1.1 История возникновения жанра
Смоленщина - один из регионов России, в течение многих веков находящийся в центре исторической и культурной жизни страны, край с богатейшей фольклорной традицией. На территории Смоленской области отмечено бытование всех жанров традиционного и современного русского фольклора. Сайт "Фольклор Смоленщины" отражает наиболее существенные стороны местной фольклорной традиции, включает тексты произведений, исследования, информацию о фольклористах. Он призван решать задачи научно-исследовательского, культурно-просветительского и образовательного характера, а также координировать усилия собирателей и исследователей. Наша Смоленская земля богата традициями, среди которых, выделяются несколько жанров Смоленского фольклора - это гадания, заговоры, обрядовые песни, былины, сказки, пословицы, поговорки, загадки, былички, пестушки, заклички. Веками на Смоленщине накапливались мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон колоколов Успенского собора.
Своя жизнь, полная трудов и тревог, протекала в селах и деревнях Смоленщины. Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли пряжу, мужчины ремесленничали. Вспоминали минувшие дни, пели песни, слушали сказителей и сказительниц, а с деревянных полатей за взрослыми с любопытством наблюдали маленькие дети. На берегах Днепра шумел веселый смоленский торг, где продавались разнообразные изделия и продукты. По склонам спускались крепкие деревянные дома и убогие землянки - жилища ремесленников и работных людей.
Познавая природу, смоляне наделяли ее способностью жить, чувствовать, действовать, влиять на его жизнь, судьбу. Так появились пословицы и поговорки. Без изучения традиций своей местности, краеведения, более глубокого обращения к фольклору, невозможно расширить представлений о происхождении стержне фольклора - СЛОВЕ. Устное, народное, яркое, меткое, передаваемое из века в век, из рода в род, из семьи в семью. Оно использовалось народом для передачи традиционных правил, принципов, для воспитания детей. Детская память не хранит долгих нравоучений и проповедей, но в разные моменты неожиданно высвечивает короткие, точные формулы вечных житейских истин. Они поддерживают, подбадривают человека (“Терпи, казак, атаманом будешь!”), наставляют (“Умей вовремя сказать, вовремя смолчать”), предостерегают (“Береженного Бог бережет!”), примиряют (“Стерпится - слюбится!”). И как в тысячи случаев и ситуаций, на разных поворотах судьбы сопровождают нас по жизни.
Пословица представляет собой краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи образное изречение. Пословица составляет достояние целого народа или значительной части его и заключает в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни.
Пословица - самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Все, что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл.
Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.
Менялась жизнь, появлялись новые поговорки, забывались старые, но оседало бесспорно ценное, имеющее значение и для последующих эпох. Широкому распространению и долголетию пословиц способствовало то, что часть их, теряя свой прямой смысл, приобретала смысл переносный. Например, пословица Изломанного лука двое боятся, еще долго жила, поменяв прямой смысл на переносный, хотя народ давно сменил оружие. Но были и такие пословицы, которые изначально появлялись в переносном смысле, например, пословицу В камень стрелять - стрелы терять никогда не понимали в прямом смысле, относили к разным предметам и явлениям. О чем бы ни говорилось в пословицах - это всегда обобщение. Образное отражение действительности в пословице связано и с эстетической оценкой разнообразных явлений жизни. Вот почему пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: пословица - это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый». Своеобразна и форма пословиц. Ей свойственна ритмическая организация, особое звуковое оформление. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно.
Итак, пословица - это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт. Поговорка это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши - все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения. В речи пословица часто становится поговоркой и наоборот. Например, пословица Легко чужими руками жар загребать часто употребляется, как поговорка Чужими руками жар загребать, то есть образное изображение любителя чужого труда.
Поговорки в силу своей особенности образных выражений чаще, чем пословицы, сближаются с языковыми явлениями. В поговорках больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах. Поговоркам часто присущи все свойства языковых явлений. Таково выражение свинью подложить, то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.
