logo search
Пассионарная теории этногенеза

2. Фазы этногенеза

Каждый этнос проходит в своём развитии ряд фаз: фазу подъёма (примерно первые 300 лет существования этноса от момента пассионарного толчка), акматическую фазу (300-600 лет), фазу надлома (600-800 лет), инерционную фазу (800-1000 лет), фазу обскурации (1000-1200 лет), которая знаменует собой «сумерки этноса», его старение и исчезновение. Весь цикл существования этноса, или цикл этногенеза, составляет, согласно Гумилёву, 1200, иногда до 1500 лет. Но и после окончания цикла этногенеза этнос может не исчезнуть, а продолжить своё существование в фазе гомеостаза (статического состояния, равновесия с окружающей средой), в качестве реликта. «Вся фаза подъема длится примерно 300 лет; процесс роста идёт весьма интенсивно. Примерно такова по длительности и акматическая фаза. Именно в этом периоде складывается комплексное своеобразие этноса, заканчивается его экспансия и создаются условия для формирования суперэтнических культурных образований. Надлом длится меньше и занимает по времени от 150 до 200 лет. Особенно сильно варьируют по своей длительности фазы инерции и обскурации. Это зависит как от интенсивности внутренних процессов разложения этноса, так и от исторической судьбы, определяемой степенью развития материального базиса, накопленного за предшествовавший период, физико-географическими условиями ареала и состоянием смежных этносов. Наконец, продолжительность фазы гомеостаза, в которой существуют исторические реликты, уже целиком зависит от историко-географических особенностей территории, вместившей остаток разбитого этноса. Если эти условия благоприятны, он становится изолятом и существует неопределённо долго, т.е. до тех пор, пока на его землю не позарятся соседи. Таким образом, весь цикл этногенеза занимает от момента оформления этносоциальной системы до превращения этноса в реликт около 1200 лет, конечно, при отсутствии внешнего смещения, которое может нарушить процесс этногенеза в любой фазе». Под внешним смещением понимаются действия этносов- соседей, которые могут уничтожить данный этнос.

Первые две фазы этногенеза характеризуются ростом пассионарного напряжения. «Первой стадией развития является подобная взрыву ломка устоявшихся взаимоотношений. Это всегда происходит так: в одном-двух поколениях появляется некоторое количество персон, не мирящихся с ограничениями, которые охотно сносили их деды. Они требуют себе места в жизни, соответствующего их талантам, энергии, подвигам, удачам, а не заранее предназначенного, определенного только случайностью рождения в той или иной семье. Первые из них гибнут, ибо коллектив оказывает им сопротивление, но если процесс размножения идет с необходимой интенсивностью, этих отчаянных «недовольных» оказывается достаточно для того, чтобы сплотиться и навязать свою волю спокойным людям прежнего склада». «Фаза подъема этногенеза всегда связана с экспансией, подобно тому как расширяется нагретый газ». Этнос постепенно набирает силу. Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы, два подхода к изучению //Социологические исследования. 2002. N 1. С.50-57.

В акматической фазе пассионарное напряжение достигает своего максимума, наступает «пассионарный перегрев», жизнь этноса доходит до точки кипения. Стремление к территориальной экспансии, религиозным, политическим и иным преобразованиям, и просто к самореализации у пассионариев становится столь сильно выраженным, что делается уже опасным для этноса в целом. В итоге в этносе возникает ощущение: «Мы устали от великих!». Фаза надлома, сменяющая акматическую фазу, характеризуется уничтожением или изгнанием «лишних» пассионариев, и далее уровень пассионарного напряжения начинает идти на спад.

Следом наступает инерционная фаза (фаза инерции) -- пора цивилизации, «золотой осени» этноса, период «собирания плодов» предшествующего развития, когда завоевания, потрясения и перевороты сменяются спокойной стабильностью. А стабильность объясняется просто. Пассионарности не слишком много, чтобы вызывать разные бури и катаклизмы, но и не слишком мало, чтобы допустить господство субпассионариев со всеми вытекающими последствиями. Накапливаются материальные богатства, множатся культурные достижения. И кажется, этот период стабильного существования будет длиться вечно ... Но процесс старения этноса уже идёт, и остановить его невозможно. Это проявляется в сокращении числа пассионариев и росте количества субпассионариев.

