logo search
Пословицы, поговорки и сказки Смоленской земли. Смоленская крепостная стена

Вывод по теме

Использованная литература

Приложение к теме № 2

смоленская крепостная стена пословица предание

Введение

Тема « Пословицы, поговорки и сказки Смоленской земли», мне очень интересна и близка. У нас в Починковском районе пока ещё существуют фольклорно-этнографические коллективы, от которых можно перенять различные обряды, обычаи, песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, сказки. Например, в Починковском ГДК есть такой замечательный коллектив «Калинушка». Все его участницы в очень почтенном возрасте, но они до сих пор и с большим удовольствием, передают молодому поколению свои знания от предков. Вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых, как они говорят, не вырастишь ребёнка, не соберёшь хороший урожай, не построишь дом, не вышьешь красивый узор на рушнике, не выйдешь замуж, да и попросту не проживёшь достойную жизнь! Ведь любая поговорка, пословица, сказка - это были, есть и будут своего рода духовные заповеди, заветы, которые ненавязчиво передаются из поколения в поколение, которые народ чтит, и по сей день. Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. Именно народная память сохранила различные сказочные образы, присказки, поговорки, прибаутки, загадки, пословицы и сказки.

К числу энтузиастов-собирателей произведений устного народного творчества, в том числе пословиц и поговорок, относится наш знаменитый земляк - Владимир Николаевич Добровольский. Этнограф, фольклорист, преподаватель литературы и логики. Он объездил всю Смоленскую губернию, беседовал с крестьянами, записывал произведения устного народного творчества, в том числе пословицы и поговорки. Великий краевед, этнограф, лингвист - лучшие годы своей жизни Владимир Николаевич отдал изучению древнейших пластов народной культуры центрального региона

России - Смоленской, Орловской, Тульской, Калужской, Тверской, Витебской и Гомельской губерний. Владимир Николаевич Добровольский - вошёл в историю отечественной и мировой науки, как выдающийся исследователь, собиратель устной народной поэзии.

Мы, его земляки, горды тем, что на нашей земле родился и жил человек исключительного трудолюбия, скромности, доброты, высокой культуры и духовности, не равнодушным к своей земле, к своей Смоленщине!

Наша Смоленская земля, как никакая другая славна своими историческими местами и людьми. И не случайно именно здесь родился В.Н. Добровольский. Он жил по принципу:

«Что твоим остаётся только то, что ты отдал людям!»

Этнографические, лексические и фольклорные материалы Добровольский опубликовал в четырех выпусках «Смоленского этнографического сборника». Пословицы и поговорки вошли в третью часть «Смоленского этнографического сборника», а его исследовательская статья «Пословица и загадка» опубликована в третьем - четвертом выпуске «Живой старины» (1898).

Сборник Добровольского, содержит 3500 пословиц, поговорок, метких прозвищ и слов, примет, заговоров и т. д. Пословицы самые разнообразные - бытовые, общественно - политические, исторические, сельскохозяйственные. Записи даны им в фонетической транскрипции, с сохранением всех особенностей языка, то есть так, как он их слышал от крестьян, ремесленников, мастеровых. Много пословиц традиционных, общих, известных по всей России, но некоторые пословицы местные, понятные только населению данной губернии. Пословицы и поговорки Добровольского ярко отобразили духовную жизнь Смоленской губернии и прилегающих к ней некоторых уездов и других областей. Этнографические и фольклорные материалы, в том числе пословицы и поговорки, он, записывая непосредственно от крестьян, в живой беседе, во время разговора. Ко многим пословицам он дал пояснение, указал, где их записал, что они значат, привел много местных пословиц с объяснением. Все это говорит о важной роли этого сборника.

У нас на Починковской земле, мы каждый год отмечаем день рождение нашего знаменитого земляка Владимира Николаевича Добровольского. Часто проводя различные мероприятия, такие, как ежегодный районный праздник посвящённый дню рождения В.Н. Добровольского, «РОДНИК МОЕЙ ДУШИ», фольклорные фестивали, конкурсы, программы и концерты мне часто приходится обращаться к замечательному изданию - «Смоленскому этнографическому сборнику» В.Н.Добровольского. Часто приходится выбирать из него нужные и подходящие пословицы, поговорки, умные мысли и выражения. В этом поистине титаническом труде выражается всё: и мечта народа о счастье, о будущем, о стремлении к свободе, светлой и счастливой жизни. В нём повествуется о невыносимом горе и человеческом страдании, тяжелой жизни народа, бедности, нужде, лишениях.

Например: «На свет не хочется глядеть», «Ни свету, ни радости», «Живет кошка, живет и собака», «На семь дворов один топор», «Хлеба не стало, колотушки стали», «Ни на душе, ни о душе». Записано также несколько пословиц и поговорок о телесном наказании крестьян: «Насыпали с верхом», «Был на смочковом перевозе».

