те, чьим богом является шишана (то есть мужской член)». Судя по всему, в древности даже имели место ожесточенные битвы между «членопоклонниками» и «членоборцами». В том же источнике сказано так: «Желая придать силы битве, Индра взял в осаду одновременно множество неприступных мест и, громя тех, у кого богом является шишана, завоевал богатство города, имевшего тысячу ворот». Судя по всему, в конечном счете победили первые (шишаки). Во всяком случае, в споре трех верховных богов Индии (Шивы, Брахмы, Вишну) за первенство в создании мироздания Шива доказал свое главенство, явив двум остальным огненный фаллос-лингам невероятных размеров. Напрасно боги попытались измерить его, взлетев в небеса и спустившись в глубины океана. Они поняли, что тот бесконечен, как сама жизнь.
Барельеф из храма Кхаджурахо. X—XI вв. н.э.
С тех пор Шиву стали называть Махадэва (Великий Бог) и Махешвара (Великий владыка) и его лингам стал символом поклонения. Это признается и в Махабхарате: «Тот славен более всех, чьему лингаму поклоняются Брахма, Вишну и Шива». По аналогии с этим, можно было бы сказать и о другом: один миллиард индусов почти ежедневно совершают любовное паломничество в «храмы Любви», где они обретают не только психологически, но и физиологически желаемое. В конце концов любовь сильнее законов, денег, властей и наук. Камасутра гласит: «Настолько лишь простирается действие наук, насколько слабо чувство в людях: когда колесо страсти пришло в движение, то нет уже ни науки, ни порядка». Индусы следуют довольно фривольным указаниям Ригведы, где говорится: «Поднимайся, о Вишвавасу! С поклонением мы взываем к тебе. Другую ищу – шлюху! А жену оставь с мужем». У древних народов почитались фаллос (лингам) и изображение женских гениталий. Имея возможность пожить в бенгальском селе Индии, Элиаде отмечал, как женщины и девушки трогательно и бережно украшают цветами лингам или каменный фаллос. И он заметил: «Это был не банальный мужской член, это была эпифания Шивы».
Идеал индийской женской красоты. Барельефы из Кхаджурахо. X в. н.э.
Далее он же сказал: «Возможность такого религиозного умиления через образ и символ открыла для меня целый мир духовных ценностей». Безусловно, сей «духовный символ» пользуется почитанием и в его телесном виде. В Индии и Непале можно встретить немало храмов с изображением лингама. Последний такой храм был построен в 80-х годах XX в. в селении Каммасандра, нося название «Котилингешвара» – «десять миллионов лингамов». И хотя там всего 300 000 высеченных из белого и черного мрамора лингамов, этого вполне достаточно для толп верующих, которые неустанно приходят туда. Они гладят и целуют эти дивные творения природы, приносят им дары, украшают цветами. С поклонениями и дарами идут к женским органам – йони. Как прекрасно сказал шейх Нафусаил, написавший арабский учебник любви «Благоухающий сад»: «Восславим Аллаха, ибо Он поместил высшее наслаждение мужчины в естественных органах женщины и сделал естественные органы мужчины источником высшего наслаждения для женщины». Естественно, что богу любви должны служить и живые «орудия»… В одном Мадрасе было 12 000 храмовых проституток. Иные из них образованны и искусны. Но и плата высока: 100–200 рупий за ночь. Любви тут поклоняются все. Тут даже деревья имеют форму фаллоса.
Давно увял божественный цветок…
Восторги юности всё реже вспоминаю.
Но храм любви частенько посещаю,
А далее – читайте между строк…
В. Миронов
Существует и некий индийский идеал красоты: в виде пышно сложенной, чувственно-зрелой женщины с широкими, массивными и тяжелыми бедрами, с крепкой округлой грудью, подобной двум арбузам. Идеал нашел отражение в скульптуре (в комплексе Кхаджурахо, «открытом» в середине прошлого столетия британцем Т. Бартом). «Храм любви» Кхаджурахо – это целый ансамбль, созданный в 950—1050 гг. в штате Мадхья-Прадеш (было 85, осталось 22 храма). Стены храмов покрыты тысячами каменных рельефов на эротические темы. Именно они вдохновили создателей Камасутры. По красоте и гармонии им, пожалуй, нет равных в Индии.
