logo search
kratkie_otvety_krome_25_voprosov

64. Этнические группы и межэтнические отношения в Беларуси

Около 8 млн. жителей Белоруссии – этнические белорусы. Крупнейшие национальные меньшинства – русские (1,3 млн. человек), поляки (400 тыс.), украинцы (250 тыс.) и евреи (140 тыс.). Имеются также татары, литовцы и немцы, цыгане. Белорусы – восточнославянский народ, тесно связанный историей и сходством языка с русскими и украинцами. В отличие от многих других республик бывшего Советского Союза, в Белоруссии не было межэтнических конфликтов. В 1991 всем жителям Белоруссии было предоставлено гражданство независимо от их национальности и знания государственного языка. Более того, обширная программа обучения в школах на языках этнических меньшинств – русском, польском, украинском, идиш, татарском, литовском и др. – обеспечивает права разных этнических групп. Характеризуя ситуацию, связанную с положением национальных меньшинств в Беларуси, необходимо отметить ее стабильность и уникальность, что выражается в отсутствии каких-либо столкновений и конфликтов на этнической, расовой, лингвистической и конфессиональной основе. Такое положение объясняется прежде всего проводимой государством национальной политикой, а также менталитетом граждан страны, историческими традициями мирного межэтнического взаимодействия, давними и прочными связями между этническими группами, проживающими на территории Беларуси.

65. Евдоки́м Рома́нович Рома́нов— российский и белорусский этнограф, фольклорист, археолог и публицист. Собрал и опубликовал более 10 тысяч фольклорных текстов. Основная часть данного фольклорного массива была опубликована в 1886—1912 годах («Белорусский Сборник»; Вып. 1—9).В 1886—1894 годы проводил археологические раскопки и разведки в Могилёвской и Витебской губерниях. Составил археологические карты Могилёвской, Витебской и Гродненской губерний. Собрал сведения о более 1000 городищ в Белоруссии. Около деревни Высокий Городец Толочинского района открыл памятник эпиграфики XII века — Борисов камень. Проводил антропологические исследования.ьВ 1896 году подготовил сводный текст поэмы «Тарас на Парнасе» и написал к нему предисловие на белорусском языке (не опубликовано), издал антологию белорусской поэзии «Тарас на Парнасе и другие белорусские стихотворения» (1900; 1902). Участвовал в работе Девятого археологического съезда (Вильно, 1893).

66 Николай Яковлевич Никифоро́вский - белорусский этнограф, фольклорист, краевед. Никифоровский активно занимался сбором этнографического материала, прежде всего его интересы касались духовной культуры белорусов. Кроме того, в работе «Очерки простонародного житья-бытья в Витебской Белоруссии и описание предметов обиходности» собраны сведения о материальной культуре крестьян Витебской губернии и их занятиях. Также он сотрудничал с известным этнографом Павлом Шейном, Е. Ф. Карским. В 1890 году Никифоровский стал членом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, а затем был принят в Русское географическое общество (1897). С 1895 г. являлся членом Витебского губернского статистического комитета, Витебского церковно-археологического музея. Редактировал журнал «Этнографическое обозрение».

67. Алекса́ндр Казими́рович Сержпуто́вский - белорусский этнограф и фольклорист. Возглавлял подкомиссию в Комиссии по составлению этнографических карт и изучению национального состава населения России при АН, аналогичную комиссию при Русском географическом товариществе. По поручению Русского музея собрал в Беларуси богатый этнографический и фольклорный материал. Автор очерка «Белорусы-полешуки» (1908), в котором описаны постройки, быт, обычаи и верования крестьян Мозырщины и Слутчины. Исследовал земледельческие орудия труда, бортничество, обычаи сябрины, толоки и др. («Очерки Белоруссии», 1907—1909; «Земледельческие орудия белорусского Полесья», 1910; «Бортничество в Белоруссии», 1914). Издал сборники «Сказки и рассказы белорусов-полешуков» (1911), «Сказки и рассказы белорусов из Слуцкого уезда» (1926), "Суеверия и предрассудки белорусов-полешуков (1930). Сохранился рукописный сборник «Белорусские песни» с 53 текстами, записанными в конце 1890-х в Мозырском повете. Изучал диалекты белорусского языка. На белорусский язык перевел несколько стихотворений Т. Шевченко. В журнале «Чырвоны шлях» публиковал очерки «Малюнки Беларуси».

68.Па́вел Миха́йлович Шпиле́вский - писатель-этнограф, публицист. Издавал статьи по белорусской мифологии в «Журнале Министерства Народного Просвещения». В 1850 вышел исторический труд «Описание посольства Льва Сапеги в Московию». В 1853 в журнале «Москвитянин» был напечатан труд «Исследование о вовкалаках на основании белорусских поверий», в журнале «Пантеон» — «Белоруссия в характеристических описаниях и фантастических сказках», в «Современнике» — «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю» — работа, получившая наибольшую известность и написанная превосходным литературным стилем. В том же 1853 свет увидела монография «Белорусские пословицы», в 1857 — «Археологические находки» и «Дожинка, белорусский обычай. Сценическое представление». В 1858 в журнале «Иллюстрация» было издано 6 «Западнорусских очерков». Труды Шпилевского написаны более «литературно», чем научно. «Популярность» стиля автора обуславливает постоянный и не уменьшающийся интерес к его творчеству не только в среде профессионалов, но в среди любителей. Важное место в работах Шпилевского занимает описание народной поэзии, обрядности и верований. В работах Шпилевского четко прослеживается мысль, что белорусы, полешуки и другие исследованные им народности древнейшие в славянском мире. В настоящее время академической наукой отказано в достоверности и научности фактов, приведенных в первой работе («Белорусские народные предания») Шпилевского[2]. Большая часть мифических персонажей, описанные Шпилевским, признана фантомами, никогда не существовавшими в славянском фольклоре, и являющихся плодом творчества самого автора[3].

69.Василий Кириллович Бондарчик - белорусский этнолог, историк. Занимался изучением истории белорусской этнографии и фольклора, исследовал вопросы этногенеза, материальной и духовной культуры белорусов. Собрал и впервые систематизировал обширный фактический материал по истории этнологического изучения белорусов русскими и польскими исследователями и научными организациями. Автор 5 индивидуальных монографий и 15 брошюр, более 200 статей. Под научным руководством и при авторском участии В. К. Бондарчика подготовлено также 27 монографий и сборников.

70. Молчанова Л.А.этнограф. Исследовала типы жилища, хозяйственно-производственные постройки, пища, домашняя утварь, виды и типы покроя одежды, головные уборы, обувь белорусов эпохи феодализма. При характеристике различных сторон быта подчеркиваются дифференциация, имущественное неравенство различных слоев белорусского общества. Доказывается, что материальная культура белорусов XVI—XVIII вв., с одной стороны, сохраняла черты, сформировавшиеся в древнерусский период, с другой—развивалась под влиянием западноевропейской культуры, что особенно ярко отразилось на быте магнатских слоев и меньше псего сказалось на материальной культуре простого народа, сохранившего древние элементы культуры вплоть до начала XX в.