Третий выпуск «Смоленского этнографического сборника» называется «Пословицы». В нём содержатся пословицы, приметы, загадки, очень много поговорок, имеются присловья, приметы о погоде и т. д. Общим названием «Пословицы» Добровольский объединил не только поговорки и пословицы, но и загадки, приметы, различные местные слова, прозвища и т. д.

1. Пословицы, поговорки и сказки Смоленской земли

1.1 История возникновения жанра

Смоленщина - один из регионов России, в течение многих веков находящийся в центре исторической и культурной жизни страны, край с богатейшей фольклорной традицией. На территории Смоленской области отмечено бытование всех жанров традиционного и современного русского фольклора. Сайт "Фольклор Смоленщины" отражает наиболее существенные стороны местной фольклорной традиции, включает тексты произведений, исследования, информацию о фольклористах. Он призван решать задачи научно-исследовательского, культурно-просветительского и образовательного характера, а также координировать усилия собирателей и исследователей. Наша Смоленская земля богата традициями, среди которых, выделяются несколько жанров Смоленского фольклора - это гадания, заговоры, обрядовые песни, былины, сказки, пословицы, поговорки, загадки, былички, пестушки, заклички. Веками на Смоленщине накапливались мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон колоколов Успенского собора.

Своя жизнь, полная трудов и тревог, протекала в селах и деревнях Смоленщины. Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли пряжу, мужчины ремесленничали. Вспоминали минувшие дни, пели песни, слушали сказителей и сказительниц, а с деревянных полатей за взрослыми с любопытством наблюдали маленькие дети. На берегах Днепра шумел веселый смоленский торг, где продавались разнообразные изделия и продукты. По склонам спускались крепкие деревянные дома и убогие землянки - жилища ремесленников и работных людей.

Познавая природу, смоляне наделяли ее способностью жить, чувствовать, действовать, влиять на его жизнь, судьбу. Так появились пословицы и поговорки. Без изучения традиций своей местности, краеведения, более глубокого обращения к фольклору, невозможно расширить представлений о происхождении стержне фольклора - СЛОВЕ. Устное, народное, яркое, меткое, передаваемое из века в век, из рода в род, из семьи в семью. Оно использовалось народом для передачи традиционных правил, принципов, для воспитания детей. Детская память не хранит долгих нравоучений и проповедей, но в разные моменты неожиданно высвечивает короткие, точные формулы вечных житейских истин. Они поддерживают, подбадривают человека (“Терпи, казак, атаманом будешь!”), наставляют (“Умей вовремя сказать, вовремя смолчать”), предостерегают (“Береженного Бог бережет!”), примиряют (“Стерпится - слюбится!”). И как в тысячи случаев и ситуаций, на разных поворотах судьбы сопровождают нас по жизни.

Пословица представляет собой краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи образное изречение. Пословица составляет достояние целого народа или значительной части его и заключает в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни.

Пословица - самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Все, что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл.

Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.

Менялась жизнь, появлялись новые поговорки, забывались старые, но оседало бесспорно ценное, имеющее значение и для последующих эпох. Широкому распространению и долголетию пословиц способствовало то, что часть их, теряя свой прямой смысл, приобретала смысл переносный. Например, пословица Изломанного лука двое боятся, еще долго жила, поменяв прямой смысл на переносный, хотя народ давно сменил оружие. Но были и такие пословицы, которые изначально появлялись в переносном смысле, например, пословицу В камень стрелять - стрелы терять никогда не понимали в прямом смысле, относили к разным предметам и явлениям. О чем бы ни говорилось в пословицах - это всегда обобщение. Образное отражение действительности в пословице связано и с эстетической оценкой разнообразных явлений жизни. Вот почему пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: пословица - это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый». Своеобразна и форма пословиц. Ей свойственна ритмическая организация, особое звуковое оформление. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно.

Итак, пословица - это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт. Поговорка это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши - все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения. В речи пословица часто становится поговоркой и наоборот. Например, пословица Легко чужими руками жар загребать часто употребляется, как поговорка Чужими руками жар загребать, то есть образное изображение любителя чужого труда.

Поговорки в силу своей особенности образных выражений чаще, чем пословицы, сближаются с языковыми явлениями. В поговорках больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах. Поговоркам часто присущи все свойства языковых явлений. Таково выражение свинью подложить, то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.

Вообще уже в ХIХ веке ученые обратили внимание на то, что пословица указывает на эпоху, в которую она появилась. Так, например, пословица Пусто, словно Мамай прошел, которая явно указывает на время порабощения Руси игом. Хотя пословиц, приуроченных к каким-нибудь историческим событиям гораздо меньше, чем выражений, родившихся в быту человека.