Идеал сохранялся примерно до второй половины II тысячелетия (и позже). Понятно, что женщинам Индии в каждом регионе присущи свои особенности. Скажем, славятся своей красотой женщины Кашмира, цвет их лица намного светлее, чем у женщин Индостана, хотя тело их не столь нежно, как тело у последних. Время быстрее их старит, а кожа теряет свежесть. Кашмирские красавицы любят роскошь, хотя покажите мне женщин, которые ее не любят. Женщины сикхов имеют строгие нравы, может, по этой причине они благосклонны к нищим монахам и факирам. Мужчины у сикхов, как правило, женятся поздно, и женщинам волей-неволей приходится быть терпеливыми. Женщины раджпутов отличаются от других индусов по типу лица, нравам и обычаям. В них заметно некое сходство с древними парфянами. В общественной и семейной жизни они играют намного большую роль, чем жены у других индусов. К примеру, имея ряд жен, они не предпримут в жизни ничего, не посоветовавшись с ними.
Женщина Кашмира
Женщины раджпутов
Таким образом, от философии аскезы до философии любви, как и от любви к ненависти, всего лишь один шаг. Поэтому у индийцев нередко можно встретить совершенно крайние и взаимоисключающие тезисы. Так, в знаменитом сборнике изречений «Дхаммапада», что является важной составной частью буддийского канона, эта «стезя добродетели» включает и такую мысль: «Пока у мужчины не искоренено желание к женщине – пусть даже самое малое, – до тех пор его ум на привязи подобно теленку, сосущему молоко матери». Тогда как другие мудрые книги утверждают: «Женщины учены от природы, мужчины – от книг». Вывод мы делаем один: «Не следуй неумеренным желаниям, но и не подавляй желаний».
Пусть же в вашей чаше трудовой аскезы всегда ощущается аромат чувственной любви. В конце концов следует помнить, что индийская мудрость гласит: «Друг, никогда не поздно вспомнить о радостях любви и зачатия священного плода!» Известна история пожилого брахмана Шивагуры («учителя церкви Шивы»). Они с женой долго не могли обзавестись ребенком. Тогда они направились в храм Шивы, чтобы поклониться его фаллосу, надеясь, что, может, и они сподобятся на сей подвиг. После соблюдения положенных обрядов к ним явился Шива и сказал: «Вы можете стать счастливыми родителями мальчика, наделенного необыкновенной мудростью и добродетелью. Однако жизнь его будет недолгой!» Бог на выбор предложил и другой вариант: «Вы можете иметь несколько сыновей, лишенных этих великих и прекрасных качеств». Оба сказали: «Мы хотим гордиться нашим сыном». Так вот у довольно пожилой пары на свет появился Шанкара. Уже с младых лет отличался он талантами и мудростью (в 2 года стал читать, а с 3 лет стал изучать Священное писание). Всю свою короткую жизнь (а прожил он 32 года) посвятил молодой человек поиску знаний и истины. В последние годы жизни он отправился в пещеру за Гималаями, где и провел оставшиеся дни в беседах с членами братства Шамбалы. В оставленных им трактатах он выразил сущность своей философии, которая звучала так: «Высший дух реален, мир – нет». Учитывая краткость бытия, это так.
На встречу с возлюбленным. «Кхандита наика» – стиль Басохли
Может быть, поэтому в индийском искусстве и существует давняя традиция изображать женщину самыми светлыми и нежными красками. И не просто женщину, но «наику», то есть женщину любимую или влюбленную. По словам доктора Субхашини Арьяна, фигура эта занимает центральное место в огромном количестве миниатюр и настенных росписей Индии.
«Воссоединение возлюбленных» – школа Кангры. XIX в.