Вообще уже в ХIХ веке ученые обратили внимание на то, что пословица указывает на эпоху, в которую она появилась. Так, например, пословица Пусто, словно Мамай прошел, которая явно указывает на время порабощения Руси игом. Хотя пословиц, приуроченных к каким-нибудь историческим событиям гораздо меньше, чем выражений, родившихся в быту человека.
Итак, основным источником народных пословиц и поговорок является именно жизненный социально-исторический опыт народа. Важным элементом Смоленской культуры являются песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, сказки. Подлинную историю простого народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. Это подтверждает тот факт, что уже 1000 лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они передавались от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые народ чтил. Живя в устной передаче, тексты народной поэзии могли значительно измениться. Однако, достигнув полной идейной и художественной завершенности, произведения нередко сохранялись долгое время почти без изменений как поэтическое наследие прошлого, как культурное богатство непреходящей ценности.
Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Русские пословицы охватывают все стороны жизни народа. Они выражают беззаветную любовь к Родине, свободолюбие и трудолюбие русского народа, его храбрость, стойкость в борьбе с врагами, его честность и стремление отстаивать правду до конца. Сам народ прекрасно понимал значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной возникновения пословиц:
Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится
Пословица - всем делам помощница.
Без пословицы не проживешь.
«Русский народ создал огромную изустную литературу - мудрые пословицы и поговорки…Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов. Поговорка сходна с пословицей, но в отличии от пословицы она не имеет законченного смысла.
“Как аукнется, так и откликнется” (послов.).
“После дождичка в четверг” (поговор.).
Народ говорил:
“Поговорка - только цветочек, а пословица - ягодка”.
Пословицы и поговорки любят играть именами. Нередко имена используются для склада, рифмы, но есть ряд имен, за которыми узнается образ, характер. С именем Емеля связано представление о человеке - болтуне. Макар - неудачник, Иван - человек себе на уме (Мели, Емеля - твоя неделя. На бедного
Макарку все шишки валятся. Иванушка - дурачок, с виду - простачок.). Пословицы и поговорки, известны всем народам мира, даже жившим до нашей эры. В произведении “Повесть временных лет”, написанном в 14 веке, есть ряд пословиц;
- Не идет место к голове, а голова идет к месту.
- Мир стоит до рати, а рать до мира.
- Не погнетши пчел - меду не едать.
Это вечный фольклорный жанр, т.к. и в наше время народ создает и пословицы и поговорки.
Сказки, легенды, придания Смоленщины
Устное народное творчество - богатейший материал для ученых-филологов по изучению не только текстов, но и языка людей, живших на территории нашего региона в разное время. В сказаниях и легендах сохраняются представления наших предков об окружающем мире, о непонятных им явлениях. Смоленская земля богата различными преданиями, наши предки передавали из уст в уста самые интересные и значимые из них. Сегодня можно познакомится с уникальными фольклорными материалами, хранящимися в архиве Литературного музея при филологическом факультете СГУ. Благодаря этому, мы имеем возможность окунуться в мир неведомых тайн нашей древней Смоленской земли. Вот некоторые сказки, легенды придания.
1.2 Пословицы, поговорки, сказки, придания Смоленщины
О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕРТЕЙ.
Однажды пошли два вора «на дело», один за быком, а другой за ребёнком. Идут и говорят между собой. Который за быком говорит: «Как же мне его взять, чтобы не попасться?». А другой в ответ: «Как ребёнок чихнёт - так значит, он мой... Подошли к избе. Стоят. Смотрят в окошко - кому добыча быстрей достанется... И тут вдруг ребёнок в люльке чихнул. Тот, который за быком пришёл, обиделся и дал другому оплеуху. Задрались, сцепились, который за ребёнком шёл, кричит: «Да ты - бычатник! Бычатник!», а тот ему в ответ: «А ты-ЧЁРТ!»
КАК БЕС НАД МУЖИКОМ ПОШУТИЛ.
