Тема 2.1. Феномен российского постмодернизма
История понятия «постмодернизм». Постмодернизм как характеристика культурного периода. Постмодернизм как художественный код. Постмодернизм «западный» и «российский». Теоретические «версии» российского постмодернизма. Концепции М. Липовецкого, В. Курицина, М. Эпштейна, В. Линецкого, Б. Гройса, М. Берга, И. Яркевича. Русский постмодернизм как деконструкция соцреализма. Постмодернизм как завершение проекта модернизма. Постмодернизм и авангард. Вопрос о границах русского постмодернизма. Художественные течения русского постмодернизма. «Образцовые» тексты «героического периода» (В. Курицын) «российского постмодернизма. Поэма Вен. Ерофеева «Москва- Петушки». Жанровое своеобразие. Композиция. Образ Венички. Символика пьянства. Трагикомическое изображение советского семиотического пространства. Проблема карнавальности поэмы. Мотивы «двойничества». Христианская символика. А. Битов «Пушкинский дом». История создания. Жанровая природа. Интертекстуальность. Образ «романиста». Многовариантность сюжета. Образ Левы Одоевцева и система персонажей романа. Литературоведение как материал романа. Функции комментария. Литература и жизнь в повести Вяч. Пьецуха «Новая московская философия». «Большая история» и «частная жизнь» в прозе Евг. Попова. Постмодернизм и «метафизика» в прозе Вик. Ерофеева. Роман «Русская красавица». «Поток сознания». Художественная функция эротики. Тело как метафора души. Трилогия И.Яркевича «Как я и как меня». Метафоры письма и метафоры тела. Аллегорическая природа повествования. Концепция «эстетического сопротивления» и полемика с традициями «большой русской прозы». Художник и деспотизм языка. Поэзия «эпохи постмодернизма». «Метаметафористы»: А. Парщиков, И. Жданов. Ироническая поэзия. Куртуазные маньеристы. «Пародическая личность» в поэзии В.Степанцова.
Концептуализм и соцарт. Происхождение понятий. Новая концепция языка. Статус художника в культуре. Творческая рефлексия форм культуры. Акции и перформансы. Группа «Коллективные действия». Течения внутри концептуализма. Художественная практика и эстетические манифесты. Концептуализм и традиции русского авангарда. Влияние концептуализма на другие течения. Поэзия Д.А. Пригова. Образ «поэта-демиурга». Рефлексия концепта «высокая поэзия». Работа с различными художественными языками. Приговская строка. Цикл о Милиционере. Жанры «предисловий» и «предуведомлений». Поэзия Д.А. Пригова и жанр перформанса. Творчество Л. Рубинштейна. Жанр «текстов». Отсутствие «прямого слова» и специфика авторской позиции. Художественная функция паузы. Специфика лиризма. Проза В.Сорокина. В.Сорокин и соцарт. Этапы творчества. Жанровый состав. Работа с властными дискурсами. Концепция сюжета. Художественная функция насилия. Визуализация дискурса. Реализация метафоры. Цикл рассказов «Первый субботник». Деконструкция педагогического сюжета. Гипертекстуальная природа текстов В. Сорокина. Концепт «нормы». «Норма»: композиция, жанровое своеобразие. Критика «постмодернистской утопии» в романе В.Сорокина «Голубое сало». Композиция романа. Хронотоп. Литературные мотивы. Работа с массовым сознанием. «Младоконцептуалисты». Группа «Инспекция «Медицинская герменевтика». Художественное письмо в жанре теории. Работа со «слабыми» дискурсами «коммунальной повседневности». Роман С.Ануфриева и П. Пепперштейна «Мифогенная любовь каст». Интерпретативная стратегия письма. Концепция языкового «галлюциноза».
- Рабочая программа дисциплины Современная русская литература
- 2. Содержание дисциплины
- 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 2.2. Тематический план учебной дисциплины
- 2.3. Содержание учебного курса
- Раздел 1. Литература 1970-1980 гг. Как прообраз современной литературы
- Тема 1.1. Литература 1970-х годов: проблема нового художественного языка
- Тема 1.2. Литературный андеграунд 1970-1980 гг
- Тема 1.3. Литература в эпоху перестройки
- Раздел 2. Литература 1990-2000 гг.
- Тема 2.1. Феномен российского постмодернизма
- Тема 2.2.Женская проза.
- Тема 2.3. Российское литературное пространство 2000-х.
- Тема 2.4. Современная российская массовая литература
- 3.Организация входного, текущего и промежуточного контроля обучения
- 5. Литература
- 5.1. Основная
- 5.2. Дополнительная