Глава 5. Художественный мир народных игр
Народные игры с древних времен были одной из важнейших форм развития народного художественного творчества. В игровых ситуациях взаимосвязанно развивались песенное творчество, танцы, элементы народного театра.
Сущность народных игр и их Сущность предназначение помогают осмыслить ИГРЫ современные исследования в области теории
игры. Согласно теории Э.Берна, игра имеет глубокий социальный смысл. Различные игры сопровождают человека на протяжении всей его жизни. В различных ситуациях (семейных, производственных и др.) человек играет различные роли. Именно ролевое начало - один из важных признаков любой игры. Играющие распределяют между собой функции, часто соревнуются за тот или иной выигрыш.
Игра рассматривалась как развлечение, забава. В то же время отдельные исследователи связывали ее с отправлением религиозных обрядов, с решением психологических задач, с проблемами катарсиса.
Широкое распространение получил взгляд на игру как на своеобразный канал для освобождения от избытка жизненной энергии, снятия эмоционального и физического напряжения. Так, например, английский философ Г.Спенсер рассматривал игру в качестве биологического целесообразного механизма экспериментирования, упражнения. Этого же мнения придерживается российский ученый Каптерев П.О. О детской игре он писал: «Игра есть выражение самостоятельной деятельности организма, вызываемой и поддерживаемой непосредственно приятностью траты накопившихся энергии и силы... Взрослый под влиянием запаса силы и энергии работает, дитя, при тех же условиях играет. Источник обеих деятельностей один и тот же.»
145Народная художественная культура
особая форма самовыражения, но во многом это и сама жизнь в ее повседневном, бытовом проявлении, что игра является обязательной функцией человеческой жизни, представляющей собой вид непродуктивной деятельности.
Функции игр
Игре присущи самые различные функции.
Коммуникативность является ее основой.
Игра способна охватить своим
эмоциональным влиянием всех
присутствующих. Во-первых, общение между играющими, а во-вторых, теми, кто играет и наблюдает. Зритель (если игра зрелищного типа) явно больше, чем наблюдатель, следящий за тем, как происходит игра. В качестве участника игры - он составная ее часть. В игре каждый из участников полностью использует свой деятельный потенциал. Игра — наилучшая форма взаимодействия людей друг с другом и окружающим миром. Здесь уместно напомнить слова Э.Берна из известной его работы «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», что любое общение полезно и выгодно для людей. Повседневная жизнь предоставляет очень мало возможностей для человеческой близости. Поэтому в социальной жизни весьма значительную часть составляют игры.
В контексте функционирования важное значение приобретает компенсаторная функция. В игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Например, психологические перегрузки нередко сопровождаются недостаточно активной работой всех других органов человека. Игра позволяет вовлечь в работу ранее бездействующие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие (тонус). (Люди интеллектуального труда с удовольствием играют в спортивные игры.) Также важно отметить, что игра может быть удовлетворением и бессознательных влечений ребенка или взрослого.
Благодаря тому, что игра организует деятельность человека, становится возможным целенаправленное воспитание и обучение в игре и через игру детей. Так, например, она позволяет создавать для подростка ситуации, направленные на
148
Теоретические и исторические аспекты народной художественной культуры
выявление собственных способностей, пределов выносливости, на выработку правильной самооценки, проявление духа солидарности, способствует физическому развитию (подвижные, спортивные игры), подготавливает к труду через разыгрывание ролей взрослых. В игре личность получает возможность для более полного самовыражения.
На более ранних ступенях общественного развития в своем большинстве игра являлась «школой жизни». Педагогическое, дидактическое значение игры довольно велико.
Карл Гросс выдвинул теорию игры как стимула развития. Игра - это подготовительное упражнение к настоящей жизни. Общеизвестны и такие функции игры, как прогнозирование и моделирование. Прогнозирование обладает большой предсказательностью, только в игре можно экспериментировать с самим собой, моделировать возможные варианты своего поведения, а также вместе и с другими ее участниками, в игре человек осуществляет связь с действительным и
нереальным.
В русском языке понятия «игра», «игрища» существуют очень давно. В Лаврентьевской летописи так говорится о славянских племенах
(родимичей, вятичей, северян): «...братцы не бываху в них, на игрища метю сепы. С хотахуся на игреща, на плясанье и на вся бесовская игрища, и ту умыкаху жены себе».
Диапазон видов народных игр довольно широк: от хороводной или свадебной игры — «играть песню», «играть свадьбу» - до воспроизведения детьми или молодежью, а иногда и взрослыми бытовых сцен, например, охоты, войны, сельскохозяйственных работ. Известны детские игры; в прятки, ловитки, городки, лапту и многие другие.