Шёл мужик из Лучинки в Вадово. Зима. Метель. Чудится ему, что домой пришёл. Вот жена в сени выходит, радостно встречает. Проходит мужик в дом. Жена с него сапоги снимает, помогает раздеться. Мужик не сопротивляется - женой доволен. «Хочу на печку», - мужик жене говорит. «Ну, полезай», - отвечает та и подсаживает его наверх. Проходит несколько часов. Мужику холодно. «Жена!», - кричит. - «Ты штоль двери растворила?». В ответ - никого. Жутко мужику. Огляделся -сидит он голый на раките посреди поля, ни деревни, ни дома, ни жены... Возвращались домой из Каркодинова моя мачеха со своей свекровью. Ехали на коню через лог. Ехали-ехали и вдруг видят, выбегает откуда-то баранчик, маленький, беленький. Мачеха говорит: «Пойду заберу». Свекровь в ответ: «Сиди». Баранчик бежит за ними, блеет всё жалобней и жалобней. Мачеха опять: «Пойду заберу». В ответ: «Сиди». Да всё равно мачеха с телеги спрыгнула и побежала за баранчиком. А баранчик в руки не даётся - в чащу убегает всё дальше и дальше, и мачеха за ним. Подбежал баранчик к сажалке лесной, захохотал, перевернулся через себя и нырнул в воду. Мачеха перепугалась, догнала свекровь, а та ей говорит: «Это чёрт был, закляли их - так они теперь не боятся ничего...»
Записано со слов Лисуновой Александры Семёновны, жительницы г. Смоленска, уроженки д. Покровки Починковского района.
Во время войны немецкой очень много баб получили похоронки про мужиков. Повыли, погоревали. Вот и кончилась война. Начали мужики в войны возвращаться. Проходит ещё какое-то время, и стали в деревню приходить мужики, на которых были получены похоронки. Бабы рады, да и мужики тоже. Вот говорят мужики: «Истопите-ка нам баню, отмыться от пыли военной надо». Ну, что ж? - истопили баню. Пошли мужики в баню. Только разделись, глядят - у тех, что после похоронок пришли, сзади хвосты. Перепугались мужики, из бани бечь. Потом зашли, - а там никого.
Записано со слов Цветковой Л. П., жительницы пос. Вадино Сафоновского района.
ПРО ИКОНУ.
Когда я была пацанкой, то мать мне рассказывала о том, что ей тоже старухи рассказывали. Была у нас церковь святого Николая. Тут Наполеон попёр на Россию. Много мужиков пошло на войну. Перед Москвой Наполеон шёл через наш большак. Увидав церкву нашу, сказал, что надо туда завести коней, чтобы надругаться, значит. Французы коней завели, серебро-золото всё содрали, и с колокольни колокол срубили. А церковь на горочке стояла, колокол как упал на землю, так с горки и покатился, да в воду, в Вопец. А крестьяне икону Николая спрятали, чтоб не надругались. А как французов прогнали, где церковь была, повесили икону на дерево. Молиться стали ходить. А однажды пришли - икона не весит на дереве. Стали искать, а она на другом. Опять её перевесили на место. Наутро - икона снова на другом дереве, на том с какого её вчера сняли. Перевесили. Перевешивали-перевешивали, надоело с Николой спорить, и решили, надо церковь на этом месте построить. И построили церковь возле Дроздова, село стало Николо-Кремяное, потому что на речке Кремянке и икона святого Николая. Наверно, не хотел святой в обруганном месте жить и выбрал «чистое» место.
Записано со слов Егоровой Марии Ивановны, жительницы д. Пирогово Сафоновского района.
ПРО КЛАД
Тёща мне рассказала. Сказали, что где-то недалеко от Петраковки зарыли клад. Стали туда все ходить, никак не могут найти. Бабка какая-то сказала, что надо в ночь на Ивана Купалу там ждать и клад сам найдёт кого ему надо. Пошёл один только мужик, - всем, наверно, страшно было. Пришёл на место. Обложил круг вокруг себя из какой-то травы, сидит ждёт. Тут слышит топот конский. Мужик думает: «Откуда сюда конь забег?...» Выбегает из леса конь. Мужик окаменел. Конь весь огненный, из ноздрей дым и на него несётся. Перепугался мужик, сидит трясётся, а конь вокруг него бегает, ржёт. Бегал конь до самого утра, утром исчез. Мужик вернулся домой, всё рассказал. А бабка ему говорит: «Надо было коня того ветками стегать, начал бы стегать, золото бы стало сыпаться...»
