1.1. Сущность праздника и его типы. Сущность обряда и его типы.
Праздник как феномен культуры — день или дни торжества, установленные в честь или память кого или чего-либо; в сознании человека праздник ассоциируется, как отметил Бахтин, с «временным вступлением в утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия». Праздник - антитеза будням, обычной жизни, специфическая. кратковременная форма человеческого бытия.
Исторические корни праздника уходят в глубокую древность, они тесно связаны с магией, ритуалом, трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни, ценностными ориентациями. Издревле существовала общечеловеческая потребность в празднике, выполнявшем важные социальные функции: компенсаторную, эстетическую, нравственно облагораживающую; праздник выступал как способ духовного единения, коллективного самовыражения и обретения свободы, раскрепощения, снятия груза будничных забот и тревог.
Праздник всегда имеет оптимистичный, жизнеутверждающий характер; его содержательная сторона отличается выраженно-духовной направленностью. В нем достаточно ощутима многовековая преемственность духовных ценностей.
Особое значение в празднике приобретает его эстетическая составляющая: чувственно-эмоциональная насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм, зрелищность, элементы карнавальности, театрализация. Все эти качества роднят праздник с искусством, но не отождествляются с ним. Праздник - это некая пограничная зона между реальной жизнью и художественным произведением. Психологический механизм воздействия праздника близок к катартическому воздействию искусства.
Типология праздников многообразна: народные (национальные), религиозные, государственные, профессиональные и другие. Народным праздникам свойственна естественность, органичность, самостийность; государственные отличает высокая степень протокольной регламентированности, выраженная идеологическая, направленность; религиозные являются отражением той или иной формы верований. Наблюдается определенная близость народных и религиозных праздников, так как в этнонациональных культурах религия выступает одной из важных форм ценностной ориентации. Но народные праздники могут не исчерпываться религиозными, так как включают в себя и элементы светской культуры (карнавальная культура в рамках средневековья). Существует возможность превращения в исторической перспективе государственные праздники в народные.
Праздник - своеобразное зеркало социальных противоречий, в нем находят свое отражение ущемление демократических форм жизни общества, забвение национальных традиций, крушение идеалов, политизация духовной жизни, разрыв между официальной идеологией, обществ, сознанием и объективными реалиями действительности. Эти противоречия находят свое воплощение в комическом аспекте праздника, в его юмористических, и сатирических формах. Праздник - старейшая и перспективная форма бытия культуры.
Обряд - ритуал, церемония, церемониал, совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления.
Понятие «обряд» не следует смешивать с более широким понятием обычай, означающим не только символические, но и всякие вообще повторяющиеся и установленные традицией действия. Для доклассового общества характерна недифференцированность бытовых, производственных и религиозных обрядах. С возникновением классового государства и церкви формируются специфическая церковная обрядность, ритуалы и церемонии, связанные с общественной и государственно-политической жизнью (например, придворные церемонии), и продолжают существовать традиционные бытовые обряды, особенно долго сохраняющиеся в крестьянской среде. К их числу относятся производственные обряды, связанные с земледелием, например с жатвой (зажинки, дожинки), животноводством (обряды, приуроченные к весеннему выгону скота), рыбной ловлей, охотой, строительством новых жилищ, рытьём колодцев и т.п., и семейные (обряды, связанные с рождением и смертью, свадьбой и т.д.). В связи с годичной повторяемостью хозяйственной деятельности и её календарной приуроченностью обряды первой группы, в отличие от семейных, принято называть календарными. Обрядные действия могли быть магическими (включая вербальную, т. е. словесную, магию), символически-демонстративными или игровыми. Для поздних обрядов характерно развитие символических и игровых элементов и выпадение или трансформация магических, генетически связанных с примитивной аграрной, скотоводческой и промысловой техникой и с устойчивостью общинных, родовых и семейных (особенно патриархальных) отношений. Обряды исполнявшиеся индивидуально (и часто тайно), сопровождались у многих народов прозаическими или стихотворными заговорами и присловьями; обряды исполнявшиеся коллективно (род, племя, община. семья, артель и т.п.), - также и песнями. Особую группу обрядов образуют т. н. гадания (или мантические обряды), предназначенные для угадывания (предсказания) дальнейшего течения жизни гадающих. Уже в период капитализма происходят значительные изменения в обрядовой традиции. Этот процесс углубляется в период социалистического переустройства общества. Традиционные обряды, особенно магические, забываются или переходят в разряд символических или игровых. В СССР и др. социалистических странах формируется новая, социалистическая обрядность.
- Содержание
- Глава 1. Обряды и праздники, как основа культурной и духовной жизни народов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
- Глава 2. Календарные земледельческие обряды и праздники Удмуртии . . . 9
- Введение
- Основная часть
- Глава 1. Обряды и праздники, как основа культурной и духовной жизни народов.
- 1.1. Сущность праздника и его типы. Сущность обряда и его типы.
- Глава 2. Календарные земледельческие обряды и праздники Удмуртии.
- 2.1. Сезонные циклы календарных земледельческих обрядов и праздников Удмуртии.
- 2.2. Последовательность, содержание и проведение календарных земледельческих обрядов и праздников Удмуртии.
- Заключение
- Список литературы