4. Происхождение пассинарности с точки зрения социопатологии
Изложив как взгляды великого ученого Л.Н.Гумилева, так и оправданную критику ряда его положений, обратимся к представляемой нами новой науке социопатономии (макропсихиатрии, теории социопатологий). Она может многое прояснить в проблемах зарождения и функционирования, а так же угасания пассионарности.
С нашей точки зрения, пассионарность есть не плод мистических «космических лучей», а плод оптимального совпадения двух компонентов:
1)Личные знания и убеждения (генерация идей).
2)Социопсихическое давление извне (внушаемость).
Точка пассионарности - место совпадения личного мнения и общественного внушения, которые становятся заодно.
До этой точки присутствует элемент «коллективного слабоумия» -- члены общества слишком инфантильны, легковерны, слишком пассивны. Обычно, внешне это проявляется в фаталистическом бездумном равнодушии ко всему, соглашательстве с верхами и элитами (даже если -- это элиты захватчиков).
Мы отмечаем состояние роботизированности поведения индивида, опутанного (и опутавшего себя) алгоритмами на все (как ему кажется) случаи жизни.
В европейской традиции анализа психологии масс это получило название «азиатского фатализма». Ему свойственно обезличенное поведение человека, не осознающего себя в толпе чем-то отдельным, самоценным. Такие общества устойчивы, но легко покоряемы, и потому не пассионарны.
Противоположностью им выступают общества высокой (уже патологической) степени самореализации, самовыражения индивида в ущерб системе общественного внушения. По мере того, как личное самомнение человека уходит вверх, а возможности внушить ему коллективную идею извне падают - общество распадается, слабеет от внутренних раздоров и от множества основанных самореализаторами экзотических доктрин и вероучений. Пропадает способность общества к коллективному действию. Такое общество находится в стадии гибели, разложения и, тем более, -- не может быть пассионарным.
Патология первого случая заключается в том, что бодрствует коллективный разум, личный же, индивидуальный разум -- спит.
Патология второго случая связана с тем, что индивидуальный разум пробужден, активно действует - и усыпляет коллективный разум.
Таким образом, пассионарность - это идея, овладевшая многими разом, как личное, глубокое и внутреннее убеждение, и не разбавленная никаким скепсисом.
Пассионарий не просто спорит, возражает, отвергает альтернативы своей ide fixe, он -- вообще их не замечает.
Здесь действует то правило, что всякий, кто начал возражать и отвергать идею - уже отчасти её принял.
По крайней мере, любой апологет отвергаемую идею изучил, пропустил через себя и хранит в своей памяти, где она - при перемене обстоятельств - может добиться пересмотра своего положения отверженной.
Пассионарий, одержимый идеей маниакально, тем и отличается от апологета идеи, что не берет альтернативных идей в плен, а убивает их на месте. Он не имеет потребности в отрицании альтернатив своей ide fixe, потому что, вообще, не понимает - как это можно в ней сомневаться?!
Именно поэтому проницательный философ начала ХХ века Семен Франк писал, что «всякое доказательство бытия Бога, по-видимому, отнимает у веры самое ее существо», а Фома Аквинский, богословская система которого, доселе, догматически обязательна для католиков, отмечал, что вера неграмотной крестьянки -- выше веры его, философа.
Это состояние коматозной общественной мысли и психологии масс. В 1893 году Пётр Александрович Бадмаев, крещёный бурят и знаток тибетской медицины, представил своему крёстному отцу, Александру III, докладную записку под выразительным названием: «О присоединении к России Монголии, Тибета и Китая». Бадмаев предлагал организовать депутацию из Пекина, которая попросит Белого царя - Цаган-хана, принять Китай заодно с Тибетом и Монголией в российское подданство. «Очевидно, - писал Бадмаев, - европейцам пока ещё не известно, что для китайцев безразлично, кто бы ими ни управлял, и что они совершенно равнодушны, к какой бы национальности ни принадлежала династия, которой они покоряются без особенного сопротивления». Бадмаев получил два миллиона рублей золотом, выехал в Читу, откуда совершил несколько поездок в Монголию и Пекин.
Апологеты христианства в Греции говорили, что «множество греческих философов убедительно доказали множество истин, противоречащих друг другу и доказали тем самым убедительно, что методами философии Истина недостижима». (Ну, в общем, на любителя, интересующегося нестандартными подходами.
Теория Гумилева -- имеет немалое подтверждение и очень интересна сама по себе, в плане осмысления процессов эволюции, в отличие от критики, которая напоминает, скорее, -- языковое словоблудие.
- 19. Теория этногенеза л.Гумилева
- 1.3. Этногенез, пассионарная теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- Философско-культурологические аспекты пассионарной теории этногенза Л.Н. Гумилева
- Теория этногенеза
- 3.Этногенез славян. Теория пассионарного толчка л.Н.Гумилёва
- Этногенез, теории этногенеза.
- Пассионарный толчок.
- 1.6. Пассионарная концепция этногенеза л. Н. Гумилева