Министерство образования и науки российской федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
Факультет филологии и журналистики
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан ФФиЖ
_________________
"_____"__________ 2010 г.
Рабочая программа дисциплины
Устное народное творчество
Направление подготовки
032700 – Филология
Профиль подготовки
Отечественная филология (русский язык и литература)
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Кемерово, 2010
1. Цели освоения дисциплины
Устное народное творчество – один из базовых курсов в системе филологического образования.
Обучающиеся получают первоначальное представление о фольклоре как коллективном творчестве; знакомятся с особенностями его развития и бытования; учатся применять полученные знания в процессе собирания, систематизации и анализа текстов устного народного творчества. В процессе освоения дисциплины формируется представление о значении фольклора в становлении отечественной литературы, ее национального своеобразия.
Фундаментальной основой курса является изучение славянской мифологии, предполагающее знакомство с языческими представлениями о мире и их трансформацией в системе двоеверия, а также с мифологическими моделями жизнеустройства, что позволяет приобрести навыки анализа фольклорных текстов (в будущем – и литературных произведений, актуализирующих мифологические принципы организации художественного мира).
Целями освоения дисциплины «Устное народное творчество» является:
- изучение устного народного творчества в синхронии и диахронии с учетом характера бытования фольклора;
- знакомство со славянской мифологией и обрядностью;
- изучение жанровой системы фольклора и овладение навыками анализа произведений унт;
- знакомство с ведущими работами мифологов, фольклористов, а также историей русских и зарубежных фольклорных школ, направлений, течений;
- развитие у студентов личностных качеств, формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованием ФГОС ВПО по направлению подготовки 032700 — Филология.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Б.3. Профессиональный цикл. Базовая часть. Модуль 1. «Отечественная филология».
«Устное народное творчество» относится к дисциплинам базового профессионального цикла (Б.3) и предваряет изучение истории русской литературы. Знакомство со славянской мифологией, фольклорными процессами в дальнейшем ориентирует филологов на осмысление специфики авторского творчества и лингвистических дисциплин. Одна из тематических составляющих «Устного народного творчества» углубленно изучается в контексте дисциплины по выбору «Поэтика мифа».
Знания, полученные в первом семестре, служат теоретической базой для полевых и архивных исследований во время летней фольклорной практики, а также направлены на решение задач в соответствии с профессиональными видами деятельности бакалавра филологии.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Устное народное творчество»
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
• Знать: специфику фольклора в историческом развитии и современном состоянии, ориентироваться в истории и теории фольклористики.
• Уметь: интерпретировать произведения устного народного творчества в соотнесении с обрядово-ритуальным, мифологическим, прагматическим и др. контекстами, а также в связи с характером бытования.
• Владеть: навыками комплексного анализа фольклорных текстов, основами знаний о мифологической картине мира, о календарном и семейном циклах в традиционной культуре.
В рамках ОК-1 (владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей её достижения) обучающийся должен:
• уметь: воспринимать, анализировать и обобщать полученную информацию; ставить цель в изучении дисциплины и выбирать пути ее достижения;
• владеть: культурой мышления.
В рамках ОК-6 (стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства) обучающийся должен:
• уметь: выбирать знания, способствующие саморазвитию и повышению квалификации.
В рамках ПК-1 (способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии) и ПК-4 (владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации) обучающийся должен:
• знать: специфику фольклора как коллективного творчества, базовые основы фольклористики как науки;
• уметь: систематизировать и анализировать произведения устного народного творчестве, применять полученные знания в практике полевых исследований.
• владеть: основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации.
В рамках ПК-2 (владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий) обучающийся должен:
• знать: традиционные и инновационные методики сбора и анализа фактов и информации по славянскому фольклору;
• уметь: собирать информацию о тенденциях развития современной фольклористики в специализированных филологических журналах, биобиблиографических источниках, сайтах и порталах Интернета;
• владеть: навыками работы в библиотеках и поисковых порталах Интернета.
В рамках ПК-5 (способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности) обучающийся должен:
• знать: мифологические, обрядовые, прагматические, структурно-семиотические особенности устного народного творчества;
• уметь: пользоваться полученными знаниями и применять их в собственном научном исследовании;
• владеть: навыками филологического анализа, использовать их в интерпретации фольклорного произведения.