Большинство этих картин имеет происхождение с севера Индии (из Малвы, Раджастана, Химачал-Прадеша, Джамму, Басохли, Гархвала) и относится к периоду между XVII и XX веками. Образы влюбленных и любимых женщин часто можно встретить в литературе (на санскрите). К этой теме особо любит обращаться Бхарата Муни, автор «Натьяшастры», создатель целого ряда канонов, которым следуют индийские классические танцы и драмы. Он классифицирует мужчин и женщин («наяка» и «наику») по физическим и умственным характеристикам, также по им присущим особым качествам, настроениям, темпераментам и эмоциям. Представляется в высшей степени важным, что культура Индии разработала тонкий инструмент для обозначения любви, разграничения присущих ей особенностей и свойств. Например, Бхарат и его последователи заложили основы литературной традиции анализа эмоциональных состояний мужчин и женщин. Он определил 14 типов наяков – возлюбленных и любовников – как мягких, доминирующих, собственнических, живых, угодливых, страстных, шаловливых, злых, лжецов, хвастунов, упрямцев, бесстыжих, жестоких. Любопытно, что мужчины оказались разнообразнее в типах. Число наик меньше – их всего восемь, – но они занимают гораздо больше места, чем мужчина в драматургии и эротической литературе. Вероятно, женщина и ее чувства все же выглядят богаче и интереснее. Эту классификацию приняли все его преемники: Ватсаяна в своих Камасутре и «Сахитьядарпане», Бихари в «Сатсай», Джасвант Сингх в «Бхаша Бхушане», Бханудатта в «Расаманджари» и Кешавдасс в «Расикприе» и «Кавиприе». Важно заметить, что индийские мастера сохраняют многое из вековой традиции поэзии любви на санскрите и хинди, достигшей высот в книгах Калидаса («Ритусамхаре», «Мегхадутаме» и «Кумарасамбхаве»). Оказывается, даже перемены года вызывают в чувствах влюбленных различные эмоциональные оттенки и ощущения. Так, восходящая луна разжигает любовь в сердце влюбленной женщины. Она ждет возлюбленного, и соски ее наливаются молоком страсти. Раскаты грома и признаки надвигающейся грозы остро возбуждают влюбленных, заставляют танцевать павлинов, прихорашиваться и настраиваться на встречу любовников.
Кришна
Напротив, нахождение вдали от любимых, далеко от дома, невозможность даже видеть предмет твоей страсти, не говоря уже о том, чтобы обнять и нежно поцеловать в любимые места, вызывает глубокую печаль, тоску и слезы… Тема меняющихся настроений женщины затронута в «Расаманджари» Бханудатты, жившего в начале XV века. В частности, он описывает пикантные ситуации, что должен делать мужчина, лаская свою любимую жену, чтобы не вызвать ревности у ее соперниц. Интересно было бы взглянуть на иллюстрации к этому труду. Мужчинам, которые относятся серьезно к искусству любви, вероятно, будет интересно прочитать сочинение Бихари «Сатсай», раскрывающее секреты настроений героини. Эта поэма, состоящая из 700 куплетов, дает советы, как и в какое время, а главное с какими словами и подарками лучше всего подойти к женщине, чтобы найти в ее сердце отклик и не получить отказа. Образцом для наяка и наики выступают Кришна и его возлюбленная жена Радха. В живописи Радху часто представляют сидящей на стуле, в то время как Кришна моет ей ноги или их любовно массажирует. Впрочем, такой образ Кришны, кроткого, подавленного и почти что рабски прислуживающего своей красавице, видимо, не всем мужчинам по душе. Для донжуанов и любимцев дам более привлекателен другой образ.
Кришна играет на флейте. XVII в.