В языческой Руси были распространены различные игрища, имевшие культовый, магический характер. Например, игрище «Ярило». Оно сопровождалось веселыми гуляньями с песнями, плясками, музыкой, хороводными играми, кулачными боями. Часто встречавшимся элементом таких игрищ
149
Русские народные игры
I
ililiifiliiiiffilltllii
Народная художественная культура
было ряженье, в котором присутствует некий условный образ. На все время, пока длится игра, человек становится своего рода «заместителем» изображаемого им персонажа, от имени которого он действует в определенной вымышленной обстановке.
Существует множество классификаций игр. Первая попытка классифицировать детские игры была предпринята Каптеревым ПО. в работе «О детских играх и развлечениях». Он разделил их на две большие группы: игры, совершаемые с помощью одних органов тела без всяких орудий, и игры, совершаемые с помощью разнообразных орудий. К первой группе он относит: простые движения руками, ногами, головой, туловищем, сначала более или менее бессвязные и беспорядочные, а потом комбинированные и систематические: беганье, прыганье, скаканье, танцы; ко второй группе: бросание вещей на пол, стучание по столу разными предметами, игра в прятки, бросание в цель, комканье бумаги, попытки рисовать и др.
Рассматривая игру как явление очень сложное, одновременно физическое и психическое, Каптерев П.О. отмечает, что с развитием психической жизни в детскую игру будут входить новые и новые элементы, игра не будет простым приятным движением или рядом движений, но выражением в движениях разнообразного психического содержания.
В конце XIX столетия Г.Виноградов, А.Терещенко, Е.Покровский, А.Гомм также пытаются систематизировать игры. Покровский Е. в своем труде «Детские игры» несмотря на разнородность выбора критериев разделяет их на:
а) игры с игрушками (погремушка, волчок, лошадка и
т.д.),
б) игры с движениями (бег, прыганье, вращательные движения),
в) игры с различными орудиями (веревочкой, мячиком, палками),
г) игры домашние и зимние.
150
Теоретические и исторические аспекты народной художественной культуры
Как видим, он больше внимания обращал на подвижные игры, физические упражнения, придавая значение им в воспитании детей преимущественно физическом и мало останавливаясь на словесном творчестве детей, связанном с играми.
Г.С.Виноградов в первую очередь останавливается на играх формальных (т.е. играх традиционных), связанных со словесными формулами: прибаутками, песнями, приговорами чураньем. Так, например, игры физические, сопровождающиеся разными выкриками: «чураньем» (чур-чура! чур меня! и т.п.) и прибаутками. Они произносятся в разные моменты игры и регулируют направление ее, иногда выкрики эти заключают правила игры, иногда же это просто песенки, их ритм придает известную гармонию движениям игры, есть игры с небольшими диалогами, большею частью в начале игры. «Палочка - выручалочка» («палочка-воровочка»), игра, очень распространенная среди детей, — разновидность игры в прятки. Овладевший палочкой вожак или кто-нибудь из играющих произносит приговорку и дает этим знать о себе спрятавшимся. Когда кладут палочку, говорят: «Палочка пришла. Никого не нашла, Кого первого найдет, Тот за палочкой пойдет».
Несколько иначе подходит к систематизации игр А.Гомм. Она все игры делит на две группы: игры драматические и игры, построенные на ловкости и удаче. Каждая группа в свою очередь разбивается на множество групп. Так, игры на ловкость и удачу включают: метание в цель веревки и камня, игра в пуговицы, вишневые косточки, в камешки, орехи, игры с пальцами и веревочкой. Но в указанном перечне отсутствуют такие игры, как ловитки, а к группе драматических относятся игры в жмурки. Даже на этих примерах можно говорить о несовершенстве систематизации А.Гомм.
Интересен подход к систематизации игр фольклориста Терещенко А.В. Он акцентирует внимание на половозрастном признаке.
151\
Народная художественная культура
Сферы бытования народных игр
При исследовании игры мы сталкиваемся с огромным разнообразием ее конкретных проявлений в различных сферах жизни и культуры.
Известно, что многие народные игры связаны с языческими праздниками и обрядами.
У праздников существуют определенные способы выражения, к одним из которых относится игра, отвечающая празднику и торжеству, создающая неповторимую атмосферу веселья и радости, атмосферу возвышенного мироощущения, например, зимние святки «от Рождества до Крещения».
Они выделялись духовным подъемом, праздничностью, весельем. На святках играли в разные игры: «Жмурки», «Сижу - посижу», «Уж я золото хороню», «Пряхи». Примечательной чертой святок было колядование, хождение ряженых.