В следующей фазе, фазе обскурации, правят бал уже именно субпассионарии. «В героические эпохи роста и самопроявлений эти особи имеют мало шансов выжить. Они плохие солдаты, никакие рабочие, а путь преступности в строгие времена быстро приводил на эшафот. Но в мягкое время цивилизации при общем материальном изобилии для всех есть лишний кусок хлеба и женщина. «Жизнелюбы» (да простится автору неологизм) начинают размножаться без ограничений и, поскольку они являются особями нового склада, создают свой императив: «Будь таким, как мы», т.е. не стремись ни к чему такому, чего нельзя было бы съесть или выпить. Всякий рост становится явлением одиозным, трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. В искусстве идёт снижение стиля, в науке оригинальные работы вытесняются компиляциями, в общественной жизни узаконивается коррупция, в армии солдаты держат в покорности офицеров и полководцев, угрожая им мятежами. Все продажно, никому нельзя верить, ни на кого нельзя положиться, и для того чтобы властвовать, правитель должен применять тактику разбойничьего атамана: подозревать, выслеживать и убивать своих соратников.

Порядок, устанавливающийся в этой фазе, которую правильнее всего назвать «обскурацией», никак нельзя считать демократическим. Здесь господствуют, как и в предшествовавших стадиях, группы, только принцип отбора иной, негативный. Ценятся не способности, а их отсутствие, не образование, а невежество, не стойкость в мнениях, а беспринципность. Далеко не каждый обыватель способен удовлетворить этим требованиям, и поэтому большинство народа оказывается, с точки зрения нового императива, неполноценным и, следовательно, неравноправным. Но тут приходит возмездие: жизнелюбы умеют только паразитировать на жирном теле объевшегося за время «цивилизации« народа. Сами они не могут ни создать, ни сохранить. Они разъедают тело народа, как клетки раковой опухоли организм человека, но, победив, т.е. умертвив соперника, они гибнут сами».

За фазой обскурации следует либо гибель разрушенного субпассионариями этноса, либо переход в мемориальную фазу, или фазу гомеостаза. В последнем случае субпассионарии вымирают, и от этноса остаётся реликт, состоящий из гармоничных особей, которые, в отличие от пассионариев, ничего не стремятся менять, и являются носителями статического состояния. «В самом деле, даже для сохранения семьи и воспитания детей нужны совсем иные качества, нежели те, которые столь тщательно культивировались (субпассионариями); в противном случае дети расправятся с родителями, как только это будет им удобно. Итак, после наступления торжества обскурации носители её <т.е. субпассионарии> исчезают, как дым, и остаются уцелевшие от всех передряг потомки первоначальных носителей статического состояния, которые на руинах вновь начинают учить своих детей жить тихо, избегая конфликтов с соседями и друг с другом. Анатомически и физиологически они полноценные люди, приспособившиеся к ландшафту, но пассионарного напряжения у них столь мало, что процесс развития этносов не идет. Даже когда среди них случайно рождается пассионарная особь, она ищет себе применения не на родине, а у соседей (например, албанцы делали карьеру либо в Венеции, либо в Константинополе). Тут возникают две возможности: либо оставшиеся в живых влачат жалкое существование как реликтовый этнос, либо они попадают в горнило переплавки и при некоторых благоприятных условиях из нескольких обломков выплавляется новый этнос, лишь смутно помнящий о своем происхождении, ибо для него куда важнее дата его нового рождения. И снова процесс проходит те же стадии, если его случайно не прервет постороннее воздействие».

На любой фазе этногенеза этнос, как уже говорилось, может погибнуть от «смещения» -- удара других этносов. Смещения наиболее опасны для этноса при переходе от одной фазы к другой.

Помимо собственно этноса, Гумилёв выделяет и другие уровни этнических систем. Суперэтнос -- группа этносов, возникшая одновременно в одном регионе в результате одного пассионарного толчка, взаимосвязанных политически, идеологически, экономически, и проявляющая себя в истории как мозаичная целостность, состоящая из этносов. Примеры суперэтносов -- Западная Европа, Китай, Великая степь. Данная категория Гумилёва похожа на «культурно-исторические типы» Данилевского и «цивилизации» Тойнби. Входящие в суперэтнос этносы, в свою очередь, делятся на субэтносы, т.е. подразделения, существующие лишь благодаря тому, что они входят в единство того или иного этноса, но обладающие определённой спецификой стереотипа поведения. В составе этноса постоянно возникают новые субэтносы и «рассасываются» старые. В свою очередь, внутри субэтноса выделяются консорции и конвиксии. Консорция -- группа людей, объединённых одной исторической судьбой, например, артель, кружок, объединение или общество по интересам. Если члены консорции вступают в семейные связи и консорция сохраняется на протяжении нескольких поколений, то она превращается в конвиксию. Конвиксия -- группа людей со сходным образом жизни и семейными связями. Иногда конвиксия переходит в субэтнос. Таким образом, получаются следующие уровни этнических систем: консорция -- конвиксия -- субэтнос -- этнос -- суперэтнос. Наличие внутри этноса многих субэтносов, а внутри них -- консорций и конвиксий -- усложняет этническую систему. А сложные системы устойчивее упрощённых. В реликтовых этносах, находящихся в состоянии гомеостаза, нет субэтносов (точнее, только один субэтнос -- весь этнос), система предельно упрощена.