Следует учесть, что индусы-мужчины, и не только, остро переживают старость. Поэтому у «царей» были разработаны специальные ритуалы, которые должны привести к омоложению правителя, приданию ему новых сил. Тогда еще не знали «Виагры», «Виардо», «Золотого корня» и прочих алхимических мазей и пилюль, которыми пытаются восполнить ушедшую силу. Достаточно было «царице» обратиться к влюбленному, как тот, издав радостный возглас, должен был тут же лететь на ее зов. Обеспокоенная наика ждет возлюбленного, а он не пришел в обещанное время. Ее белое тело светится и дрожит от возбуждения, одеяния медленно шелестят, обнажая прелести под дуновением ветра. Все в доме готово к приходу ее желанного любовника (стол накрыт, чаши полны, взбиты мягкие постели), а он, негодник, сидит в лодке на другом берегу реки, смотрит задумчиво на пролетающих журавлей, думая, куда лететь. Бывает и так… Кхандита – влюбленная дама, чей любовник не пришел на свидание ночью, а явился на следующее утро после бурной ночи, проведенной с другой. Наика горько упрекает возлюбленного, а тот неуклюже оправдывается (провел ночь на службе, на боевом посту). Разгневанная женщина разражается потоком брани. Но ведь такое же может случиться и с мужчиной. Интересен и образ женщины, ожидающей своего возлюбленного, чей муж давно находится в отъезде. Ее обычно изображают стоящей на балконе и с грустью смотрящей вдаль. Ее внимание прилекает павлин, поднимающий в экстазе голову, и издающий призывные звуки. Можно легко себе представить, что бедной даме надоест бесконечно долго ожидать любимого. Тут еще может попасться и иной «павлин». Из всех наик, влюбленных женщин, нам более симпатичны те, которые идут на свидание днем и ночью, в дождь и бурю, идут вопреки страху и неуверенности, полные любви и веры.
Индийская женщина
Кстати, как одевались индусы? В памятниках санскритской письменности говорится, что индусы любили носить хлопчатобумажные ткани (греки называли их «карпасос», «синдонос»); эти ткани могли быть некрашеными или же крашеными. Знатные индусы предпочитали носить шелка, привозимые из Китая. Меха, доставлявшиеся с севера, служили особым украшением наряда. В выделке дорогих тканей индийские ткачи были не менее искусны, чем египетские или греческие мастера. Дорогие одежды – удел богатых и знатных индусов, а простым людям из низших каст обычно предписывалось носить шкуры диких зверей или грубую одежду из древесной коры. Учитывая климат Индии, тут подходят легкие ткани. Их можно обернуть вокруг туловища или набросить на плечи (сари). По словам участников похода Александра Македонского в Индию, древние индусы были высоки ростом и красиво сложены. Горцы одевались в оленьи шкуры, городские жители – в белые длинные одежды из хлопчатобумажных и льняных тканей. Воины и знатные люди любили золотые украшения и драгоценные камни. И мужчины не отставали от женщин.
Древние писатели (Страбон и Арриан) отмечают не только любовь индусов к украшениям, но и их привычку совершать омовения, растирание и умащение тела благовонными маслами. Подобно египтянам, они часто прибегают к притираниям и иным косметическим средствам, сурьмят себе брови, красят пальцы на ногах, ногти, подошвы, ладони и соски. Все носят длинные волосы, а многие и длинные бороды, что раскрашивают в разные цвета (белый, зеленый, синий, пурпурный). Волосы покрывают головным убором, похожим на древнеперсидскую митру. Особенно в искусстве причесок преуспели дамы. Они умело заплетают их в косы. Волосы замужних женщин спускаются вдоль спины, у девушек с висков зачесываются наперед, а затем связываются на лбу узлом. Баядерки любили носить локоны, ниспадавшие им на плечи. Сюда, словно в водопад, погружался возлюбленный.
