Образ Петербурга ("Преступление и наказание")
Многие великие писатели 19 века изображали прекрасный город Петербург, видное место он занимает и в произведениях Ф.М. Достоевского, но он не говорит о его великолепных зданиях, о красоте самого города, Федор Михайлович как бы заглядывает внутрь бедных домов, где в ужасных условиях живут герои его романа «Преступление и наказание». В произведение мы встречаемся с черными лестницами, облитыми помоями, дворами - колодцами, напоминающие душегубку, город облупленных стен, невыносимой духоты и зловонья, это место, в котором невозможно быть здоровым, добрым, полным сил. Он душит и давит. Писатель никогда не показывает красоты Петербурга. Природы почти нет, а если и встречается, то только акцентируется ее отсутствие в остальных местах. Около природы происходят странные вещи: во сне под кустом Раскольникову снится страшный сон о жестокости, о гибели безвинного существа. Особое внимание уделяет Достоевский не просто описанию убогих условий комнат, но также обращает внимание на запахи и символические цвета. Он использует желтые, зеленые и серые цвета, но вообще в романе доминирует желтый цвет - символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи - процентщицы, желто от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая «похожая на шкаф или сундук» коморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет. Соня Мармеладова пошла по «желтому билету», женщина-самоубийца с желтым лицом. Эти детали, а также желчный город отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий. Однако в романе мы находим и зеленый цвет, цвет «фамильного» Мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а после ее смерти и Софья Мармеладова. Он олицетворяет и страдания, которые выпадают на долю его владетельниц, и их искупительную силу. Умирая, Катерина Ивановна произносит: «Бог сам знает как я страдала...» Отправляясь за Раскольниковым, который идет признаваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдания и искупить этим вину Радиона . В эпилоге, в сцене возрождения Раскольникова Соня появляется все в этом же платке, осунувшаяся после болезни. В этот момент зеленый цвет - символизирует страдания и надежды главных героев романа. Достоевский в своем произведении показал город, в котором зарождается капитализм, когда люди, не сумевшие пройти через социальный перелом. Петербург является также и действующим лицом романа, соучастником страшного преступления Раскольникова, и свидетелем его раскаяния. Итак, можно сделать вывод, что для Достоевского Петербург - город убийства, нищеты и людского одиночества.
- В плену ложной идеи (по роману ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
- «Двойники» Раскольникова (Лужин и Свидригайлов), их роль в романе «Преступление и наказание»
- Раскольников
- Трагедия Раскольникова
- Гуманизм творчества и романов "Преступление и наказание"
- Женские образы в романе ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
- Образ Петербурга ("Преступление и наказание")
- Петербург Достоевского
- В чем секрет актуальности романа ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?
- Гуманизм творчества и романов "Преступление и наказание"
- Преступление Раскольникова, его причины и смысл
- Система образов в романе "Преступление и наказание"
- Петербург Достоевского в романе "Преступление и наказание"
- Раскольников и Свидригайлов
- Критика индивидуалистического бунта в романе «Преступление и наказание»
- Семья Мармеладовых и ее роль в романе "Преступление и наказание"
- Теория Радиона Раскольникова и ее крушение
- Социальные и философские истоки бунта Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
- Что общего в судьбе Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова (по роману «Преступление и наказание»)
- "Униженные и оскорблённые"
- Тема "маленького человека" в произведениях Достоевского
- Как Достоевский открывает человека в человеке?