logo
29637

4.3. Воронежский костюм

Форма костюма строится с учетом головного, плечевого и талиевого опорных поясов. Ведущим является талиевый опорный пояс – и в летнем варианте и в варианте с верхней одеждой. Членение в костюме и соотношение зрительно просматриваемых элементов создают статичную композицию.

Выражением состояния формы костюма в пространстве являются представленные его силуэтные изображения – вид спереди, сбоку и сзади. Геометрический вид формы костюма – во основном прямоугольник и представляет собой сочетание формы, близкой к квадрату и прямоугольнику. Соотношение элементов и пропорции в костюме создают статичную композицию.

Декоративно решаются отдельные элементы костюма, а также участки композиции, выявляющие форму и подчеркивающие конструктивные линии – плечевой пояс, низки рукавов, разрез на линии груди, линию борта, нижний угол верхней полы, низки рукавов и линию низа (верхняя одежда).

Эмоциональный настрой в костюме создается за счет колорита и общего декоративного решения костюма. Костюм отличает красочная красная понева, сплошь узорно вытканная. В созвучие с ней, необычная, присущая именно воронежскому костюму графичная, филигранная вышивка черными нитями в сочетании с золотистыми. Подобный дополнительный декоративный аккорд, созвучный рубахе, располагается на переднике.

Необычность декоративного решения прослеживается также в верхней одежде; на черном фоне – золотисто-красная гамма декора – вышивки и аппликации. Костюм отличается также богатством сочетаний фактур материалов.

Анализируемый костюм – яркая образная иллюстрация воронежского костюма и ему нет подобных.

Хотя одежда жителей каждой местности Руси имела свои отличительные особенности, весь русский женский костюм обладал общими чертами – малорасчлененным компактным объемом и лаконичным, мягким, плавным контуром. Даже когда женщина шла, костюм ее сохранял особенность – плавную текучесть линий, так привлекающих людей в движениях лебедя или гордой походки павлина. И примечательно то, что этот характер движения был настолько ограничен для образа русской женщины, что сохранился во многих плясках и хороводах.

Богатство красок русского женского народного костюма распределялось по сложившимся в отдельные времена художественным законам. И в этом расположении цветов снова и снова проступает образ из древней славянской мифологии – символический образ птицы.

Шитые золотом, разноцветными нитями, жемчугом или цветными камнями кички, кокошники, сороки венчали головы русских женщин. В самих названиях этих уборов сохранились корни древних, бытовавших у наших предков наименований птиц.

В течение столетий русские крестьяне шлифовали свой костюм, согласовывали элементы, отметая все случайное, сохраняя самое понятное, дорогое людям, вкладывая при этом в костюм свое представление о красоте. Главным всегда оставался сам человек, для которого костюм создавался, постоянно сочетая в костюме красоту и пользу.