В волосы женщины вплетали ленты, жемчужные нити, цветы и проч. Во время траура украшения снимались, волосы расплетались, их собирали в пучок или косу. Украшения индусов состояли из дорогих поясов, серег, колец, ожерелий, браслетов для рук и ног, у танцовщиц и баядерок («О баядерка, мой прекрасный цветок!») можно увидеть нити разноцветных бус на бедрах. Материалом для этих украшений служили разноцветные кораллы, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость, изделия из черепахи, тогда как золото встречалось сравнительно редко. Страсть ко всякого рода красивым вещицам и нарядам была столь широко развита, что в «Рамаяне» отмечается, что в Айодье (в этом средоточии древнеиндийской культуры) не было «ни одного человека, который бы не носил серег, венка, ожерелья и дорогих одежд, напитанных благовониями». Помимо одежд материальных, индусы ничуть не меньше внимания уделяли и «одеждам духовным».
Индийская свадьба: неразрывные узы
Несмотря на все вышесказанное (эту романтику), в отношениях между мужчинами и женщинами в Индии было немало темных или даже трагичных сторон. Во-первых, в большей части Индии браки заключались, как правило, только между членами одной и той же касты. Во-вторых, браки в Индии часто были неравными в возрастном отношении (невесте – 8—13 лет, жених – в два-три раза старше), причем новобрачные нередко даже не видели друг друга до свадьбы. В-третьих, когда-то существовал чудовищный обычай самосожжения вдов, когда вдова бросалась в пламя на тело мужа (сатти). Согласно обычаю, женщина, что откажется последовать за мужем в огонь, становилась всеми презираемой: она не имела права выйти еще раз замуж, ей не позволено было носить украшений и вообще она считалась парией. Порой «смутьянку» могли подвесить за ноги и обрезать ей волосы. Женщин приучали трепетать перед мужьями от страха. И те не вправе были произнести его имя, как будто это высшее божество.
Конечно, имела значение и полигамия, существовавшая в Индии порой даже в форме более резкой, чем у мусульман. Швейгер-Лерхенфельд писал, что для индуса, собственно говоря, брака не существует: он берет столько жен, сколько угодно, и нередко даже ведет ими торговлю, если, например, человек высшей касты женится на богатой женщине, принадлежащей к низшей. Подобные браки оплачиваются дорого. Нередко при их повторе муж легко приобретает значительное состояние, так как забота о содержании жен для него не являяется особенно тягостной.
Супруг вовсе не обязан брать в свой дом новообрученную с ним жену и часто оставляет ее у родителей… Из статистических данных видно, как обедневшие браманы (то есть люди привилегированной касты) пользуются этими свадебными сделками. Некоторые из них имели в прошлом 120 жен. Суеверные родители считали счастьем и божественным благословением, если их дочери заключали союз со святыми людьми. «Случается, что такой охотник до женитьбы вступает в брак со всеми женщинами семьи, старыми и молодыми: дочерьми, тетками, сестрами и кузинами». К тем же крайностям следует отнести и обычай устраивать в обязательном порядке роскошную свадьбу при выдаче замуж дочерей (таковы были обычаи у раджуптов). Порой это приводило к полнейшему поглощению состояния отца невесты.
Чтобы избежать финансового краха, некоторые родители даже шли на крайнюю меру: убивали дочь сразу после рождения; тогда через 15 лет им не нужно было нести столь обременительные свадебные издержки. Убийство в этом случае представлялось им спасением, исполнением божественной заповеди. Дочь, не вышедшая замуж в детстве (то есть в 12 лет), считалась позором для семьи, и ее могли принести в жертву кровожадной богине Кали. То, что подобные случаи вовсе не были исключением, говорят и исследования, которые англичане провели в 1836 г. Тогда индо-британское правительство, опираясь на полученные данные, выяснило, что в Западном Раджуптане при населении в 10 000 человек не было ни одной девочки!