Записано со слов Енко Виктора Ивановича, жителя совхоза «Лесное» Сафоновского района.
КАК СТАТЬ КОЛДУНОМ.
На святках надо найти самую старую в деревне баню. Зайти туда и глядеть в трубу. Там будет много-много чертей. Когда первый чёрт полезет из неё за тобой, надо выйти из бани и до первых петухов ходить по улице не оборачиваясь, потому что сзади чёрт ходит. Если обернёшься, то чёрт задавит, а если проходишь, то станешь колдуном.
Записано со слов Ульянова Юрия Михайловича, жителя пос. Вадино Сафоновского района
О ГАДАНИЯХ.
В сочельник девушка решила погадать на суженого. Села перед зеркалом и говорит: «Суженый-ряженый, приди-появись». А в зеркале отражается, что пришёл статный парень, вот достаёт он из кармана золотые бусы, одевает девушке их на шею. Тут подружка девушки быстро включила свет, а у девицы вместо бус на шее - петля. Девушка, решив узнать своё будущее, перед сном положила под свою подушку зеркало. Утром её нашли с расколотой надвое головой. Записано со слов Ульяновой Татьяны Ивановны, жительницы пос. Вадино Сафоновского района.
Вывод по теме
Для каждого человека ценностью является всё, что имеет для него определённую значимость, личностный или общественный смысл, глубокие исторические корни. Сказки, пословицы и поговорки впитали в себя многовековой нравственный опыт народа, и сегодня их использование является актуальным, поскольку ведущим направлением многих учреждений культуры, несомненно, должно быть, приобщение нашего подрастающего поколения к миру общечеловеческих ценностей, приобщение его к истокам родной культуры. При использовании пословиц и поговорок в различных КД мероприятиях, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, нравственности, патриотизма, взаимопонимания, добросовестности и трудолюбия.
Нам, работникам культуры необходимо ещё в больше степени использовать в своей работе, этот неиссякаемый кладись народной мудрости, организовать работу так, чтобы в наибольшей степени повысить воспитательные возможности сказок, пословиц и поговорок. Ведь возможности этого материала ещё не исчерпаны, так как воспитательное воздействие пословиц и поговорок на людей очень велико, ведь пословица «вездесуща, всё знает и обо всём имеет своё собственное народное конечное суждение».
2. Особенности архитектуры Смоленской крепостной стены
2.1 Когда и кем была построена стена
Подготовка к строительству каменной крепости вместо деревянной крепости времен Ивана Грозного началась в 1595 г. В том году князю В.А. Звенигородскому, С.В. Безобразову, дьякам П. Шипилову и Н. Перфирьеву царский указ предписывал спешно выехать в Смоленск, чтобы делать каменный город. Одновременно на это строительство был отправлен крупнейший русский зодчий того времени "городовой мастер" Федор Савельевич Конь, строитель Белого города Москвы, "государев мастер". В их задачу входила заготовка материалов, для чего в казну были отписаны кирпичные сараи и обжигальные печи, где производили кирпич. Сваи для фундаментов крепости делались и доставлялись крестьянами дворцовых сел по повинности, остальные работы производились наемными людьми. Известь жгли в Верховье, белый камень для фундаментов везли из Старицы и Рузы. К весне 1596 года подготовительные работы были закончены, и "ближний великий боярин" Борис Годунов лично приехал в Смоленск и в торжественной обстановке произвел закладку крепости. Вернувшись в Москву, он доложил царю Федору Иоанновичу, что новая крепость будет "ожерельем всей Руси православной".
