logo search
kratkie_otvety_krome_25_voprosov

57. Народные знания

Система мер и весов

Основной мерой длины был "локоть". В древности в Киевской Руси "локоть" был равен 46 см и состоял из двух "пядей". На территории Великого княжества Литовского пользовались литовским локтем, равным 61,6 см. В 1766 году такая мера была узаконена сеймом Польши как основная единица длины. Это было расстояние от грудной клетки до конца сжатого кулака вытянутой руки.

Для измерения предметов меньших размеров употреблялась "пядь". "Малая пядь" - расстояние от конца большого пальца до конца указательного, она равнялась 19 см, "пядь великая" - расстояние от конца большого пальца до конца мизинца, равное 22-23 см. (официально в Российской империи законодательно в 1835 году была установлена пядь длиной 17,78 см).

В употреблении были и другие линейные меры: например, "маховая сажень" - расстояние от конца пальцев двух вытянутых в стороны рук, которое составляло примерно 177 см. Этой мерой измеряли веревки, цепи, рыбацкие сети.

Землю, сенокосные угодья нередко измеряли "шагом". "Шаг" - длина среднего шага человека от пятки одной ноги до пятки другой, в среднем 75 см.

Кроме маховой сажени, со времен Киевской Руси использовалась "косая сажень", равная 2 м 48 см - самое большое расстояние от подошвы левой ноги до кончика среднего пальца вытянутой вверх правой руки.

Еще одна мера длины, аршин, проникла из Турции, она составляла длину вытянутой руки от плеча до конца среднего пальца и равнялась примерно 70-72 см.

Основной единицей земельной площади на этой территории со времен реформ короля Сигизмунда в шестнадцатом веке является "волока". Одна волока - примерно 21,4 га. Волока делилась на 30 "моргов".

Земельную площадь измеряли также количеством зерна, нужного для высева. Площадь сенокосов определяли количеством собранного сена, которое измеряли стогами, возами, копами.

Для взвешивания продуктов заводскими весами почти не пользовались даже в городах (тем более в деревнях). Весы применяли только купцы в оптовой торговле, в помещичьих хозяйствах, при расчетах с государством. Официальной мерой веса в основном был "пуд" (примерно 16,4 кг). В повседневной жизни крестьяне измеряли сыпучие продукты - муку, крупу, а также картофель - через объем ("мерками", "мешками").

Основной единицицей для измерения сыпучих тел был "гарнец" (примерно 3,76 л). Его делили на 4 "кварты". Величина "гарнца" также не была постоянной, а размер "кварты" колебался от 0,3 до 0,9 л.

Для взвешивания товаров и продуктов употребляли самодельные весы - безмены. Из изготовляли местные кузнецы, и они были почти у всех зажиточных крестьян.

Безмен имел деления на фунты. 40 фунтов составляли 1 пуд, 1 фунт - примерно 400 г.

Жидкости измеряли бочками, ведрами, квартами. Яйца, снопы, сушеную рыбу считали копами. 1 копа - 60 штук.

Для измерения площадей земли пользовались веревкой, палкой определенной длины, а чаще "саженем" - несложным приспособлением из двух длинных тонких палок, скрепленных поперечной - в виде заглавной буквы "А". Длина саженя - 2 м. С его помощью не только измеряли длину, но и вычисляли площадь участка земли, для чего длину умножали на ширину (площадь прямоугольника). Сложнее было определить размер площади неправильного четырехугольника. Площадь неправильной формы, подобную эллипсу или кругу, подсчитывали, разбивая его на несколько прямоугольников, а то, что оставалось, не брали во внимание или вычисляли приблизительно.

Крестьяне знали, как измерить высоту растущего дерева. Брали палку размером в рост человека, который производил измерение, ставили ее в ногах на таком расстоянии от дерева, чтобы человек лежа мог видеть на одной линии верхушку измеряемого дерева и конец палки. Расстояние от головы лежащего человека до ствола дерева и являлось его высотой.

Бондари для вычисления диаметра бочки, кадушки, толщины дерева измеряли их окружность с помощью веревки, которую складывали затем втрое. Это и был диаметр или толщина измеряемого предмета.