Отдельное внимание Гумилёв уделяет проблеме этнических контактов. Он выделяет несколько типов контактов между этносами. «Ксения» (от греч. «гостья») -- тип контакта, когда этносы нейтрально сосуществуют при сохранении каждым из них своеобразия. Обычно в современных государствах проживают представители нескольких этносов, которые и сосуществуют в форме ксении. Симбиоз -- форма взаимополезного сосуществования этносов за счёт разделения хозяйственных и иных функций между ними. При этом этносы сохраняют своё своеобразие. Обычно это бывает, когда этносы занимают разные ландшафтные регионы (экологические ниши). Этническая аннигиляция -- взаимное ослабление и уничтожение этносов. Может иметь место при контакте двух или более суперэтносов. В то же время контакт двух и более суперэтносов может создать и новую систему, в которой, с одной стороны, теряется своеобразие составляющих систему этносов, но в то же время эта новая система и не является «полноценным» суперэтносом. Это так называемая «химера» (в греч. мифологии чудовище с телом козы, головой льва и хвостом дракона) -- соединение несовместимых этносов. В отличие от этноса, химера неустойчива.

Химеры бывают пассивными и антисистемными. Пассивная химера не несёт в себе определённого мироощущения. Антисистемная химера -- это химера, порождающая новую целостность людей с особым восприятием мира, так называемую антисистему. Антисистема -- это системная целостность людей с негативным мироощущением. Характерные черты негативного мироощущения -- не противопоставление, а приравнивание друг другу истины и лжи; восприятие окружающего мира не как блага, а как зла и средоточения страданий; понимание миссии человека в этом мире не как задачи сохранения благого мира, а как отрицания мира и его разрушения с целью вырвать человеческие души из пучины страданий, связанных с этим миром. Причина возникновения антисистемы -- наложение друг на друга двух разных ритмов этнических полей, возникающее при контакте двух и более суперэтносов. «Когда два разных ритма накладываются друг на друга, возникает своего рода какофония, воспринимаемая людьми как нечто противоестественное, что в общем-то и правильно. Но тогда люди начинают не любить вмещающую их географическую среду, искать выхода при помощи строгой логики и оправдывать свою ненависть к миру, устроенному так неудобно». Примеры антисистем -- гностицизм, манихейство, дуалистические ереси европейского средневековья (богумильство, альбигойство и др.). Антисистемным являлось мировоззрение западноевропейских инквизиторов, русских опричников. Как полагает Л.Н. Гумилёв, антисистемы оказывают губительное воздействие на биосферу, так как их представители не заинтересованы в сохранении природных ландшафтов, рассматривая их как часть враждебного мира.

Поскольку контакты между представителями разных суперэтносов случаются очень часто, химеры и антисистемы -- не редкость в истории. «Там, где слагается этническая химера -- наложение этнических полей разного ритма, появляются антисистемы. А так как за время существования человека на Земле все этносы давным-давно вступили между собою в контакты, то, казалось бы, антисистемы должны были вытеснить этносы, заменить их собой, уничтожить все живое в своих ареалах... А ведь ничего подобного почему-то не произошло». Причиной тому являются пассионарные толчки. Пассионарный толчок приводит к тому, что из осколков нескольких этносов формируется новый этнос с новым стереотипом поведения, а не химера. «Именно толчок, мутация, порождающая признак пассионарности и сообщающая заново возникающим этносам оригинальный ритм биополя -- вот что губит химеры и гнездящиеся в них антисистемы. Пассионарный импульс даёт как бы высокий накал, в котором химеры «плавятся» ... и превращаются в этносы, гармонически сочетающиеся с ландшафтами, как звено геобиоценозов. При столь высоких накалах антисистемы существовать не могут. Но дальше идёт уже описанный процесс этногенеза, при котором иногда, вследствие создавшихся условий, появляются импульсы с отрицательными значениями». Таким образом, согласно Гумилёву, пассионарные толчки -- это своеобразная «очистительная сила», без которой жизнь человечества не могла бы продолжаться. Л.Н.Гумилев перечислил следующие признаки пассионарного толчка, по которым можно узнать о его наличии, так и о возникновении процесса этногенеза народов: - изменение стереотипа поведения;

- усложнение внутриэтнической структуры;

- совершенствование хозяйства, а следовательно и изменение взаимодействия этноса с ландшафтом;

- военные и технические усовершенствования;

- расширение ареала обитания за счет завоеваний и миграций.