Итак, основным источником народных пословиц и поговорок является именно жизненный социально-исторический опыт народа. Важным элементом Смоленской культуры являются песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, сказки. Подлинную историю простого народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. Это подтверждает тот факт, что уже 1000 лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они передавались от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые народ чтил. Живя в устной передаче, тексты народной поэзии могли значительно измениться. Однако, достигнув полной идейной и художественной завершенности, произведения нередко сохранялись долгое время почти без изменений как поэтическое наследие прошлого, как культурное богатство непреходящей ценности.

Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Русские пословицы охватывают все стороны жизни народа. Они выражают беззаветную любовь к Родине, свободолюбие и трудолюбие русского народа, его храбрость, стойкость в борьбе с врагами, его честность и стремление отстаивать правду до конца. Сам народ прекрасно понимал значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной возникновения пословиц:

Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится

Пословица - всем делам помощница.

Без пословицы не проживешь.

«Русский народ создал огромную изустную литературу - мудрые пословицы и поговорки…Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов. Поговорка сходна с пословицей, но в отличии от пословицы она не имеет законченного смысла.

“Как аукнется, так и откликнется” (послов.).

“После дождичка в четверг” (поговор.).

Народ говорил:

“Поговорка - только цветочек, а пословица - ягодка”.

Пословицы и поговорки любят играть именами. Нередко имена используются для склада, рифмы, но есть ряд имен, за которыми узнается образ, характер. С именем Емеля связано представление о человеке - болтуне. Макар - неудачник, Иван - человек себе на уме (Мели, Емеля - твоя неделя. На бедного

Макарку все шишки валятся. Иванушка - дурачок, с виду - простачок.). Пословицы и поговорки, известны всем народам мира, даже жившим до нашей эры. В произведении “Повесть временных лет”, написанном в 14 веке, есть ряд пословиц;

- Не идет место к голове, а голова идет к месту.

- Мир стоит до рати, а рать до мира.

- Не погнетши пчел - меду не едать.

Это вечный фольклорный жанр, т.к. и в наше время народ создает и пословицы и поговорки.

Сказки, легенды, придания Смоленщины

Устное народное творчество - богатейший материал для ученых-филологов по изучению не только текстов, но и языка людей, живших на территории нашего региона в разное время. В сказаниях и легендах сохраняются представления наших предков об окружающем мире, о непонятных им явлениях. Смоленская земля богата различными преданиями, наши предки передавали из уст в уста самые интересные и значимые из них. Сегодня можно познакомится с уникальными фольклорными материалами, хранящимися в архиве Литературного музея при филологическом факультете СГУ. Благодаря этому, мы имеем возможность окунуться в мир неведомых тайн нашей древней Смоленской земли. Вот некоторые сказки, легенды придания.

1.2 Пословицы, поговорки, сказки, придания Смоленщины

О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕРТЕЙ.

Однажды пошли два вора «на дело», один за быком, а другой за ребёнком. Идут и говорят между собой. Который за быком говорит: «Как же мне его взять, чтобы не попасться?». А другой в ответ: «Как ребёнок чихнёт - так значит, он мой... Подошли к избе. Стоят. Смотрят в окошко - кому добыча быстрей достанется... И тут вдруг ребёнок в люльке чихнул. Тот, который за быком пришёл, обиделся и дал другому оплеуху. Задрались, сцепились, который за ребёнком шёл, кричит: «Да ты - бычатник! Бычатник!», а тот ему в ответ: «А ты-ЧЁРТ!»

КАК БЕС НАД МУЖИКОМ ПОШУТИЛ.

Шёл мужик из Лучинки в Вадово. Зима. Метель. Чудится ему, что домой пришёл. Вот жена в сени выходит, радостно встречает. Проходит мужик в дом. Жена с него сапоги снимает, помогает раздеться. Мужик не сопротивляется - женой доволен. «Хочу на печку», - мужик жене говорит. «Ну, полезай», - отвечает та и подсаживает его наверх. Проходит несколько часов. Мужику холодно. «Жена!», - кричит. - «Ты штоль двери растворила?». В ответ - никого. Жутко мужику. Огляделся -сидит он голый на раките посреди поля, ни деревни, ни дома, ни жены... Возвращались домой из Каркодинова моя мачеха со своей свекровью. Ехали на коню через лог. Ехали-ехали и вдруг видят, выбегает откуда-то баранчик, маленький, беленький. Мачеха говорит: «Пойду заберу». Свекровь в ответ: «Сиди». Баранчик бежит за ними, блеет всё жалобней и жалобней. Мачеха опять: «Пойду заберу». В ответ: «Сиди». Да всё равно мачеха с телеги спрыгнула и побежала за баранчиком. А баранчик в руки не даётся - в чащу убегает всё дальше и дальше, и мачеха за ним. Подбежал баранчик к сажалке лесной, захохотал, перевернулся через себя и нырнул в воду. Мачеха перепугалась, догнала свекровь, а та ей говорит: «Это чёрт был, закляли их - так они теперь не боятся ничего...»