Е. П. Блаватская
В Маникпуте дворянство раджуптов как-то призналось, что уже более ста лет в этой области ни одна новорожденная девочка не доживала до года. И таких мест в Индии было немало. В иных местечках люди не помнили факта совершения свадьбы, в других – последняя свадьба была 80 лет назад. Но самая удивительная ситуация сложилась в религиозном Бенаресе. Жители заявили, что уже 200 лет там не заключалось ни одного брака. В 1869 г. правитель северо-западных областей констатировал: в семи деревнях на 100 мальчиков приходилась одна девочка; десять лет назад был совершен последний брак; в двадцати двух деревнях он насчитал 284 мальчика и только 23 девочки; в иных деревнях свадеб не помнили уже целое столетие, а в иных о них и вовсе не слыхивали. Лишь с середины XIX века ситуация стала меняться в лучшую сторону, хотя и медленно. Надо заметить, что эти старые стереотипы оказались на удивление живучи как в Индии, так и в Китае, где преобладало мужское население (ныне картина иная). На Востоке лишь мужчина – желанный гость на белом свете. По крайней мере, многое указывает: в недавнем прошлом дело обстояло именно так.
Известная основательница теософии (богомудрия) Е. П. Блаватская (1831–1891) побывала в Индии. Там она попыталась узнать поближе ее людей и написала воспоминания. Кому когда-либо в Европе могло прийти в голову, отмечала она, что есть на свете такая страна, где каждый шаг в жизни человека, малейший поступок, особенно в домашнем быту, любое даже пустячное действие, связанное с религиозными постановлениями, не может быть совершено иначе, как только по известной программе. В Индии не только все важнейшие эпизоды жизни, самые существенные ее моменты, как то: зачатие, рождение, переход из одного периода жизни в другой, женитьба, выполнение обязанностей родителей, старость и наконец смерть, а также все ежедневные жизненные процедуры и функции (физические или физиологические), как то: утреннее омовение, туалет, еда и все такое прочее, со дня рождения и до последнего вздоха – все должно быть исполнено точно по установленному браминами шаблону. Причем под угрозой отлучения от касты. Брамины похожи в этом случае на музыкантов, играющих на различных инструментах. Они же – играют на кастах.
«Вирахини наика» – школа Джамму. «Наика с ланью»
Представители сект, повинуясь веками установленным обычаям, обязаны повиноваться законам Ману, как повинуется иной вышколенный оркестр палочке строгого дирижера, как змея, слушающая дудочку заклинателя. Блаватская описала красочный свадебный ритуал: жених, которому уже минул пятый год, и невеста, которую при брачной церемонии никак не могли оторвать от соска кормилицы. Та все вокруг оглашала страшным ревом. Такой вот ритуал, правда, описала одна сатирическая газета. Но и на самом деле бывали случаи женитьбы десятилетних супругов. Любопытно, что Веды в действительности запрещали вступать в брак женщинам ранее 15–20 лет, а мужчинам до 25 и даже 30 лет. Но браманы (брахманы) так ловко переиначили Веды, что теперь стало возможно вступить в брак в любом возрасте. «Распорядившись, чтобы всякая религиозная церемония прежде всего наполняла карманы браминов, эти тунеядцы перековеркали древнее писание на собственный лад и, обременив постепенно индусов бесконечным каталогом обрядов, постановлений, несуществующих праздников и глупейших церемоний, и дабы не быть при этом пойманными в лживом толковании священных книг, хитро придумали вменять в кощунство чтение их всякому, кто только не принадлежал к их лагерю». Далее описывается и одна из таких «преступных выдумок». По всей центральной Индии праздновался так называемый «брачный сезон» (раз в 12 лет). Это празднование приносило браминам обильнейшую жатву. Богиня-покровительница всех четырех родов браков между индусами должна была «дать добро». И, разумеется, делалось это устами все тех же святых браминов.
Устанавливались четыре вида браков – «брак отроков, брак детей, брак младенцев и брак во чреве». В последнем случае венчались не молодые, а их беременные матери. Так как ни один индус не имел права оставаться холостым, иногда приходилось жениться даже и в таком неудобном положении. Он должен до сорока лет быть в семье, а потом волен стать аскетом и идти на все четыре стороны. Как правило, эти аскеты составляют компанию аналогичным храмовым девам. Чего стоит хотя бы практика жертвоприношений женщин после смерти их мужей и владык. Таковы реалии истории Древней Индии. И Блаватская, пожалуй, права, сказав, что Индия хотя и несет «тяжкое бремя своих вековых грехов», она сложила сама своим прошлым бедствия настоящего. Поэтому и колониализм на том этапе был неизбежен.