Именно по этим признакам можно узнать о возникновении процесса пассионарного обновления этноса.

Полагают, что после выхода из фазы надлома в инерционную фазу этногенеза в XYII-XYIII в.в. Европейский Мир в XYIII-XIX пытался неудачно регенерироваться через революционную Францию (благодаря пассионарному толчку XYIII века, затронувшего Юг Франции, Корсику ХIХ век для него был веком усталости, сопровождавшийся разрушением то социальных барьеров в одних странах, то государственных - в германских княжествах, которое на короткое время становилось подобием пассионарного толчка. А в ХХ веке он снова пытался неудачно регенерироваться через Объединенную Германию. . Гумилев Л.Н., Флоренский Л.В. Помни о Вавилоне, или история с географией //Истоки. 2009. Вып.20. С.359-372.

Мнений в этом случае есть несколько. Одни утверждают, что так выглядит фаза обскурации-агонии этногенеза. Другие утверждают, что это произошло благодаря пассионарности, полученной от Литвы к Польши (продукты пассионарного толчка в XIII веке), или может благодаря толчку, задевшему Юг Франции, Альпы). Но теперь на завершающем этапе этногенеза вблизи фазы гомеостаза (покоя) все у него разложено, все на месте, уют, тишина, порядок. Хотя все понимают, что уравнительная тенденция суть и есть инстинкт смерти. Но зато народ умиротворенный, законопослушный, ну, прямо, как когда-то в Древнем Риме на закате его дней. А то, что современные пассионарные варвары-мусульмане (продукты пассионарного толчка в XYIII веке) могут все перетряхнуть под себя, обмусульманить живущих, и перестроить кардинально жизнь Европы под свои традиции и навязать свои стереотипы поведения и мировоззрение, как это было с Древнем Римом во время переселения народов, - так ведь это не скоро будет.

Но все же есть разночтения в сообщениях в том, какие регионы затронул пассионарный толчок XYIII века. Ведь в их число (там, где наблюдаются социальные потрясения) попадают Китай, Вьетнам, Камбоджа, Япония, Афганистан, Таджикистан, Иран, Ирак, ЮАР, Судан, Сомали, Ефиопия, Заир, Мозамбик, Мадагаскар, Чечня, Армяне.

Сам же Л.Н.Гумилев свои этнологические исследования сознательно закончил XYIII веком. Но некоторые критики теории этногенеза А.Янов и М.Гаврилов упрекали его за то, что он не предложил объяснений всплескам пассионарности во времена революций во Франции в XYIII-XIX в.в., активности Германии в XYIII-XX в.в., как и активности Ирана, Японии и Китая в ХХ веке.

Во-первых, сам Л.Н.Гумилев предполагал наличие только одного толчка в XYIII веке по полосе от Южной Африки до Японии через Китай [Но есть мнение, что таких толчков было два с промежутком в 50 лет. Один - с протяженностью полосы от Филлиппин, через юг Вьетнама, центр Малакского полуострова север острова Суматры, Мадагаскар до Южной Африки, а второй - от Японии, Китая через Тибет, Индию, Пакистан, через Афганистан, Иран и Ирак в Египет и Северную Африку. Косвенным подтверждением их реальности могут быть вспышки двух сверхновых звезд, соотвественно, в 1604 г. в созвездии Змееносца (сверхновая Кеплера) и в 1572 г. в созвездии Кассиопеи. Учитывая возможный инкубационный период около 100-120 лет начало взрыва этногенеза предположительно должно было наступить в середине 18 века.

Но в других обозрениях сообщаются, что один толчок был от Пиренеев через Францию и Альпы до Японии, второй - от Южной Африки через Галичину до Финляндии, третий - от Ирана через Чечню до Тамбова, четвертый - от Сомали через Кавказ к Калмыкии, пятый - от Ирана до С.-Петербурга, шестой - от Пиренеев через Иран к Туркмении, седьмой- от Японии, через Корею, южный Китай, Индокитай до Суматры, восьмой - от Бенгалии до Балкан.