В рамках ПК-6 (способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов) обучающийся должен:
• знать: существующие методики (обрядово-мифологические, структурно-морфологические, исторические, прагматические подходы) интерпретации фольклора;
• уметь: формулировать аргументированные выводы и умозаключения в узкой области филологического знания;
• владеть: навыками анализа фольклорного текста в соотнесение со сферой и спецификой его бытования.
В рамках ПК-7 (владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания, знание основных библиографических источников и поисковых систем) обучающийся должен:
• знать: основные библиографические источники и поисковые системы по проблемам устного народного творчества (журнал «Живая старина»).
• уметь: готовить научные обзоры, аннотации, рефераты и библиографии по темам дисциплины;
• владеть: приемами библиографического описания.
В рамках ПК-8 (владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований) обучающийся должен:
• знать: формы участия в научных мероприятиях;
• уметь: отбирать материал и готовить сообщения, доклады, иные материалы по собственному научному исследованию;
• владеть: навыками письменного представления материалов исследования и ведения научной дискуссии с мотивацией собственной позиции при интерпретации фольклорного текста.
В рамках ПК-10 (умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик) обучающийся должен:
• знать: существующие в общеобразовательных учреждениях методики проведения занятий и внеклассных мероприятий;
• уметь: готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий.
В рамках ПК-11 (готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися) обучающийся должен:
• знать: формы воспитательной работы с учащимися,
• уметь: применять на практике полученные знания,
• владеть: навыками учебно-воспитательной работы и популяризации фольклорной системы как неотъемлемой составляющей национальной культуры.
В рамках ПК-15 (владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах) обучающийся должен:
• знать: характер возможной реализации фольклорных проектов в образовательных учреждениях, в книгоиздательской сфере, в учреждениях культуры;
• уметь: создать культурно значимый проект фольклорного праздника, сбора и публикации материала;
• владеть: навыками реализации культурно-просветительских и образовательных проектов.
В рамках ПСК-1 (готовность к восприятию и анализу многообразных явлений современного общества и современной русской культуры) обучающийся должен:
• знать: востребованность в филологической практике знаний о народной культуре в диахронии и синхронии.
• уметь: соотносить современную культурную ситуацию с предшествующими эпохами;
• владеть: знаниями по истории народной культуры, теорией фольклора и отдельных жанров.
В рамках ПСК-2 (готовность к интерпретации произведений устного народного творчества) обучающийся должен:
- знать: методологию анализа фольклорных текстов в соотнесении с разнообразными научными подходами.
- уметь: применять полученные знания в период фольклорной практики, практике профессиональной деятельности.
- владеть: культурой мышления.
В рамках ПСК-3 (готовность к восприятию народной культуры максимально широкого спектра: от древности до современности) обучающийся должен:
- знать: теорию эволюции жанровых систем фольклора в соотнесении с научными концепциями их интерпретации.
- уметь: воспринимать произведения максимально широкого спектра: от древности до современности.
- владеть навыками анализа произведений фольклорных текстов в соотнесении с характером и временем их бытования.
4. Структура и содержание дисциплины «Устное народное творчество»
4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 72 часа.
4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
Вид учебной работы | Всего часов |
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины | 72 |
Аудиторные занятия (всего) | 54 |
В том числе: |
|
Лекции | 36 |
Семинары | 18 |
Самостоятельная работа | 54 |
В том числе: |
|
Контрольная работа | 15 |
Коллоквиум | 15 |
Реферат, чтение и анализ текстов | 24 |
Вид промежуточного контроля | Проверка конспектов, собеседование по текстам, сдача коллоквиума, тестирование, письменные опросы на лекциях |
Вид итогового контроля | Экзамен 1 семестр |
- Министерство образования и науки российской федерации
- 4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
- 4.3 Планы практических занятий
- Специфика фольклора. Фольклористика как наука.
- Славянская мифология
- Семейная обрядность. Поэзия свадебного обряда
- Волшебная сказка: жанровая поэтика, система персонажей
- Несказочная проза
- Поэтика былинного эпоса. Киевский цикл.
- Литература:
- Дополнительная литература:
- Источники текстов:
- Русская народная лирическая песня
- Фольклорный театр и народная драма
- Детский фольклор
- 5. Образовательные технологии