logo search
kratkie_otvety_krome_25_voprosov

23. Народы Центральной и Восточной Азии

В конце 5-нач.4-го тыс. до н.э. на территории Восточной Азии существовало несколько центров формирования неолитических культур, где возникла культура Циньланган и в долине Хуанхэ – культура Яньшао. Западные яншаньцы стали основой формирования тибетско-бирманских народов, а восточные яншаньцы вошли в состав древнекитайского этноса. Консолидация этнической общности древних китайцев привела к созданию в 3-м в. до н.э. империи Цинь и Хань. К началу 20в. лишь японцы сформировались как современная нация.

В восточной Азии существует 5 крупных языковых семей: алтайская, сино-тибетская, австронезийская, тайская, автроазиатская, исключение составляют корейцы, японцы, айны- занимают изолированное языковое положение. Подавляющее коренное население Вост. Аз. принадлежит к монголоидой большой расе, которая делится на две малые расы: тихоокеанская и континентальная. Среди современного населения ВА – тихоокеанская раса:

  1. Восточно-азиатская группа тихоокеанских монголоидов. Рассовые типы: северо-китайцы, корейско-маньчжурские, амурский тип, восточно-тибетский.

  2. Южно-азиатская группа тихоокеанских монголоидов. Расовые типы: гималайский и восточно-гималайский. Японцы занимают промежуточное положение между 1 и 2.

Континентальная раса – монголоидно-монгольские и некоторые тюркские народы.

Государства: Китай, Япония, Южная и Северная Корея, Монголия.

Хоз.культ.типы: прослеживается связь с географической средой. Существует два географических пояса: теплый и умеренный. Первый тип – тип охотников, рыболовов и собирателей - самые древние на территории возникли еще в мезолите. Второй – с эпохой неолита связано формирование группы хоз.культ.типов, связанных с ручным земледелием (выращивают чумизу, просо с помощью копательных орудий). Третий – ручное земледелие становится пашенным (рисосеяние). Применение железных орудий труда. Для выращивания заливного риса используется бесполозный плуг (буйволы). Четвертый – скотоводство (разведение овец, лошадей, реже – крупный рогатый скот).

Разнообразие жилища зависит от хоз.культ.типов. Оседлые земледельцы имеют постоянные жилища; ручные земледельцы умеренного пояса в 4-3 тыс. до н.э. – землянки, затем наземные жилища; у земледельцев теплого пояса – свайные жилища с полом. У народов ВА отличительная особенность постройки является каркасно-столбовая конструкция – харна для углубленных и наземных и свайных жилых древних и современных народов (китайцы, корейцы, японцы).

У кочевников-скотоводов – штаны для верховой езды, наплечная распашная типа халата, у земледельцев умеренного пояса – наплечная одежда запахивалась направо, а у кочевников – налево.

Пища состоит из двух комплексов: скотоводы-кочевники и земледельцы. Основная еда – рис, рыба и мучные блюда.

У многих народов ВА сохранились пережитки клановой организации. Внешним признаком принадлежности к определенной группе родственных семей являлось общеклановое имя, из которого потом возникали современные фамилии.

Ни одна из мировых религий не укрепилась в данном регионе, но христианство было занесено в Китай в 7-8в., но не пустило своих корней, а принятие мусульманство способствовало формированию особой этнографической группы китайцев – хуэй. Буддизм наибольше воздействовал на культуру. Мифология – цикл космогонических мифов о трансформации первоначального хаоса и появлении из него земли, неба, человеческих существ. Самостоятельный цикл составляет этногонические мифы, в которых отражаются древние тотемические представления; мифы о культурных героях. В устном народном творчестве значительное место занимает эпос (героический, с произведениями другого изобразительного искусства). Здесь существует длительная письменная традиция: древнейшая система письма – древнекитайская иероглифика (возникла в начале 2-го тыс. до н.э.), которая развивается вплоть до нашего времени.