Потому, что эти полосы покрывают места сильных социальных и этнических напряжений, а вот так проявил себя пассионарный подъем на Ближнем Востоке в XYIII веке. Середина XVIII века в Египте отмечена мощным восстанием египтян против власти мамлюков и турок. Через некоторое время становится независимым весь Верхний Египет и совершается первый распад османского суперэтноса, с одной стороны, и османской этнической химеры, с другой стороны. С большим трудом в 1769 году мамлюки подавляют мятеж, но уже в 1778 году начинаются новые восстания феллахов. Восточнее, в Палестине, в середине XVIII века против турецкого владычества выступает арабское княжество Сафад, правитель которого - Дагир в 1765 году провозглашает независимое арабское государство. В 1769 году, сразу после подавления восстания крестьян в Египте, Дагир входит в союз с египетскими мамлюками и начинает широкомасштабную войну против Турции.

В XVIII веке объединенные арабо-мамлюкские сообщества начинают успешно громить турецкие войска и захватывают города: Дамаск, Бейрут и Сайду. Взятие Дамаска сопровождается поддержкой местного населения, которое вело активную антитурецкую борьбу также с середины XVIII века. Примерно на этой же полосе, в Северной Аравии, в то же самое время возникает движение ваххабизма, основоположник которого Мухаммед Абдал-Ваххаб родился в 1703 году. Финалом борьбы арабов за независимость становится изгнание ими армии Наполеона, вторгшейся в Египет в конце XVIII века.

По стереотипу поведения и по острому неприятию идеи европеизации Восточная Турция резко отличалась от центральных районов. В 1826 году султан Махмуд II ликвидирует янычарский корпус, подвергнув янычар почти полному истреблению. Cтраной, давшей кров опальным янычарам из Восточной Турции, стал Египет. Там убежавшие от свирепства турецких властей янычары и албанцы развернулись на полную мощь. Египет быстро стал расширять свои владения. С 1820 по 1822 гг. египетская армия устанавливает контроль над Суданом. В 1833 году Мухаммед Али принимает решение разгромить Турцию и остановить тем самым духовную агрессию Европы на Востоке. Нанеся поражение туркам, возглавляемые Ибрагимом войска оккупируют Палестину, Сирию, а затем и всю Азиатскую Турцию. Триумфальное шествие египтян на Стамбул было остановлено лишь русскими. В 1839 году Турция еще раз испытала на себе крепость египетских войск и снова вмешательство извне спасло ее от полного разгрома.

Скепсис большинства европейских историков к теории Л.Н.Гумилева отчасти объясняется тем, что с XIII века Европа не знала пассионарных толчков. Но может просто их не заметила? Да и не всегда ясно, как ведет себя этнос в разных фазах этногенеза, получивший дополнительный пассионарный толчок. Ведь в это время он наиболее уязвим для более пассионарных этносов. Вот мы знаем, что этнос поляков наиболее пассионарный в Европе. Но культурное влияние Европы на него привело к понижению пассионарности. А этнос немцев после военных поражений в ХХ веке, как когда-то было с чехами в XY веке, и с японцами в ХХ веке, вообще пассионарно надломлен. Так же пассионарно надломанным стал этнос Камбоджи в ХХ веке после деструктивного господства в нем "красных кхмеров". Сейчас это происходит с этносом чеченцев. Территориальная агрессия, свойственная пассионарным этносам в акматической фазе, не всегда приемлема для окружающих его этносов. И потому те могут насильственно надломить этногенез таких этносов, ускорив его старение.

Япония на первом пике пассионарности в 1867 г. вырвалась на исторический простор. Но наблюдается и другое, когда вмешательство других этносов только замедляет, а не прерывает этногенез. Так было с Ираном (1848-1852,1905-1911, 1979-образование республики) и Китаем (1853-1868, 1900-1911- образование республики), восстания в которых подавлялись европейскими странами. Так, подавив восстание сипаев в 1857 г. англичане только замедлили этногенез индийцев. В Судане в 1871 г. движение махдистов было подавлено англичанами за счет огромного превосходства в стрелковом оружии. А чеченцев затормаживают уже на нескольких колебательных подъемах (1990 г.) растущей пассионарности. А началось с того, что в 1785 году На Северном Кавказе пастух-чеченец Ушурма приняв имя Мансур, объявил газават (священную войну) местным язычникам и поддерживающей их России. А в 1840 г. возникает восстание Шамиля. В 1930 г. отмечается неповиновение чеченцев власти большевиков. Все упомянутые движения роднило не общность идеологии, а жертвенно-экзальтированный, реформаторский настрой. Так этноцидом за некомплиментарность ответили турки пассионарным армянам в 1915 г. и курдам. Потому, что все дело в выборе этнической доминанты, далекой цели, на достижение которой направляются усилия большинства пассионариев. Этногенез и биосфера Земли //Природа и человек. 2008. N 12. С.56-60.