В январе умер Федор Иоаннович, и взошедший на престол Борис Годунов продолжал внимательно следить за постройкой крепости, требуя производить работы с великим тщанием и поспешностью. Такое внимание объяснялось тем, что в январе 1603 года истекал срок 12-летнего перемирия с Польшей и Россия готовилась к новым столкновениям. Даже заключение в 1601 г. нового 20-летнего перемирия не добавило спокойствия - в 1601 г. ушел за литовский рубеж Гришка Отрепьев и объявил себя спасшимся царевичем Дмитрием. Да и Польша не отказалась от своих притязаний на Смоленское и Северское княжества.
Еще в 1599 году на стройке вспыхнул бунт из-за тяжелых условий труда. Положение дел осложнял начавшийся голод. В начале XVII века Россия испытала последствия общего похолодания и нарушения погодного цикла. Длительные дожди помешали созреванию хлебов холодным летом 1601 г. Крестьяне сажали незрелые семена и в итоге озимые во многих местах вовсе не взошли, а там, где взошли, их побили морозы. В итоге в 1603 году засевать поля было просто нечем. В одной Москве власти погребли в общих могилах "скудельницах" 120 тысяч человек. Правительство как могло, старалось исправить положение. Пыталось сдерживать цены на хлеб на рынках, устраивало раздачи хлеба. В число мер входило и некое подобие "общественных работ" - в их число входила и Смоленская стена. В Смоленск было послано 20000 рублей и было велено предоставить голодающим работу на постройке стены. Для наблюдения за ходом работ был прислан особый смотритель - князь С.И. Долгоруков. Плата работающим была увеличена до 16 копеек в день, но эту прибавку быстро съело подорожание хлеба. Тем не менее работа быстро продвигалась к завершению. На строительстве стены трудилось до 6 тысяч человек, не только смолян, но и жителей других городов.
В 1600 году кладку стен в восточной части вели даже глубокой осенью, чего раньше не делали. Этот участок потом оказался самым слабым, что помогло Сигизмунду III. Именно через этот участок поляки ворвались в город после 20-месячной осады. В основном крепостная стена была закончена в 1600 году, но до 1602 года продолжались мелкие работы. В этом (1602) году стена была освящена. Ко дню освящения Борис Годунов прислал в Смоленск образ Смоленской Богоматери, писанный художником Посником Ростовцем за 2 р. денег и сукно в 2 р. Этот образ был поставлен в нише над Днепровскими воротами и считался чудотворным.
2.2 Особенности архитектуры Смоленской крепостной стены
Протяженность стены составляла в момент ее постройки около 6.4 км. (примерно на 3 км короче стен Белого города в Москве, также построенного Федором Конем). В состав крепости входило 38 башен, расположенных на расстоянии 150-160 м друг от друга.
Основание смоленской стены состоит из дубовых свай, забитых в дно специально вырытого котлована. На берегу Днепра они вбивались рядами, а пространство между ними заполнялось утрамбованной землей. Затем в утрамбованную землю вбивались новые сваи, поверх которых клались толстые продольные и поперечные, врубленные друг в друга бревна. Клетки между продольными и поперечными бревнами заполнялись землей и щебнем. В других местах, например, в южной нагорной части Смоленска или же на холмах восточной части города, стена могла быть поставлена прямо на материк. Фундамент стены довольно широкий, сильно суживающийся кверху, сложен из больших белокаменных блоков. По отношению к стенам блоки верхнего уступа выдвинуты вперед на 7 см, а находящегося под ним - на 13 см. Внизу стена сложена из правильных, хорошо отесанных прямоугольных блоков белого камня длиной от 21 до 92 см и высотой от 20 до 34 см, количество рядов блоков от 3 до 20. Вверху - из хорошо обожженного кирпича, средние размеры которого 31 х 15 х 6 см. Вес кирпича в сухом состоянии 6,5 - 7,5 кг. Техника кладки полубутовая; она состоит как бы из двух вертикальных стенок, пространство между которыми заполнено бутом. Наружные стенки сложены из нескольких рядов кирпича, кладка лицевых рядов крестовая с плотными швами известкового раствора. Ряды кирпича, как правило, горизонтальные, но в северо-восточной части, где стена круто спускается к Днепру, они наклонны и как бы повторяют рельеф местности. Забутовка пространства между стенками состоит из околов белого камня, залитых известковым раствором. Местами в забутовке видны вкрапления из булыжных камней, каменных ядер и кирпичного боя. До верха стены бут не доходит, так как ближе к боевому ходу она сплошь выложена из кирпича. Ширина стены от 5,2 до 6 м, высота 13 - 19 м вместе с зубцами. Различия, по-видимому, зависят от характера мест расположения прясел.