Записано со слов Лисуновой Александры Семёновны, жительницы г. Смоленска, уроженки д. Покровки Починковского района.

Во время войны немецкой очень много баб получили похоронки про мужиков. Повыли, погоревали. Вот и кончилась война. Начали мужики в войны возвращаться. Проходит ещё какое-то время, и стали в деревню приходить мужики, на которых были получены похоронки. Бабы рады, да и мужики тоже. Вот говорят мужики: «Истопите-ка нам баню, отмыться от пыли военной надо». Ну, что ж? - истопили баню. Пошли мужики в баню. Только разделись, глядят - у тех, что после похоронок пришли, сзади хвосты. Перепугались мужики, из бани бечь. Потом зашли, - а там никого.

Записано со слов Цветковой Л. П., жительницы пос. Вадино Сафоновского района.

ПРО ИКОНУ.

Когда я была пацанкой, то мать мне рассказывала о том, что ей тоже старухи рассказывали. Была у нас церковь святого Николая. Тут Наполеон попёр на Россию. Много мужиков пошло на войну. Перед Москвой Наполеон шёл через наш большак. Увидав церкву нашу, сказал, что надо туда завести коней, чтобы надругаться, значит. Французы коней завели, серебро-золото всё содрали, и с колокольни колокол срубили. А церковь на горочке стояла, колокол как упал на землю, так с горки и покатился, да в воду, в Вопец. А крестьяне икону Николая спрятали, чтоб не надругались. А как французов прогнали, где церковь была, повесили икону на дерево. Молиться стали ходить. А однажды пришли - икона не весит на дереве. Стали искать, а она на другом. Опять её перевесили на место. Наутро - икона снова на другом дереве, на том с какого её вчера сняли. Перевесили. Перевешивали-перевешивали, надоело с Николой спорить, и решили, надо церковь на этом месте построить. И построили церковь возле Дроздова, село стало Николо-Кремяное, потому что на речке Кремянке и икона святого Николая. Наверно, не хотел святой в обруганном месте жить и выбрал «чистое» место.

Записано со слов Егоровой Марии Ивановны, жительницы д. Пирогово Сафоновского района.

ПРО КЛАД

Тёща мне рассказала. Сказали, что где-то недалеко от Петраковки зарыли клад. Стали туда все ходить, никак не могут найти. Бабка какая-то сказала, что надо в ночь на Ивана Купалу там ждать и клад сам найдёт кого ему надо. Пошёл один только мужик, - всем, наверно, страшно было. Пришёл на место. Обложил круг вокруг себя из какой-то травы, сидит ждёт. Тут слышит топот конский. Мужик думает: «Откуда сюда конь забег?...» Выбегает из леса конь. Мужик окаменел. Конь весь огненный, из ноздрей дым и на него несётся. Перепугался мужик, сидит трясётся, а конь вокруг него бегает, ржёт. Бегал конь до самого утра, утром исчез. Мужик вернулся домой, всё рассказал. А бабка ему говорит: «Надо было коня того ветками стегать, начал бы стегать, золото бы стало сыпаться...»

Записано со слов Енко Виктора Ивановича, жителя совхоза «Лесное» Сафоновского района.

КАК СТАТЬ КОЛДУНОМ.

На святках надо найти самую старую в деревне баню. Зайти туда и глядеть в трубу. Там будет много-много чертей. Когда первый чёрт полезет из неё за тобой, надо выйти из бани и до первых петухов ходить по улице не оборачиваясь, потому что сзади чёрт ходит. Если обернёшься, то чёрт задавит, а если проходишь, то станешь колдуном.

Записано со слов Ульянова Юрия Михайловича, жителя пос. Вадино Сафоновского района

О ГАДАНИЯХ.

В сочельник девушка решила погадать на суженого. Села перед зеркалом и говорит: «Суженый-ряженый, приди-появись». А в зеркале отражается, что пришёл статный парень, вот достаёт он из кармана золотые бусы, одевает девушке их на шею. Тут подружка девушки быстро включила свет, а у девицы вместо бус на шее - петля. Девушка, решив узнать своё будущее, перед сном положила под свою подушку зеркало. Утром её нашли с расколотой надвое головой. Записано со слов Ульяновой Татьяны Ивановны, жительницы пос. Вадино Сафоновского района.