Время на протяжении года определялось в зависимости от дат земледельческого или церковного календаря ("На Коляды", "За неделю до или после Коляд", "за неделю до Великдня или Семухи" и др.) Определялось время в зависимости от прилета или отлета птиц, цветения тех или иных растений, деревьев ("когда черемуха расцвела"), созревания зерновых культур, плодов и др.

Также время исчислялось и от событий общественной или семейной жизни - "за неделю до свадьбы" и др.

Сутки делились на четыре части (поры): утро (ранiца), полдень (поудзень), вечер (вечар) и ночь (ноч). Время на протяжении светового дня обычно определялось по солнцу. Чаще всего ориентировались по длине тени человека, но брали во внимание и тень какого-либо предмета, например, дерева.

В ненастье, дни облачные, пасмурные определяли время по количеству проделанной работы. Утреннее время определяли по пению петуха (больше зимой), весной же и летом - по началу пения птиц, каждая из которых поет в точное для нее время. Пастухи определяли время по степени "полноты" коров, по началу их жвачки. Наблюдательный крестьянин мог определить утреннее и вечернее время по раскрытию или закрытию лепестков у цветов полевых и лесных растений.

Долгие осенние и зимние ночи делились на "вечар" (от захода солнца до примерно полуночи) и "поунач" (полночь, время от 12 часов до примерно 4 часов утра). Время пения первых петухов - около 4 часов утра. Второе и третье пение было позже; нарушения времени пения петухов предсказывали перемену погоды: летом - на дождь, зимой - на оттепель.

Народная медицина

Народные методы профилактики и лечения сочетали рациональные действия с иррациональными. Из рациональных средств наиболее были распространены растительные. Традиции, легенды и поверья, связанные со сбором лекарственных растений, сходы с верованиями других славянских народов. Самым удобным временем для сбора лекарственных растений считались Купальские дни. Это было время наибольшего цветения растений, а следовательно и накопления целебных веществ в них. Место сбора и время дня играли в народном представлении также немаловажную роль. Из растений готовили настои и отвары из расчета: одна столовая ложка на стакан кипятка, горсть на 1 л воды и др. Делали водочные настойки (из свежих растений и корней), порошки (из высушенного растения или корня), мази, пережаривали измельческоой корень или траву растения с растительным или животным жиром. Часто использовали сок свежего растения, свежия листья в виде компрессов. Среди растений немало было таких, лечебные свойства которых издавна известны всем славянским народам. Некоторые сохранили общие всем славянам названия ("полынь", "мята", лопух", "подбел"). В белорусской народной медицине использовались разного вида грибы, в частности - мухоморы, в первую очередь - красные. Настойка мухомора на спирту считалась очень целебной (как растирание) при радикулитах и острых ревматических болях.

Мука, хлеб, мед, водка, горчица входили в состав различных лекарственных смесей или же употреблялись отдельно как внутрь, так и наружно. Например, гречневую кашу употребляли при малокровии, а гречневую муку повсеместно употребляли в качестве присыпки новорожденным, хлебным мякишем залепляли свежие раны.

Угли из жареного хлеба с водкой принимали внутрь при кишечно-желудочных заболеваниях. Использовали водку с целью лечения желудочных заболеваний, даже как средство профилактики и лечения холеры.

Мед употребляли при малокровии, поносах, легочных и желудочно-кишечных заболеваниях внутрь, а при "чирьях", гнойных ранах, укусах змей - наружно. Медом лечили прежде всего болезни простудного характера - кашель, бронхит, ангину. Замешанное на меду тестов прикладывалось в виде пластыря к гнойным ранам, фурункулам и карбункулам.

Использовалсь также продукты животного происхождения - молоко и молочные продукты, рекоторые животные жиры - свиной, собачий, барсучий, ежовый, медвежий, гусиный. Жиры считались прекрасными ранозаживляющими средствами, применялись в качестве растираний при простуде и ревматизме, употреблялись внутрь при воспалении легких, астме, чахотке. Горячее кипяченое молоко в смеси с маслом, свиным жиром, водкой употреблялось также при простудных заболеваниях, кислое молоко или сыворотку использовали для промывания ран при укусах змей. Женское грудное молоко закапывали детям в глаза при глазных болезнях. Кобылье молоко употребляли при чахотке.