Снаружи плоскость стены совершенно отвесна и только внизу она имеет слегка уширенный цоколь, ограниченный сверху белокаменным, полукруглым в разрезе валиком, который, выступая наружу на 10 см, переходит на башни и охватывает крепость по всему периметру. Цоколь имеет "прокладку" из трех, пяти, а местами и десяти горизонтальных рядов кирпича, расположенных между белокаменной кладкой и валиком. Эта "прокладка" четко выявляет валик, подчеркивая его горизонтальность, огромную протяженность и непрерывность.
Чтобы пропустить воду многочисленных ручьев, сбегавших по балкам и оврагам к Днепру, Федор Конь сделал в северной части стены специальные трубы. Это было важным инженерным решением, освобождавшим город от излишков ключевой воды и предотвращавших тем самым разрушение береговой стены. Трубы закрывались железными решетками, не дававшими возможности проникнуть в город вражеским лазутчикам.
Тыльная сторона стены расчленена арками, которые представляют собой как бы плоские, заглубленные в стену ниши. Одни из арок глухие, другие снабжены боевыми камерами. Как правило, между арками с камерами находятся по две глухие арки. Камеры арок довольно большие, сводчатые и весьма высокие. В плане они имеют квадратную форму (213 х 213 см) и снабжены глубокими (74 см) нишами. В торцовых стенках ниш камер находится подошвенный бой стены. Он состоит из небольших, расширяющихся внутрь печур и довольно узких, суживающихся наружу бойниц. Расстояние между внешними краями щек бойниц не превышает 20 см (городовой наряд подошвенного боя укомплектовывался орудиями мелких калибров). Снаружи арочные отверстия бойниц расположены непосредственно под валиком цоколя и по краям обведены двойными прямоугольными рамками из тесанного кирпича, напоминающими оконные наличники. Некоторые глухие арки снабжены пролазами ("калитками", "форточками"). Они предназначались для удобства сообщения жителей города с окрестностями и в случае необходимости могли быть полностью заложены.
Важной особенностью смоленской стены является второй, средний, ярус боя, расположенный в центре стены между валиком цоколя и зубцами. Как и у подошвы, он размещен в довольно просторных сводчатых камерах, выложенных в толще кладки. В плане эти камеры не только прямоугольные, но и трапециевидные. В сторону пространства крепости они открываются довольно широкими арочными проемами, размещенными в устоях арок. Между устоями с проемами находятся обычно по два сплошных устоя. Отсутствие следов каких-либо дополнительных устройств рядом в стенах позволяет утверждать, что в эти камеры поднимались по приставным деревянным лестницам. Боевые отверстия камер среднего боя, так же как и камер подошвенного боя, состоят из бойниц и расширяющихся внутрь печур и имеют снаружи двойное рамочное обрамление из тесанного кирпича. Однако здесь рамки снабжены треугольными фронтончиками, которых нет у подошвенного боя. Благодаря им оформление бойниц еще больше сближается с наличниками окон гражданских и церковных зданий. В толще стен у воротных башен Федор Конь выложил также узкие сводчатые лестницы.
