Основание Самары (население города и его окрестностей)

контрольная работа

4. «Расцвет» города

«Новый русский Орлеан» (как назвал Самару путешествующий по Волге Тарас Шевченко) бурно разрастался - раздвигал свои границы, обзаводился промышленностью. Появились крупные заводчики, «отцы города», которые радели не только о развитии своих производств, но по мере сил помогали народному образованию и культуре.

XIX век, особенно вторая его половина - это социально-экономический расцвет города. В то время в Самарской губернии собиралось пшеницы больше, чем где бы то ни было в России. В Самаре были крупнейшие мукомольные предприятия России, через Самарскую хлебную биржу российский хлеб имел выход на европейские рынки. Богатейшими купеческими семьями были Аржановы, Субботины, Шихобаловы, Головкины, Мясниковы, Журавлевы, Курлины.

В городе активно развивались пароходство и рыбная ловля. На всю страну известен самарский пивной король фон Вакано и его Жигулевский пивоваренный завод. В 1877 году через Самару была проложена Оренбургская железная дорога, что также способствовало бурному экономическому развитию края. Самару тех лет называли Русским Чикаго, потому что, как и в Чикаго, здесь был центр торговли зерном, салом, шерстью, лошадьми, кожами, скотом, и даже верблюжьим сукном. К концу 19 века в Самаре было 46 заводов и фабрик, а к 1917 - 90.

С Самарой конца XIX - начала XX веков связаны имена Льва Толстого, Алексея Толстого, Ильи Репина, Василия Сурикова, Ивана Айвазовского, Максима Горького, который именно в Самаре опубликовал свои знаменитые "Сказки старухи Изергиль" и "Песню о Соколе". В Самаре был дописан и впервые прозвучал знаменитый вальс "На сопках Маньчжурии", написанный И. А. Шатровым, капельмейстером Мокшанского полка.

В архитектуре того времени в Самаре преобладал классицизм. Первая треть ХIХ века - это блестящий и завершающий этап русского классицизма, создавшего градостроительную систему, не имеющую аналогов. На перекрёстках улиц, на углах, ставились более крупные здания. Выходящие на улицы дома, построенные приблизительно в одно время, имели равную высоту, соответствующую ширине улицы. После реформы 1861 года, отменившей крепостное право, в Самару резко усилился приток крестьян, активно заявил о себе новый класс - буржуазия, начался период расцвета самарского купечества. Торговый люд, вчерашние крестьяне, во многом определяли жизнь и быт города. Относительная дешевизна земли, изобилие, доступность и простота обработки дерева - всё это способствовало возникновению крупного массива деревянной застройки соответственно крестьянскому укладу жизни. Купеческий дом выглядел своеобразнее, чем дворянский. Он состоял преимущественно из двух этажей. Первый - кирпичный, второй - деревянный. Комнаты хозяев помещались на втором этаже. Первые этажи занимали функциональные помещения: кладовая, лавка, комната для прислуги, конторка. Дом в русском стиле стал самым распространённым. Резная орнаментация изб, мотивы крестьянских уборов, узоры тканей, резьба на прялках, сундуках, лодках - словом, народное деревянное искусство, веками хранившее древние традиции, изжившее себя в городах, вышло на новый, весьма своеобразный уровень.

Но самарские купцы строили не только деревянные дома. Очень интересным и необычным, словно сказочный пряничный домик, выглядит особняк купца Ивана Клодта. Дом с флюгерами, башнями и балконами затмил все особняки старой Самары. Надо отметить, что городская Управа дозволяла строить такие оригинальные особняки в центре города лишь за особые заслуги. За что же И.А. Клодт получил такое право? Он вместе со своим братом Карлом создал электрическую компанию, обеспечивавшую горожан Эдисоновскими лампочками, динамомашинами, проводами и другими приборами. Кроме того, братья снабжали Самару водопроводными трубами и сантехнической утварью. Сейчас в особняке расположилась детская картинная галерея.

В Самаре очень много различных интересных памятников архитектуры и деревянного зодчества: особняки, лавки, красивейшие церкви и храмы. Все они характерны для архитектуры России, а вот готический стиль - это довольно редкое явление в архитектуре нашей страны. Но в Самаре есть здание, как будто сошедшее с полотен средневековых художников, величественный замок сказочных королей. Это католический костел, в настоящее время - Католический Храм Пресвятого Сердца Иисуса. В начале 1890-х годов самарская католическая община, состоявшая, главным образом, из поляков, собрала средства для покупки участка земли и построила на нем деревянную церковь. В 1902 году началось возведение каменного здания храма. Стрельчатые башни костела, взметнувшиеся на 47 метров и выдержанные в готическом стиле, были построены в период с 1902 по 1906 годы по проекту петербургского архитектора Ф.Богдановича, который был признан одним из лучших в России. Строительство продолжалось по 1906 год и обошлось примерно в 80 тысяч рублей.

Противоположность костелу, с его готическими башенками и стрельчатыми окнами - Самарский академический театр драмы имени Горького. Он был построен в 1881 году по проекту московского архитектора Михаила Чичагова в стиле московского зодчества XVII века. Вот описание самарского театра одним из современников: "В условно-русском стиле, темно-красная кирпичная кладка, с небольшими как бы мозаичными, разноцветными панно во впадинах и крышей в красно-зеленую клетку, здание эффектно высилось над пышными купами городского сада и - за ним - над неоглядным раздольем Волги - акварельною неясной панорамой Жигулевских ворот». Здание театра почти не изменилось, самарчане называют его «теремком» или «пряничным домиком».

Делись добром ;)