Праздник «Масленица» по части веселья не уступал святкам. Она отличалась от других зимних праздников размахом катания: на лошадях отдельных упряжек до «поезда» из нескольких саней, катание с ледяных горок на салазках, шкурах, соломенных корзинах. Любимой забавой молодежи было взятие снежного города, которое включало игры, элементы спектакля и спортивного состязания. Распространенными играми были «Царь горы», «Столбики», «Шапка горит». Для Пятидесятницы характерен хороводно-игровой комплекс: «Мак растить», «Садить хрен», «Просо сеять», «Плетень», «Ворота».
Интересной формой досуга молодежи были посиделки. Так, например, на святочных посиделках бытовал набор святочных игр: «Кострома», «Столб», игра «в короли». Многие игры сопровождались песнями, связанными с игрой по содержанию. Во всех играх, включающих поцелуи, парень и девушка, прежде чем поцеловаться, кланялись друг другу в ноги. Примечательной чертой игровой этики было также обращение молодежи друг другу по имени и отчеству, когда назвать партнера требовалось самими условиями игры.
156
Теоретические и исторические аспекты народной художественной культуры
Существенная роль принадлежит семье, само функционирование которой порождает целенаправленный процесс воспитания. Семья с древнейших времен выступала культурным, ценностным и информационным полем для развития подрастающего поколения. Уже на самых ранних ступенях игра сопутствовала жизни ребенка. Для ребенка в первые годы его жизни партнерами по игре являются взрослые: мать, бабушка, няня, старшие брат или сестра. Играя в куклы, дети подражают жизни взрослых: сватаются, играют в пап и мам, ходят в гости, учат своих «детей», лечат и т.д.
Театр является специфической формой игры-представления, в которой участник пребывает в воображаемом мире игры. Особенностью данного вида игры является наличие зрителей, тех, кому репрезентируется игровой материал. В психологической практике общепринята точка зрения, согласно которой игра является эффективным средством адаптации к обстоятельствам жизни, снятию и предупреждению стрессов. Использование игровых приемов в психотерапии стало уже традиционным, и игра превращается в одно из важнейших средств психотренинга.
Игровой тренинг включает в себя импровизацию конкретных жизненных ситуаций с последующим обсуждением в группе.
Например, робкому человеку предлагается сыграть роль смелого героя, а грубому, несдержанному человеку -роль уступчивого, мягкого. Или в игровой форме воспроизводится травмирующая человека ситуация (руководитель несдержан), где он должен действовать. Задача проигрывания предложенной ситуации — помочь ему избавиться от болезненного реагирования, выработка умения сотрудничества и совместного решения проблем, приемов диалога, способности к эмоциональному самоконтролю и адекватному поведению в группе; таким образом создается новая модель поведения человека.
Говоря об использовании игры в группах психотренинга, нельзя не сказать о Э.Берне - создателе трансактного анализа, который представляет собой метод групповой психоте-
157Нтродная художественная культура
рапии, основанной на своеобразном представлении о структуре человеческих состояний, названных «Ребенок», «Взрослый», «Родитель». Э.Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы и которому индивид несомненно следует в течение своей жизни. Изменение сценария сводится к разыгрыванию ролей.
Важное значение для функционирования игровой деятельности представляет сфера досуга. Досуг народа в течение столетий был связан с системой церковных праздников, с событиями в семье - свадьбами, крестинами, похоронами. Досуг проходил в общении с природой, которая открывает большие возможности для увлекательных дел. В настоящее время ценность досуга и игры, являющейся одним из компонентов его, усиливается и актуализируется.
Литература
Агамова Н.С., Смацова И.С., Морозов И.А. Народные игры для детей. М.,1995.
Игры народов СССР/: Антология. М-Л.,1933. Бахтин М.М. Творчество Ф.Фабле и народная культура средневековья и Ренессанса // Литературно-критические статьи. М.,1986.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л.,1992.
Былеева Л.В. Русские народные игры. М.,1988. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Иркутск, 1930. ВундтВ. Этика. СПб, 1887. С. 181.
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии.- 1966.-№6.С.62-75. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.,1991. С.287.
Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-психо-логос. М._
1995.
Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М., 1994.
158
Народная художественная культура
Основные виды и жанры народного художественного творчества
Литература
Асеев Б.Н, Русский драматический театр (от его истоков до конца XVIIIb.). M., 1977.
Гусев В.Е. Истоки русского народного театра. Л., 1977. Гусев В.Е. Русский фольклорный театр ХУ111 — начала XX вв. Л.,1980.
Дмитриев Ю.А, Хайченко Г.А История русского театпа М„ 1986. '
Дмитриев Ю.А. На старом московском гуля-нии//Театральный альманах ВТО. Кн. 6. М., 1947.
Ивлева Л.М. Ряженые в русской традиционной культуре
СПб., 1994.
Истоки Русского театра. М, 1976.
Русская народная драма ХУ11 — XX веков. М.,1953.
Савушкина НИ. Русский народный театр. М.,1976.
Фольклорный театр. М.,1988.
338