Ширина боевой площадки смоленской стены 4 - 4,5 м. (По преданию Борис Годунов говорил, что по ней можно проехать на тройке) Поверхность боевой площадки имела кирпичную выстилку, местами сохранившуюся и теперь под слоем дерна. С наружной стороны боевая площадка ограждена зубцами. Как правило, глухие зубцы чередуются с боевыми. Промежутки между зубцами имеют низкое заполнение, прикрывавшее воинов, стрелявших с колена. Бойницы зубцов трапециевидные, суживающиеся наружу. С лицевой стороны их размер около 17 см, изнутри - 34 см. Сверху бойницы зубцов перекрыты напуском кирпичной кладки. Высота зубцов "сажень", а "меж зубцов простого места от зубца до зубца по пол аршина и по десяти вершков". Зубцы в основном оканчиваются "ласточкиным хвостом", но на некоторых пряслах они ровные. На внутренней кромке боевого хода стояли столбы, служившие опорой для прогонов кровли и стояками для деревянных тетив ограждения. Сейчас столбы сохранились только на участке со стороны днепровского берега. В плане они квадратные, сечением 64 на 64 см ( 2 х 2 кирпича). Друг от друга столбы отстоят на 2,8 - 2,9 м. Одни из них опираются на шелыги арок тыльной части стены, а другие - на их пилоны. Стены и башни были покрыты тесом, судя по следам на боковой стене одной из башен, стропила стояли с наклоном примерно в 40 градусов, а кровля была двухскатной.
Смоленская стена, испытавшая три осады (1609-1611, 1632-1634 и 1654 гг.) довольно сильно обветшала и нуждалась в серьезном ремонте. К этому времени она потеряла 4 башни - три во время осады 1609-1611 гг. (так называемый Королевский пролом) и одну в 1634 г. (Шеинов пролом). В 1658 г. смоленский воевода П. Долгорукий сообщает в Москву о плохом состоянии стены и получает распоряжение укрепить ее. У Шеина пролома устраиваются вал и ров, вычиниваются одна башня, восточные и северные участки стен, зубцы. Однако выполненный объем работ, по-видимому, был недостаточен. В 1668 году воевода снова пишет в донесении, что стена во многих местах не покрыта, на башнях и стенах много ветхих мест, рвы осыпались. На починку стены был введен особый налог. На эти деньги было покрыто 357 сажен стены, две башни, починены 32 лестницы, зубцы.
В 1692 г. опять смоленский воевода Иван Головин пишет, что "по его осмотру городовой стены худых и рухомых мест и башен оказалось много" (цитирую по книге И.И. Орловского). В мае того же года упала вся внешняя сторона Воскресенской водяной башни (придавив до смерти стрельца Ивашку Васильева с женой в своей избе). Для осмотра стены и исправления ее указом Приказа Каменных дел в Смоленск был направлен из Москвы "каменных дел подмастерье" Гур Вахрамеев. В начале июня того же года смета им была составлена и в июле послана в Москву. Она пестрит описаниями различных "порух" в башнях, зубцах, лестницах, печурах и водяных трубах. Вахрамеев осмотрел также и места кирпичных заводов, которых было много на посаде за Петропавловскою слободою на другой стороне Днепра.
До 1693 года каменные работы в Смоленске (не только по починке стены, но и по постройке соборов и др.) производились местными каменщиками из стрельцов, только для руководства из Москвы присылали опытных зодчих. В 1693 г. впервые из Москвы вместе с зодчим Осипом Старцевым, которого очень скоро сменил Данила Калинин, послали из приказа каменных дел каменщиков. (Но местные каменщики продолжали работать, так, кладку Вознесенского собора выполнили они) Летом того же года с тульских заводов Л. Нарышкина было приказано послать в Смоленск около 8000 пудов железа. Требовалось заготовить 1 миллион кирпича. Однако работы шли медленно, с проволочками. Несмотря на огромные усилия, оба пролома так и не были заделаны, а многие недостатки, отмеченные Гуром Вахрамеевым, мог наблюдать еще И.И. Орловский в начале XX-го века.
Вывод по теме.
Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи, зодчества. Заложил основы русской цивилизации и духовно-нравственных ценностей. Гуманность, патриотичность, сдержанность, строгость, постоянное осознание общенародных задач - таковы черты русской культуры. В культуре как в зеркале отражаются история и творчество каждого народа. Надо уважать и ценить свою культуру. Люди, жившие и творившие культуру в 11-13вв., заслуживают уважения.