При болях ревматического характера использовали муравьев и муравейники. Способы их применения отличались разнообразием вариантов. Например, использовали спиртовой настой муравьев для растираний, или собирали только коконы (яйца) муравьев и настаивали на спирту.

Народная астрономия и космология

Небосвод крестьяне считали куполом или чашей, которую мы видим изнутри. Считалось, что небесный свод опирается на столбы. Таким столком, вернее вершиной столба, является Полярная (Северная) звезда или "стожар", а вокруг нее кружатся все другие звезды. Неподвижность Полярной звезды объявняли тем, что она якобы укреплена специальным креплением к столбу. Вокруг этого столба ходит "Вялiкая Мядзведзiца" (Большая Медведица) из семи звезд, которую называли еще "Воз", "вазок", "Карэц". Звезда служила своеобразным ориентиром в определении ночного времени. С этой же целью наблюдали за созвездием Орион (оно называлось также "Три Короля", "Косар", "Косы", "Мотовило" и др.), за движением созвездия Плеяд ("Волосажар", "Решето", "Ситко").

Знали вечернюю "зорку Венеру". Все планеты: Венера, Марс, Меркурий, Сатурн, Юпитер, - считались звездами. Из других звезд было известно созвездие Малой Медведицы ("Молочная" или "Гусиная" дорога) и др.

Крестьяне довольно точно определяли время по положению Большой Медведицы, по созвездиям Орион и Плеяды - по отношению их к данному дому или хозяйственной постройке ("Лег спать, когда еще Косар не всходил, а встал, когда Косар был напротив Федорового гумна"). Наблюдениями за созвездиями пользовались в летнее время рыбаки, ловившие рыбу ночью, косцы, находящиеся на сенокосах вдали от села, а также люди "подарожные" - находившиеся в пути в ночное время.

По созвездиям иногда устанавливали начало тех или иных сельскохозяйственных работ. Так, когда созвездие Плеяд перед рассветом находилось это на юге (в середине сентябре), это означало, что подошла пора осеннего сева.

Среди небесных тел наибольшим уважением пользовалось Солнце, которое обожествляли, ибо оно давало людям жизнь и тепло. Пережитки языческого солярного культа нашли отражение во всех жанрах народного фольклора.

Большое значение крестьяне придавали Луне. Новоявленная Луна называлась "маладзiк". Первая фаза - "паупоуня", за ней вторая фаза - "поуня", или полнолуние. Убывающая луна называется "гнiлуха", "гнiлец". Короткое безлуние - "на меже", "перемена". Фазы Луны якобы оказывали большое влияние на изменение погоды. Считали, что во время новолуния обязательно должны быть дожди. В это время не рекомендовалось корчевать заросли, полоть гряды, посевы, ибо вырастут новые корни. В эти дни запрещалось сеять лен - ибо все поле зарастет травою-витухою, вывозить на поле навоз - поле зарастет хвощом, а также покупать животных - не привыкнут к дому.

Все важнейшие работы старались проводить в полнолуние: посев озимых и яровых, посадку картофеля, покупку домашних животных и др., "чтобы везде было много добра".

В последнюю фазу (на убывании месяца) рекомендовалось корчевать пни, высекать заросли, полоть гряды, посевы, собирать с поля камни, лечить домашних животных, делать различные ветеринарные операции: вскрывать нарывы, очищать раны и др. Считали, что со спадом ("сходом") месяца все должно пойти на убывание, то есть исчезнуть навсегда. На "сход" месяца не сажали квочку на яйца, не давали в долг семена, не покупали скот, не начинали посев зерновых.

Из других небесных тел крестьяне знали кометы и метеориты. Затмение солнца нередко связывали с движением "доброй" кометы. Однако были еще кометы в виде метлы, помела, они всегда несли с собой страшные беды, несчастье, болезни, войны.

Метеориты нередко считались крестьянами "огненными змеями".