Закючительные выводы о персидском искусстве.
Так как у персидского влияния не было сколько-нибудь видного прошлого, то, принимая во внимание его техническое совершенство, трудно думать, чтобы оно возделывалось самими персами. Недаром мы имеем сведения о разных греческих художниках, работавших при дворе персидских царей, и отнюдь не немыслимо, чтобы они до такой степени подлаживались к желаниям своих заказчиков даже и в отношении общего стиля своих работ, что сохраняли лишь те греческие черты и приемы, которые сразу бросаются в глаза в пластике персидских рельефов. Очевидно, эта пластика относится к более поздней, свободной и менее суровой поре, чем древнеегипетское и древнеассирийское искусство; конечно, в ней иногда ощущается временное соприкосновение с эллинским искусством эпохи его наибольшего блеска, но нигде она не приковывает к себе нашего внимания каким-либо изящным мотивом, самобытной мыслью, народной чертой, нигде не замечается в ней перехода к свободе и зрелости современного ей греческого искусства. Пластика персов неизменно оставалась придворным искусством древнего мира.
Оценка персидской архитектуры не столь неблагоприятна. Распознавать, откуда она заимствовала большинство своих отдельных мотивов, нетрудно; но во всей своей общности зодчество персидских дворцов представляется в значительной степени действительно местным, своеобразно прекрасным продуктом. Пространные террасы, служащие основанием зданий, удобные двойные лестницы, леса колонн, состоящих из нескольких частей и богато орнаментированных, цветные архитравы и потолочные балки сливались в одно красивое целое. Не только между частями колонн, но и в отделке дверей и окон существовала строгая пропорциональность, основанная, как доказал Делафуа, на определенных численных отношениях (ширина относится к высоте как 1:2, 2:3, 2:5), которые впервые соблюдаются здесь и в Греции. Конечно, персидской архитектуре времен Ахеменидов не было суждено оказать продуктивное влияние на европейское искусство, которое быстро приобрело бы мировое значение, но для Дальнего Востока чудные сооружения Персеполя были, так сказать, светочами более чистого мира искусств. Мы увидим далее, что зачатки буддийского искусства Индии проникнуты персидским веянием.
- Книга вторая. Древнее искусство востока. Введение. Древнехалдейское искусство
- Ассирийское искусство
- Орнаменты в ассирийской архитектуре.
- Дворец Ашшурнасирпала (Нимруда).
- Настенные рельефы.
- Статуя Ашшурнасирпала.
- Живопись по штукатурке на стенах дворца.
- Дворец Салмансара II.
- Крепость Дурр-Шаррукин (хорсабатский дворец).
- Дворцы Синахериб (Ниневийский дворец).
- Последний расцвет искусства при царе Ашшурбанипале.
- Закат ассирийской цивилизации.
- Нововавилонское искусство
- Скульптуры Богов в Вавилоне.
- Вавилонские цилиндрические печати.
- Древнеперсидское искусство искусство при кире и камбисе
- Искусство при дарии, ксерксе и их преемниках
- Скальные гробницы в Персеполе.
- Дворец Дария в Персеполе.
- Жилой дворец Дария.
- Парадный дворец Дария – зал со ста колоннами.
- Жилой дворец Ксеркса в Персеполе.
- Парадный дворец Ксеркса в Персеполе.
- Циллиндрические печати.
- Закючительные выводы о персидском искусстве.