Использованная литература
Используемая литература для 1 темы
Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. - М.: Дет. лит., 1988.
Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1957.
Виноградов Д. С. Русский детский фольклор, кн. 1. - Иркутск, 1930.
Калугин В. И. Очерки о русском фольклоре - М.: Худ. Лит., 1987.
Используемая литература для 2 темы
Архитектурные памятники Смоленской области. Каталог. М., 1987. Стр. 115-121
Будаев Д.И. История Смоленщины XIX-XX веков: Учебное пособие.- Смоленск,2003.
В.В. Косточкин. Государев мастер Федор Конь. М., 1964. Стр. 71 - 119
И.И. Орловский. Смоленская стена 1602-1902 гг. Смоленск, 1902.
Культурное строительство в Смоленской области. В 2-х частях.- М., 1987.
Кузьмичёв А.П., Аверченков И. А. Крепость красна башнями. Историко-документальное описание Смоленской крепости и событий связанных с ней.- Смоленское областное книжное издательство « СМЯДЫНЬ»:- 320 с.
Смоленск ; Краткая инциклопедия.- Смоленск, 1994.
Л.С. Журавлева. Смоленская крепость // Вопросы истории. 1993. №4. Стр.151-154
Приложение к теме № 2
Мнение горожан и гостей города о состоянии Крепостной стены в настоящее время.
( статистический опрос)
Алекс - 39лет - Куски стены то тут, то там. Как - будто гуляешь сред трех сосен, и каждый раз есть ощущение, что здесь уже был
Юрганд- 88 лет - Мне нравится, только вот грязно очень
Ольга - 32 года - Вот не соглашусь с мнением, что грязно в Смоленске. Мы ничего такого не заметили. Чисто, приятно прогуляться. Город очень интересный. Нам понравилось. А стена, конечно, впечатляет.
Елена -16 лет - Долго искали место на улице Тимирязева, где можно подняться на стену, оказалось, что начали не с той ее стороны: вход на стену находится рядом со Спасо -Преображенским собором Авраамиева монастыря.
Татьяна - 52 года - Самое большое впечатление это горы мусора вокруг стены!!
Руслан - 17 лет - Русь начинай мозги включать! Хорош бухать!!!!
Мария - 38 лет - Стена - самое большое впечатление Смоленска!
Наталья- 29 лет - Великое сооружение великого архитектора. Интересен тот факт, что именно при возведении смоленской крепостной стены строительные работы впервые в России проводились осенью. И именно этот участок оказался самым слабым с оборонной точки зрения. Подниматься на стену не рискнула - очень скользко...
Кирил - 21год и Анастасия 20 лет - На стену лучше подниматься утром, когда подростки еще спят, а туристы еще завтракают. Если смотреть на Соборную гору, то солнце будет за спиной и можно будет сделать замечательные снимки. Мы приехали в 10 утра и были на стене абсолютно одни. На закате там наверное тоже здорово, но мы не попали, да и народу очень много.
Группа подростков - Стены великолепны !!! Нашли лестницы наверх, прогулялись вдоль бойниц, заглянули в башни.
Павел -16 лет - По гулял по стене, по её восточной части, это полный пипец. На лицо наша культура и воспитание. И полное безразличие местных властей к памятникам и к жителям Смоленска.
МЕСТНЫЕ - власти берите пример с других городов России или Беларуси, где все приведено в порядок и превращено в места отдыха жителей и гостей города.
Смоленская крепостная стена это позор города!!!!!! Издалека впечатляет. Есть участки стены в центре, которые ухожены. Но поднялись на стену в восточной части города и ужаснулись. Грязь, кучи мусора, везде граффити. Молодежь с пивом. Городским властям - позор!
Петр- 67 лет - Действительно, судя по всему, был, когда тот самый большой Кремль из всех что я видел. Сейчас смотрится не очень, во многих местах к стене вплотную примыкают хрущевки. В части башен увеселительные заведения. В Нижнем Новгороде, например, из такого же состояния Кремль полностью восстановили в 1940х-1950х годах. Смолянам есть чем заняться! А пока оценка не очень!