Женщины-пилигримы совершают молитву
В современной Индии брак – важнейшее событие в жизни молодых людей и их семей. Особенно важен он для девушки, ибо, вступив в брак, та полностью меняет сущность (ашраму), становясь взрослой. Много внимания уделяется процессу выбора невесты и жениха, а также их окружению и воспитанию (семье родителей, образованию, религии, касте и т. д.). Ученые отмечают: «В западной культуре большинство браков заключается потому, что молодые люди влюбляются друг в друга и решают пожениться. В Индии большая часть браков организуется или же им способствуют люди, заинтересованные в материальном благополучии пары. Поскольку 82 % населения Индии составляют индусы, предполагается, что только у индусов существуют организованные браки. На деле это культурный феномен, который присущ не только индусской культуре, но также культуре сикхов, джайнов, мусульман и христиан». В настоящее время среди наиболее культурной и самостоятельной части индийского общества все больше браков, заключаемых по любви, без каких-либо посредников. Институт любви продолжает победоносный путь. К 2050 г. Индия станет самой населенной страной мира.
К тому же индийская женщина ныне не похожа на зависимых и приниженных в недавнем прошлом существ. Монтескье писал, что хотя противно разуму и природе ставить женщин во главе дома, но нет ничего противоестественного видеть их во главе страны. «В Индии люди прекрасно чувствуют себя под управлением женщин». По крайней мере, пожалуй, не хуже, если не лучше, нежели современная Россия под управлением мужчин.
- Владимир Борисович Миронов Древний Восток и Азия
- Аннотация
- Оглавление
- Глава 1 . Финикия, палестина, сирия: земля веры и надежды
- Глава 2. Израиль: его народ, божества, герои и судьбы
- Глава 3 . Образ христа в истории и культуре
- Глава 4 . Древняя индия: ее образы и культурное наследие
- Об авторе
- Глава 1 финикия, палестина, сирия: земля веры и надежды
- Что представляла собой Финикия?
- Финикия – обетованная земля торговцев и колонистов
- Боги и культура Финикии
- Вклад сирийцев и хеттов в мировую цивилизацию
- Глава 2. Израиль: его народ, божества, герои и судьбы
- Появление еврейского народа в истории
- Пророки и цари евреев – от Авраама и Моисея к Соломону
- Непрочность еврейского государства
- Религия в жизни евреев. Библия и Талмуд
- Женщина и мужчина в истории евреев
- Классовые и социальные различия в еврейском народе
- Пророки бедняков – первые революционеры
- «Еврейские демократы» – фарисеи и саддукеи
- Ирод, Флавий, Ирод, Флавий, фигуры истории
- Отношение к евреям и явление антисемитизма
- Роль евреев в истории человечества: pro et contra
- Тайные и явные проблемы евреев
- Глава 3 образ христа в истории и культуре
- Христос и Пилат – две философии и стороны бытия
- Преследования христиан и их победа
- Причины популярности христианства христианства
- Церковь, Господь и Иуда
- Палестина и Иерусалим – святые места
- Россия и проблема христианского наследия
- Глава 4 древняя индия: ее образы и культурное наследие
- Социальное устройство и культура Древней Индии
- О религии индусов и их древней литературе...
- Будда и его последователи – учителя, философы, мудрецы
- От философии аскезы к философии любви
- Индия и Запад – «Запад есть Запад, Восток есть Восток»
- Индийская культура – наследие гигантов
- Связи между Россией и Индией
- Литература
- Глава 1. Финикия, Палестина, Сирия: земля Веры и Надежды 5
- Глава 2. Израиль: его народ, божества, герои и судьбы 90
- Глава 3. Образ Христа в истории и культуре 333
- Глава 4. Древняя Индия: ее образы и культурное наследие 498